Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества между Израилем и Индией в области корабельных систем ПВО

По данным китайского специализированного военно-технического издания  «Корабельное вооружение», основным средством противовоздушной обороны надводных кораблей ВМС Индии является индо-израильская разработка – зенитно-ракетная система (ЗРС) Barak-8, которая была создана в результате проведенной НИОКР под обозначением LRADM (Long Range Air Defense Missile).

Индийская и израильская стороны инвестировали в НИОКР 1,5 млрд долл. США в соотношении 50/50, однако, к настоящему моменту в Индии выпускают только 30% комплектующих для рассматриваемой ЗРС, которая выбрана для установки на эсминцы проекта Р-15А класса «Калькутта», на авианосец «Викрамадитья», а также достраиваемый «Викрант» и на перспективные эсминцы с комплексом управляемого ракетного оружия проекта Р-17А.

Известно, что при разработке ЗРС Barak-8 израильские специалисты использовали техническую документацию и комплектующие от сухопутной ЗРС средней дальности Barak-2, что позволило значительно сократить время и расходы на НИОКР.

Представляется возможным выделить следующие причины того, что официальный Нью-Дели выбрал ОПК Израиля для разработки новых образцов корабельных ЗРС.

Во-первых, Израиль выразил готовность сотрудничать, исходя из собственных интересов, поскольку Индия является региональным и ключевым оппонентом Пакистана, т.е. отвлекает внимание официального Исламабада от ситуации на Ближнем Востоке и в Палестине, в частности.

Во-вторых, продукция одной из ведущих израильских оборонных корпораций отличается привлекательной ценой. Так, в период строительства трех эсминцев проекта Р-15А средняя стоимость одного ЗРК составляла около 25 млн долл.США, однако уже к 2016 г. этот показатель вырос до 45 млн долл. США за корабельный комплект, но это вполне допустимо для оборонного бюджета Индии.

Для сравнения можно указать, что современная версия ЗРС «Эгида» (пр-во США) с операционным обеспечением версии Baseline 7.1  стоит около 400 млн долл. США (РЛС+боевой информационный центр+пусковая установка, ракеты отдельно), но необходимо учитывать, что американский ОПК традиционно поставляет партнерам и союзникам США упрощенные версии, но при этом стоимость «странным образом» возрастает примерно на 15-20% по сравнению с оригиналом.

В-третьих, израильским конструкторам вполне по силу создавать многофункциональные, компактные, надежные и достаточно компактные корабельные ЗРК и свидетельством этому служат сторожевые корабли проекта «Саар-5».

В отношении РЛС EL/M-2248 MF-STAR, которая является основным средством наблюдения за воздушной обстановкой, известно, что при ее создании конструкторы израильской корпорации IAI использовали другую проверенную временем и сложными условиями работы станцию под обозначением EL/M-2080. Благодаря такому подходу первая тестовая РЛС была собрана к 2010 г., а в 2013 г. ВМС Индии получили 3 станции и 12 вертикальных пусковых установок на 8 ракет каждая.

Израильские специалисты внесли ряд существенных изменений в конструкцию базовой станции, что позволило им разместить приемо-передающие модули диаметром 2,5 м (в каждом по 2500 приемо-передающих элементов, изготовлены с применением нитрида галлия) внутри закрытой главной мачты, при этом масса каждого модуля составила всего 1500 кг. Охлаждение каждого модуля жидкостное, поскольку нормальная потребляемая мощность каждого элемента достигает 5 Ватт, а пиковая 8 Ватт.

Благодаря технологии АФАР израильским конструкторам удалось создать РЛС, которая устойчиво работает в сложных метеоусловиях, способна автоматически перенастраивать частоту при наличии помех, обнаруживать и сопровождать множественные цели (по разным данным от 250 до 300), движущиеся на разных курсах, выполнять заблаговременное предупреждение о ракетном налете и управлять различными системами вооружение корабля

Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км, а высота может достигать 40 км. В теории данная РЛС позволяет перехватывать одновременно от 12 до 18 воздушных целей при помощи 24 или 32 зенитных управляемых ракет. В целом РЛС с АФАР EL/M-2248 MF-STAR это бюджетная, но эффективная версия американской РЛС AN/SPY-1.

