Израиль: развитие ситуации вокруг сектора Газа

В ночь на 25 октября 2018 года Израиль подвергся ракетному обстрелу с территории сектора Газа. Были запущены две ракеты «Град» из лагеря беженцев в центре анклава и еще одна – из города Хан-Юниса.  Израильская система ПРО «Железный купол» сбила две ракеты, и одна взорвалась в ненаселенной местности в Эшколе, региональном совете на северо-востоке пустыни Негев. В некоторых израильских СМИ сообщалось об одной ракете, которую не смогла сбить ракета-перехватчик системы ПРО, и о том, что в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛе) начато расследование причин очередного сбоя[i]. По словам пресс-секретаря ЦАХАЛа, бригадного генерала Ронена Манелиса, «система ПРО «Железный купол» не предназначена для перехвата ракеты, которая упала прошлой ночью в Эшколе, т.к. она должна была упасть в безлюдном месте», – заявили в армии. Это вызвано тем, что успешный перехват может осыпать обломками населенный район и потенциально причинить больше вреда, чем ракета, упавшая в чистом поле за пределами города[ii].

Как обычно в таких случаях, израильская армия в ответ атаковали восемь целей на трех террористических объектах ХАМАСа на юге, возле Хан-Юниса и Рафаха, а также в северной части палестинского анклава. «Нападению подвергся военный полевой лагерь на севере сектора Газа, а также учебный лагерь, цех по производству и склад оружия в южной части анклава». Сразу же после запуска ракет Министерство внутренних дел ХАМАСа приказало своим оперативникам уйти с позиций перед началом ответной атаки ЦАХАЛа. Палестинское Министерство здравоохранения сообщило, что в результате действий  Израиля никто не пострадал.

Палестинские организации в секторе Газа еще не взяли на себя ответственность за обстрел, но в пресс-службе ЦАХАЛа снова заявили, что «террористическая организация ХАМАС несет ответственность за все, что происходит в секторе Газа и за его пределами, поэтому эти террористические нападения на израильских граждан будут иметь для них серьезные последствия»[iii]. Напомним, что отсутствие решительных действий ЦАХАЛа против ХАМАСа (в ответ на ракетный обстрел Израиля с территории сектора Газа 17 октября с.г.) военно-политический кабинет объяснил тем, что ракеты были запущены не ХАМАСом, а молнией, а идти войной из-за непогоды – безответственный шаг. Таким образом, после третьего за последнюю неделю попадания ракеты по территории Израиля в Генштабе израильской армии продолжают утверждать, что «ЦАХАЛ подготовлен к различным сценариям и намерена впредь выполнять свою миссию по защите граждан Израиля» и, что «израильская армия справлялась и не с такими вызовами».

По словам Р.Манелиса, «ХАМАС терпит неудачу в своих террористических попытках – с тоннелями, ракетами, террористическими атаками. Но они заплатят за это тяжелую цену – убитыми и ранеными».

Даже с учетом запусков ракет военно-политическое руководство Израиля считает, что вдоль границы с сектором Газа установилось относительное затишье, в т.ч. благодаря посредническим усилиям Египта и ООН. поэтому Израиль в воскресенье вновь открыл на границе с Газой КПП для товаров и гражданского населения, которые были закрыты после запуска ракет 17 октября с.г. Более того, 24 октября пресс-служба Министерства обороны сообщила, что глава ведомства Авигдор Либерман в соответствии с рекомендациями служб безопасности разрешил возобновить поставки в прибрежный анклав закупленного Катаром горючего[iv].

Политический обозреватель «Гаарец» Йоси Вертер в своей аналитической публикации напоминает, что две предыдущие военные операции в секторе Газа – «Литой свинец» (2008 г.) и «Облачный столп» (2012 г.) – проходили накануне всеобщих выборов в Израиле. В первом случае Б.Нетаньяху возглавлял оппозицию во время правления Эхуда Ольмерта. Тогда он пообещал уничтожить ХАМАС. Правда, спустя десять лет исламистская организация находится на пике своего военного могущества, и ее лидеры ведут непрямые переговоры с Израилем. Вторая операция была ближе к концу второго срока премьерства Б.Нетаньяху. Он вел себя так, как Э.Ольмерт до него: остановился вовремя, не затягивая ЦАХАЛ в тяжелое и бессмысленное наземное наступление в секторе Газа, несмотря на воинственные призывы со стороны  «правого» лагеря». Степень ответственности, которую он тогда продемонстрировал, стоила возглавляемой им партии Ликуд мест в Кнессете – их заняли депутаты от партии «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом. В настоящий момент Израиль стоит либо перед началом очередной военной кампании, либо прекращение огня так близко, как никогда прежде. В любом случае, Б.Нетаньяху придется решить вопрос с сектором Газа прежде чем сделать объявление о досрочных выборах[v].

