Иранские/проиранские шиитские вооружённые группировки на Ближнем Востоке и в мире. Документированные заметки. Часть 11

В начале октября 2018 г. в СМИ прошли сообщения о том, что «Иран приступил к созданию местного ополчения на юге Сирии»[i].  Это заставляет предполагать, что Иран, который может создавать только иранские/проиранские вооружённые группировки, приступил к созданию на юге Сирии, и, вероятно, не только там, а и в других районах страны, «Добровольных резервных сил мобилизации», арабского «Басидж» — по типу тех, формирований, которые создаются иранцами в разных провинциях Ирака[ii]. Это – в качестве ответа на ужесточение санкций США, реакцией на которое для КСИР (Корпуса стражей исламской революции) и аятолл-ястребов никак не может быть капитуляция, а может быть только эскалация конфликтности или угроза ею. Нельзя забывать о том, что в отношении Сирака (единой зоны иранских интересов в Сирии и Ираке) и всего Ближнего Востока выдвигается лозунг (продвигается проект?) создания из многочисленных существующих и создаваемых ad hoc иранских/проиранских «милиций» «идеологической армии» (араб. джейш акаʼиди) в три миллиона (!) «штыков»[iii]. Что, впрочем, может являться нереализуемой угрозой.

***

Седьмой Имам имамитов-двунадесятников дал своё имя созданным в Ираке «Батальонам Имама Мусы Ибн-Джаʻфара» (араб. Катаʼиб аль-Имам Муса аль-Джаʻфар; известен как Имам аль-Казим, 745-799):

Имя Девятого Имама носит созданный в Ираке «Полк Имама Мухаммеда аль-Джавада» (араб. Ливаʼ аль-Имам Мухаммад аль-Джавад):

На эмблеме обозначены два купола багдадской мечети (маркада) «Аль-Казимайн» («Двух Казимов»), построенной на захоронениях Девятого Имама Мухаммеда аль-Джавада и его деда, Седьмого Имама аль-Казима, или Имама Мусы Ибн-Джаʻфара:

Входящая в «Народное ополчение» (араб. аль-Хашад аш-Шаʻби) группировка «Батальоны Имамов аль-Бакиʻа», или «Батальоны Имамов аль-Баки» (араб. Катаʼиб Аʼимма аль-Бакиʻ) соотносится сразу с несколькими Имамами имамитов-двунадесятников: Вторым, Четвёртым, Пятым, Шестым:

Флаг (тут подошло бы слово «штандарт») группировки «Батальоны Имамов аль-Баки»:

Отличительным элементом эмблем и флага «Батальоны Имамов аль-Баки» является изображение могил. Дело в том, что аль-Баки (араб. аль-Бакиʻ) – это кладбище в Медине (Саудовская Аравия), которое сейчас выглядит так:

На кладбище аль-Баки похоронены родственники и ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада, среди которых четыре Имама:

Хасан Ибн-Али, Второй Имам;

Зейн аль-Абидин, Четвёртый Имам;

Мухаммед аль-Бакир, Пятый Имам;

Джаʻфар ас-Садик, Шестой Имам.

Кладбище аль-Баки занимает важное место в религиозно-политической идеологии, пропаганде и агитации «Батальонов Имамов аль-Баки» и всего современного политического шиизма. Оно квалифицируется как Святыня (араб. и перс. Харам) – подобно мечети Великой Сайды Зейнаб в Дамаске. Святыня эта находится на территории, которую контролируют экзистенциальные враги иранских аятолл – ваххабиты Саудовской Аравии. Последним инкриминируется умышленное разрушение (араб. тахриб) этих захоронений Имамов:

Ставится задача освобождения и защиты этой Святыни, что предполагает изъятие кладбища аль-Баки у Саудовской Аравии и осуществление шиитского (читай: иранского) суверенитета над его территорией, и заодно – над всей Аравией. «Батальоны Имамов аль-Баки» провозгласили виртуальную «Исламскую Республику аль-Баки» (араб. Джумхурийя аль-Бакиʻ аль-Исламийя), суверенитет которой не ограничивается территорией кладбища, а распространяется на всю Аравию:

На знамени этой «республики» присутствует её название (по центру); слева – лозунг «Да приидет Семейство Мухаммеда!» (араб. Я Каʼим Аль Мухаммад! Лозунг отсылает к Приходу Махди); вверху — исповедание веры «Нет божества, кроме Аллаха! Мухаммед – Посланник Аллаха! Али – вали (друг, наместник и т.п.) Аллаха!»; внизу – обозначена территория «республики»: Неджд и Хиджаз.

Для справки. Отношение к захоронениям родственников и сподвижников Пророка – один из пунктов кардинальных расхождений между суннитами (ханбалитами и ваххабитами в случае с захоронениями аль-Баки) и шиитами. Шииты возводят мечети особого типа – маркад на местах упокоения Имамов и других родственников Имама Али Ибн-Аби-Талиба. (Выше упоминались такие мечети-маркады – Великой Сайиды Зейнаб, Имама Али, Имама Хусейна, Двух аль-Казимов (Аль-Казимайн). Ниже пойдёт речь о мечети-маркаде брата Третьего Имама Абу-ль-Фадля аль-Аббаса.)

Сунниты же считают достоверным и обязательным для мусульман прямой запрет, сформулированный Пророком Мухаммедом в одном из хадисов: «Не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это». Соответственно, возведение маркада (т.е., по формулировке хадиса Пророка, «превращение могилы в мечеть») является, с позиций строгого суннизма, ересью. В суннизме есть некоторое «послабление» по этой части: сунниты возводят мазары на могилах суфийских «святых» (араб. вали, мн.ч. авлияʼ), де-факто являющиеся мечетями, (араб. масджид, т.е. «местом, где поклоняются, падают ниц»). На территориях, которые контролировало «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в Сираке, оно систематически уничтожало (взрывало, срывало бульдозерами и т.п.) все шиитские маркады, суфийские мазары, а также шиитские мечети-хусейнийи.

У строгих суннитов захоронения, пусть даже родственников и сподвижников Пророка Мухаммада, просты и скромны, и их захоронения на мединском кладбище аль-Баки (см. фото выше) по разрушающим результатам воздействия времени (а не людей!) ничем не отличаются от захоронений шиитских Имамов и других родственников Пророка.

[i] https://ria.ru/syria/20181101/1531982041.html; https://m.aawsat.com/home/article/1444581/%D8%A5%D9%8A%D8%B1%D8%A7%D9%86-%D8%AA%D8%A4%D8%B3%D8%B3-%D9%85%D9%8A%D9%84%D9%8A%D8%B4%D9%8A%D8%A7%D8%AA-%D9%85%D8%AD%D9%84%D9%8A%D8%A9-%D8%AC%D9%86%D9%88%D8%A8-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A7

[ii] http://www.iimes.ru/?p=48154

[iii] https://arabi21.com/story/1127784/

52.39MB | MySQL:108 | 0,473sec