Основным средством перехвата баллистических и аэродинамических целей в составе ЗРК Barak-8 («Молния») является одноименная зенитная управляемая ракета средней дальности, которая фактически является корабельным вариантом такого известного авиационного боеприпаса, как УР ВВ «Дерби», однако конструкторы несколько изменили схему оперения и сам корпус ракеты, чтобы повысить маневренность ЗУР. По данным китайских специалистов, рассматриваемая ракета имеет длину 4,5 м, диаметр корпуса 0,22 м, размах передних рулевых поверхностей 0,42 м и основных 0,66 м соответственно. Стартовая масса ракеты составляет 276 кг, из которых 23 кг приходится на осколочную боевую часть, приводимую в действие по сигналу от лазерного дистанционного взрывателя – гарантирует подрыв на удалении 2 м от цели.

Пуск ракеты обеспечивает двухрежимный двигатель, который за 3 секунды разгоняет ракету до скорости в 2,5 МАХа, а после этого переходит в маршевый режим – работает в течение 5,7 секунды, что позволяет ракете пролететь около 50 км со скоростью не менее 2 МАХа. По оценкам китайских специалистов, ЗУР израильского производства способна поражать цели, маневрирующие с перегрузками от 20 до 25G, но при этом ее скорость может снижаться до 2 МАХа. ЗРС Barak-8 может выступать в качестве средства рубежа самообороны корабля, поскольку минимальная дальность перехвата составляет всего 10 м.

На основном участке полета наведение ЗУР на цель обеспечивает инерциальный модуль и приемо-передатчик цифрового канала связи (фактически радиокомандный принцип наведения), а на конечном этапе полета (на удалении 20 км до цели) включается активная радиолокационная головная часть наведения, которая самостоятельно выполняет поиск и распознавание цели.

Даже при использовании УР ВВ «Дерби» израильским специалистам пришлось провести 9 испытательных пусков (в период с 2009 г. по май 2010 г.). Первый испытательный пуск с корабля состоялся 26 ноября 2014 г. с борта СКР ВМС Израиля (успешно поражен имитатор ПКР на дальности 25 км), а ВМС Индии провели испытания ЗРК Barak-8 только 30 декабря 2015 г. (поражена мишень на дальности 35 км.).

В итоге, эсминцы проекта Р-15А достигли полной боевой готовности только в 2017 г., после того как экипаж второго корабля серии 16 мая 2017 г. выполнил успешную стрельбу ЗУР Barak-8 по мишени на дальности 50 км. Сборка рассматриваемых ЗУР налажена в Индии на заводе компании Bharat Electronics Limited.

Китайские обозреватели сообщают, что для модернизированных эсминцев проекта Р-15В (класс «Висакхапатнам») будут разработаны ЗУР Barak-8ER (обозначение ВМС Индии ER-SAM). Соответствующая индо-израильская НИОКР была начата еще в 2008 г. Известно, что официальный Нью-Дели уже оплатил покупку четырех модернизированных РЛС и 24 ракет Barak-8ER.

ЗУР Barak-8ER комплектуют стартовым ускорителем, кроме того, сами ракеты получили корпус увеличенного до 0,4 м диаметра, что позволило разместить дополнительное количество твердого топлива и увеличить максимальную дальность пуска с 70 до 150 км. Изменение линейных размеров ракеты в большую сторону привело к тому, что корабли проекта Р-15В будут укомплектованы ВПУ, которые по своим параметрам практически идентичны американским Мк.41. В боекомплекте корабля будет на 16 ракет больше, т.е. 48 ед.

В целом китайские специалисты указывают, что с одной стороны военно-политическое руководство Индии решило вопрос с боеготовностью надводных кораблей национальных ВМС за счет приобретения ЗРС израильского производства и при этом сэкономило значительную часть оборонного бюджета, однако система Barak-8 фактически не обеспечивает защиту от дальнобойных сверхзвуковых ПКР, которыми обладают ВВС Пакистана, а кроме того до сих пор остается не выясненным вопросом о возможности перехвата крылатых ракет, которыми будут укомплектованы перспективные ДЭПЛ ВМС Пакистана проекта S-20P.

Все эти проблемные моменты обусловлены тем, что изначально израильские специалисты разрабатывают аппаратное и программное обеспечение ЗРС из расчета угроз, характерных для средиземноморского театра военных действий, на котором возможно применение дозвуковых ПКР по кораблям ВМС Израиля, а нападение с воздуха практически исключено. Известно, что израильские военные будут дополнительно оснащать свои сторожевики проектов «Саар-4,5 и 5» комплексами ПВО/ПРО.

52.21MB | MySQL:103 | 0,479sec