Дело в том, что 15 октября 2018 года была открыта зимняя сессия Кнессета 20-го созыва. Она должна продлиться до апреля 2019 года. Основным вопросом в повестке дня остается дата досрочных парламентских выборов. К слову, в конце марта 2019 года будет десять лет, как Б.Нетаньяху непрерывно занимает пост премьер-министра.

Острый политической вопрос, в последнее время угрожавший правящей коалиции, – о призыве в армию ультраортодоксальных молодых людей – смягчен благодаря умеренному решению Совета мудрецов Торы «Агудат Исраэль» (высшего органа израильской ультраортодоксальной партии) пойти на компромисс, тем самым, хоть и не гарантированно, но сохранить коалицию. Дело в том, что «харедим» освобождались от воинской обязанности с момента создания Государства Израиль в 1948 году. Это стало результатом достигнутого консенсуса между светскими и религиозными политическими силами, а также с учетом того, что во время Холокоста погибло много раввинов, которых нужно было учить новых. Процесс обучения в ешивах занимает большое количество времени, и по утверждениям ортодоксальных партий, ее не следует прерывать службой в армии. Министр обороны настаивает на принятии закона о всеобщем призыве, который позволит призывать в армию ортодоксальную молодежь. Верховный суд (БАГАЦ) выступил на стороне А.Либермана и принял решение, согласно которому законопроект о призыве должен быть принят не позднее 2 декабря 2018 года.

Сложившаяся ситуация предоставляет Б.Нетаньяху некоторое пространство для маневрирования. Правительство, которому не грозит роспуск, может заняться Газой, пока проблема не будет решена тем или иным образом. «Без достижения долгосрочного соглашения по сектору Газа, и в случае продолжения насилия [на границе с Сектором и запуска ракет], Б.Нетаньяху придется решать [что предпринять]».

Два политика, представляющие в правящей коалиции «правый лагерь», министр обороны А.Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль») и Нафтали Беннет (лидер партии «Еврейский дом») требуют от премьер-министра решительных действий в отношении сектора Газа. А.Либерман предлагает жесткий одноразовый удар, после которого возможно говорить о переговорах. Н.Беннет, политический оппонент А.Либермана, требует от ЦАХАЛа более интенсивного противодействия палестинцам, которые прорываются через пограничный забор и запускают воздушные средства с зажигательными смесями. Положение Б.Нетаньяху не завидное – с одной стороны, Н.Беннет и А.Либерман, а с другой – службы безопасности и Генштаб, которые не видят смысла в очередной военной операции и предлагают активизировать гуманитарную помощь Газе. Как отмечает «Гаарец», очевидно к чьей позиции склоняется Б.Нетаньяху.

Тем временем, 26 октября с.г. израильские СМИ со ссылкой на источники арабской газеты «Аль-Хаят» в Каире сообщили о достигнутом взаимопонимании между Израилем и палестинскими организациями в секторе Газа. Аббас Камель, глава Управления общей разведки АРЕ, должен вскоре объявить о достигнутых договоренностях, в то время как официальных комментариев со стороны Израиля пока не поступало. Согласие достигнуто при посредничестве египетской делегации во главе с начальником палестинского отдела разведки Хамадом Абд аль-Халиком, прибывшего в анклав 22 октября с.г. на переговоры с руководством ХАМАСа. Последнее обязуется прекратить любые насильственные действия с территории анклава, включая ракетные обстрелы и массовые беспорядки в рамках организованных еженедельных демонстраций вдоль границы с Израилем[vi].

Согласно источникам, египетская сторона дала понять, что все стороны должны воздерживаться от эскалации конфликта, однако это не перемирие. От палестинцев не требуется полного прекращения еженедельных демонстраций вдоль пограничного забора, но они должны воздерживаться от массовых беспорядков, запусков воздушных средств с зажигательными смесями, попыток прорваться через забор и метания «коктейлей Молотова».

