Реакция ФРГ на введение санкций против Ирана и её влияние на отношения с Израилем

5 ноября стало началом нового этапа в отношениях с Ираном не только для США, но и для государств ЕС. Несмотря на то, что санкции, наложенные на режим Вашингтоном, напрямую не затрагивают европейские компании, факт сотрудничества с Тегераном для них будет автоматически означать потерю американского сегмента бизнеса, объемы которого существенно выше. С наступлением судьбоносной даты голос ФРГ, ставшей, пожалуй, европейским локомотивом идеи сохранения отношений с ИРИ, а особенно их экономической составляющей продолжил звучать бодро и жизнеутверждающе.

Так, федеральный министр иностранных дел Х.Маас отметил: «сейчас мы работаем над разработкой в рамках Европейского союза новых инструментов, таких как SVP, чтобы создать условия для ведения бизнеса с Ираном». Глава отдела прессы и информации правительства ФРГ Ш.Зайберт на пресс-конференции в Берлине выразил аналогичную мысль. По его словам: «В тесном сотрудничестве с нашими европейскими партнерами мы следим за развитием событий и изучаем варианты защиты экономической составляющей соглашения (авт. СВПД) и наших компаний…В соответствии с законодательством ЕС, легальные деловые отношения с Ираном должны оставаться возможными».

Судя из публикаций в СМИ, ситуация выглядит развивающейся не в пользу Иерусалима. С одной стороны, как отмечает Jerusalem Post со ссылкой на DPA (Deutsche Presse Agentur), правительство Германии заявило о готовности продолжать страхование экспортных кредитов для компаний, желающих работать с Ираном. По статистике, приведенной изданием, начиная с 2016 г. ФРГ выделила не эти нужды около 1 млрд евро. Сейчас речь идет о гарантиях в размере 911 млн евро для 58 фирм. Данный механизм используется в этом случае для страхования немецких бизнесменов от рисков задержки платежей, связанных с мерами экономического воздействия на ИРИ, которые привели к тому, что часть иранских банков были отключены от системы SWIFT уже в первый день введения санкций. Помимо этого израильская газета приводит цитаты европейских НКО, выступающих против сотрудничества с Ираном. Так, организация Stop the bomb в лице руководителя ее австрийского крыла, немецкого политолога и публициста, специализирующегося на изучении антисемитизма, Ш.Григата считает, что введение американских санкций нужно воспринимать не как ограничение, а как шанс пересмотреть отношения с режимом, пропагандирующим антисемитизм и террор, переориентировавшись на иранскую оппозицию. Стоит отметить, что аналогичные идеи звучали в израильских политических и экспертных кругах на фоне иранских протестов.

Корреспондент немецкой Welt Р.Херцингер также считает, что отчаянная защита Берлином ядерной сделки и своих экономических связей с Тегераном губительна для сотрудничества Иерусалимом. На его взгляд, любые попытки обойти американские санкции, такие как SVP будут неизбежно трактоваться израильскими властями в качестве свидетельства поддержки противника. Есть еще один аспект, на который обращает внимание журналист, а именно то, что ФРГ не поддерживает израильские призывы к МАГАТЭ относительно инспекции новых объектов в ИРИ, обнаруженных израильскими спецслужбами и имеющих отношение к ядерной программе республики. Таким образом, на основе выводов Р.Херцингера можно предположить, что помощь Тегерану создает сложности для германо-израильских отношений и в плоскости работы в рамках международных организаций, что для израильского МИД является одной из первостепенных внешнеполитических задач. Любопытно, но журналист Welt, как и многие его коллеги подчеркивает, что основным мотивом действий Берлина является защита принципов международного сотрудничества, дипломатии, которую президент США старательно пытается уничтожить. Другими словами, для ФРГ на первое место выходит не экономика, а политика.

Впрочем, даже если исходить из справедливости данного тезиса, именно экономика окажется тем, что уже сейчас убивает политический компонент сотрудничества с ИРИ. Так, ссылаясь на ответ Федерального министерства экономики и энергетики Германии на запрос партии СвПД, немецкое экономическое издание Handelsblatt утверждает, что ни один из механизмов, которые так старательно рекламируют власти в качестве средства избавления от американского воздействия, не работает. Прежде всего, это касается того самого SVP. Суть его сводится к тому, что европейские и иранские компании будут взаимодействовать не напрямую, а через некий финансовый клиринговый центр в Люксембурге. При этом расчеты будут вестись не деньгами, а товарами по принципу взаимозачета. Однако несмотря на то, что Вашингтон объявил о своих планах давно, практическая работа по реализации данного сценария так и не началась, равно как и не был проработан ее правовой механизм в рамках ЕС. Мало того, от санкций это не освобождает. С одной стороны, как указывает Economist, формально даже при условии контактов через клиринговый центр факт связей с Ираном очевиден, что уже создает основание для введения вторичных санкций. С другой стороны, на этой неделе министр финансов США С.Мнучин заявил, что не считает, что SVP по количеству транзакций станет успешным, а если это произойдет, то против него тоже будут приняты меры.

Наконец, много говорится о том, что правительство ФРГ будет стимулировать и практически заставлять продолжать сделки с ИРИ. Однако с правовой точки зрения это не представляется возможным. Более того, желая избежать проблем с властями, многие крупные немецкие, равно как и другие европейские компании, объявили, что прекращают деятельность в Иране не по соображениям давления США, а по причине «экономической целесообразности», а заставить торговать в убыток их государство не может. Также серьезные сложности имеются в том, что касается коммерческих банков, которые самостоятельно блокируют операции с Ираном, не дожидаясь последствий. Так создается ситуация, в которой немецкая фирма хочет сохранить за собой иранский сегмент, но не получает денег из-за блокировки транзакции, связанной с Ираном, собственным банком. Для Израиля, чьи журналисты охотно расследуют связи коммерческих банков Германии с движением по бойкоту (BDS-Movement) это вполне неплохой знак.

Таким образом, с экономической точки зрения ФРГ с высокой долей вероятности иранский режим долго поддерживать не сможет, что объясняется как отсутствием общеевропейского механизма сотрудничества с Тегераном, позволяющего обходить санкции, так и позицией немецкого бизнеса, крупные представители которого не хотят ставить под удар свое присутствие в США, а мелкие серьезной роли не сыграют. Следовательно, в данном вопросе у Израиля не должно быть серьезных опасений. Однако сложным аспектом отношений с ФРГ и ЕС в целом остается политика, где европейские лидеры все еще цепляются за СВПД. Таким образом они пытаются доказать свою внешнеполитическую свободу от решений Д.Трампа, серьезно не задумываясь над тем, что поддерживают нестабильность в регионе. В ближайшее время этот фактор продолжит осложнять контакты Израиля и ФРГ не только на двустороннем, но и на многостороннем уровне.

62.83MB | MySQL:102 | 0,707sec