К заявлению А.Либермана об отставке с поста министра обороны Израиля

В среду на заседании фракции партии «Наш дом — Израиль» (НДИ) А.Либерман объявил об отставке с поста министра обороны. Он отметил: «Я пытался остаться верным членом кабинета министров и выслушивать другую точку зрения даже ценой больших электоральных и политических потерь».  Свое решение глава оборонного ведомства мотивировал «капитуляцией перед террором», чем лидер НДИ счел согласие кабинета министров во главе с Б.Нетаньяху на прекращение огня, после масштабной атаки израильской территории, предпринятой ХАМАСом. На его взгляд, ответ на 500 ракет, выпущенных в направлении Израиля, был недостаточно жестким и понятным противнику. А.Либерман подчеркнул: «Это серьезно скажется на нашей безопасности в долгосрочной перспективе…Юг является передним краем. Наша слабость распространиться на другие границы». При этом, призывая к завершению эскалации в районе южных границ, А.Либерман подчеркнул, что в таком качестве он рассматривает, прежде всего, возвращение тел израильских солдат, захваченных боевиками в 2014 г. Помимо этого второй мотив – перевод катарских средств ХАМАСу, что является, на его взгляд, финансовой помощью террористам в то время как в Кнессете с ней пытаются бороться.

Со стороны ХАМАСа реакция оказалась обратной. В первые часы после объявления о решении министра обороны представители палестинской группировки сочли именно этот шаг свидетельством израильского шаткого положения. В их комментарии говорилось: «это признание поражения и неспособности справиться с палестинским сопротивлением, политическая победа Газы, которая преуспела в том, что устояла и спровоцировала политическое землетрясение в Израиле».

Отставка главы оборонного ведомства вступит в силу через 48 часов после подачи официального письменного прошения. В связи с решением А.Либермана, в целом ставшего феноменом для израильской политики, возникает два вопроса: почему он пошел на такую меру именно сейчас, хотя разногласия с Б.Нетаньяху были заметны задолго до нынешнего перемирия с боевиками, а также чем нам запомниться глава НДИ на этом посту.

На первый из них политик ответил сам. Выступая перед журналистами сразу после объявления на заседании фракции НДИ А.Либерман сообщил: «до тех пор, пока я мог влиять на ситуацию изнутри, я оставался. Настал поворотный момент, который не позволил мне более исполнять мою роль в кабинете министров». Помимо этого, как еще утром заявил неназванный источник, близкий к А.Либерману в беседе с Yedioth Ahronoth, решение об уходе с поста на тот момент было уже очевидно по причине отказа Б.Нетаньяху выработать конкретный план действий, касающийся ответа ХАМАСу.

Впрочем, есть еще один аспект, связанный со сказанным А.Либерманом – выборы. При этом их тайминг таков, что нет принципиального значения, станет голосование досрочным или плановым. Как отмечает колумнист Israel Hayom М.Тачфельд, желание политиков заработать на этой ситуации очки понятно. Но вот получается у них с трудом. Прежде всего, это касается оппозиции, функция которой, как раз и заключается в том, чтобы продвигать линию, противоположную правительственной. Впрочем, как представляется, в этом лагере нет той сильной фигуры, способной взять на себя такую роль. Ни лидер Аводы А.Габай, не имеющий даже места в Кнессете, ни Ц.Ливни, возглавляющая парламентскую оппозицию, не способны на это. Так и получается, что критиковать власть пришлось тому, кто в нее входит, а это уже серьезный внутренний конфликт. Для его преодоления нужно или уйти, как сделал А.Либерман, или согласиться, теряя поддержку потенциальных избирателей.

Разумеется, лидер НДИ приобретет своей отставкой популярность среди сторонников силового сценария и окончательного разгрома боевиков. Усугубляет подозрения о том, что этот ход мотивирован исключительно политически и то, что он призвал распустить правительство, а не ввергать страну в паралич. Однако все же больших побед А.Либерману ближайшие выборы принесут вряд ли. По данным октябрьского опроса 10 канала израильского телевидения, НДИ может получить на следующем голосовании порядка 5 мест, уступив Ликуду, «Еш атид», «Еврейскому дому». Еще 2 мандата партия может отыграть в том случае, если Б.Нетаньяху потеряет лидирующую позицию в рамках Ликуда. Для того чтобы претендовать на должность премьер-министра этого крайне мало. Таким образом, то, что имеет шанс получить сейчас глава НДИ – это лишь еще один кирпичик в фундамент партии, который, возможно, позволит ей дальше идти по пути превращения из русскоязычной в общеизраильскую. Лишь на этой основе однажды А.Либерман сможет сделать действительно вескую заявку на ключевой пост премьер-министра.

Наконец, наследие А.Либермана. Здесь, как и со временем нахождения политика во главе МИД Израиля, можно приводить много фактов, по-разному характеризующих его как министра обороны. В свете нынешней ситуации кажется целесообразным выделить два обстоятельства. Первое относится, скорее, к области военного планирования, где, даже уходя, А.Либерман четко декларировал принцип «Сначала Газа». Он соотносится и с политикой администрации США, столкнувшейся с тупиком в виде главы ПНА М.Аббаса, и с иранской угрозой. Уже неоднократно отмечалось, что Тегеран пытается превратить ХАМАС в первую линию сопротивления Израилю. «Хизбалла», будучи негосударственным актором, но приобретя больший политический вес после ливанских выборов, уже не может служить в этом качестве, да и учитывая ситуацию в Сирии, исполняет несколько иные функции в иранской сети прокси. Но она действительно мониторит ситуацию и, безусловно, фиксирует слабости Иерусалима, которые сегодня заключаются в готовности легко передать право решающего хода боевикам.

Вторая составляющая – практическая. 26 октября министр сообщил, что определился с тем, кого выдвигает на пост начальника Генштаба ЦАХАЛа. Им стал А.Кохави, который, судя по состоявшейся 29 октября встрече с Б.Нетаньяху, в камках которой обсуждалась концепция безопасности до 2030 г., вполне устраивает главу правительства. Применительно к ситуации, разворачивающейся в военно-политических кругах, это событие также интересно. Не только министры виноваты в том, какой ответ Израиль дает ХАМАСу, но и высший эшелон командования ЦАХАЛа. Заседание военно-политического кабинета 13 ноября завершилось тем, что армия получила указание «действовать по необходимости», т.е. реагировать на конкретную ситуацию в условиях отсутствия стратегии, а значит и понимания того, что будет дальше. Нынешний глава Генштаба Г.Айзенкот честно пытался переломить эту тенденцию и своей Стратегией ЦАХАЛа, и планом «Гидеон», но, судя по всему, не смог, оказавшись в числе тех, кто смирился. Возможно, если не получается планировать, проблемы Израиля поможет решить новое армейское командование в лице А.Кохави, адаптировавшего в качестве метода ведения войны в гражданских районах 5-килограмовый молот, разрушающий на своем пути все постройки, где могут укрыться снайперы, стреляющие по израильским солдатам.

52.24MB | MySQL:103 | 0,455sec