Израиль взял на себя обязательство ослабить условия блокады сектора Газа: расширить рыболовную зону на границе с Газой (о ее расширении до 6 миль уже сообщалось 23 октября с.г.), способствовать запуску инфраструктурных проектов под эгидой ООН, разрешить ввоз топлива и увеличить время электроснабжения жителей сектора Газа. По словам А.Либермана решение о поставках топлива на деньги Катара было принято под сильным давлением со стороны Б.Нетаньяху[vii].

Накануне, 22 октября, появились сообщения о том, что на переговорах между египетской делегацией, ХАМАСом и Израилем была достигнута договоренность о том, что Катар профинансирует не только поставки топлива, но и выплаты заработной платы служащим в секторе Газа. В Израиле полагают, что М.Аббас в ответ на достигнутое соглашение может приостановить выплаты зарплат. В таком случае, Израиль удержит соответствующие суммы из налогов, собираемых для ПНА[viii].

Согласно египетским источникам, ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» приняли предложение Каира. Египтяне представили план руководству Палестинской национальной администрации  (ПНА), которое выступает против достижения какого-либо соглашения без своего участия. Глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен) обусловил одобрение достигнутых договоренностей с Израилем реализацией соглашения о примирении с ХАМАСом и возобновлением деятельности органов ПНА в секторе Газа. В таком случае вопрос с Газой будет решаться без участия Рамаллы. Тем временем Катар добивается определенного статуса и закрепления в регионе, а ХАМАС – значительного стратегического дипломатического успеха, т.к. с исламистами напрямую контактируют ООН, Египет, Катар и Израиль, что позволит им впервые обойти М.Аббаса. Рамалла, в свою очередь, критикует этот шаг, который, по ее убеждению, усиливает ХАМАС и увеличивает разрыв между двумя палестинскими анклавами.

[i]  Взаимопонимание между ХАМАСом и Израилем // «Мако». 26.10.2018. URL: https://www.mako.co.il/news-military/security-q4_2018/Article-c3d3bda7e9ea661004.htm?utm_source=Whatsapp&utm_medium=Share&Partner=Whatsapp_Share (на иврите)

[ii] ЦАХАЛ: «Железный купол» не предназначен для перехвата ракеты из Газы, направленной в чистое поле // The Times of Israel. 25.10.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/idf-iron-dome-wasnt-meant-to-intercept-gaza-rocket-heading-for-open-field/ (на англ. яз.)

[iii] Ракета взорвалась на израильской территории. ЦАХАЛ атаковала сектор Газа // «Кикар Хашабат». 25.10.2018. URL: https://www.kikar.co.il/abroad/294593.html (на иврите)

[iv] Либерман разрешил возобновить поставки «катарского» горючего в сектор Газы //

NEWSRU.co.il. 23.10.2018. URL: http://newsru.co.il/mideast/23oct2018/gas_gaza_0016.html

[v] Анализ: Почему Нетаньяху действительно не жаждет войны в Газе // Haaretz. 20.10.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-why-netanyahu-really-isn-t-eager-for-a-gaza-war-1.6573337/.premium-why-netanyahu-really-isn-t-eager-for-a-gaza-war-1.6573337?fbclid=IwAR1Uc85zVQ2F25E7Gx7HyPlGXrylU50DHTuN39cTMJxgwqvk7x4sdvxJJKY (на англ. яз.)

[vi] Взаимопонимание, достигнутое между Израилем и ХАМАСом // Israel Hayom. 26.10.2018. URL: https://www.israelhayom.co.il/article/602563 (на иврите)

[vii] Либерман: «Премьер-министр настаивает на том, чтобы поставить топливо в Газу, необходимо использовать любую возможность перед конфронтацией» // «Маарив». 25.10.2018. URL: https://www.maariv.co.il/news/military/Article-667473 (на иврите)

[viii] Предположительно Катар будет финансировать договоренности между Израилем и ХАМАСом // «Кан». 22.10.2018. URL: https://www.kan.org.il/item/?itemid=41521 (на иврите)

52.24MB | MySQL:103 | 0,710sec