Оценки китайских специалистов учений ВМС ИРИ в Ормузском проливе

По данным СМИ КНР, в ходе прошедших в начале ноября 2018 г. учений ВМС Исламской Республики Иран по борьбе с подводными лодками вероятного противника несколько надводных кораблей выполнили сброс глубинных бомб в закрытом водном районе Ормузского пролива. В результате проведенных бомбометаний в заданном районе на поверхность всплыли три атомные подводные лодки класса «Лос-Анджелес» ВМС США. Вполне вероятно, что экипажи американских подводных лодок просто испугались близких разрывов глубинных бомб и приняли решение на всплытие.

По данным китайских источников, АПЛ ВМС США занимали наиболее благоприятную позицию для акустического наблюдения за активностью ВМС ИРИ  в районе Ормузского пролива. По расчетам китайских аналитиков, американские подводные лодки находились в режиме ожидания и практически оставались незаметны для средств акустической разведки надводных кораблей ВМС ИРИ, экипажи которых просто выполняли учебно-боевые задачи.

Следует отметить, что АПЛ класса «Лос-Анджелес» это далеко не самые современные подводные корабли в составе ВМС США, но при этом их ударные возможности представляют серьезную угрозу для любого государства, которое вступает в противоречия с официальным Вашингтоном. Анализ района дислокации АПЛ ВМС США показывает, что американские военные кроме разведки и наблюдения находились в режиме боевого дежурства и вполне вероятно ожидали приказа на внезапный ракетный удар по целям на территории Ирана.

Как известно, данные субмарины вооружены крылатыми ракетами (КР) типа «Томагавк», которые, в свою очередь, предназначены для ударов по наземным целям на дальности 1000 км и более. Указанные ракеты являются основным средством поражения удаленных наземных целей.

Каждая АПЛ проекта «Лос-Анджелес» способна выпустить до 100 крылатых ракет по целям, обнаруженных заблаговременно.  Сосредоточение трех АПЛ в одном районе обусловлено тем обстоятельством, что КР «Томагавк» имеют крайне нестабильные показатели надежности в момент выхода из под воды, а также на первом этапе прямолинейного полета. Вероятность критического отказа достигает 33%.

Рассматриваемые ракеты могут быть оснащены двумя типами боевых частей, что позволяет американским военным вести огонь как по площадным, неукрепленным целям (осколочно-фугасная, дистанционного подрыва), так и по бетонированным укрытиям (БЧ проникающего действия, повышенного огневого могущества).

Вполне вероятно, что АПЛ класса «Лос-Анжделес», подвергшиеся «психологическому воздействию» со стороны ВМС Ирана, должны были обеспечить высадку нескольких разведывательно-диверсионных групп из состава Сил специальных операций ВМС США, основными задачами которых является разведка береговой линии, обнаружение замаскированных береговых позиций ракетных комплексов и т.д.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» и «Корабельное вооружение» указывают, что минимальное удаление от побережья позволило бы американским военным нанести внезапный обезоруживающий удар по нескольким ключевым военным объектам Исламской Республики.  С учетом возможностей устаревших зенитно-ракетных систем у подразделений ПВО Ирана практически нет времени на успешный перехват КР «Томагавк», выпущенных с АПЛ.

По предположению некоторых китайских специалистов указанные АПЛ вели разведку подходов к военно-морским базам ВМС ИРИ с целью зафиксировать факты минных постановок. По оценкам западных специалистов, в арсеналах иранских военных находится около 10 000 морских мин различных типов, которые представляют реальную опасность как для надводных кораблей, так и для подводных лодок ВМС США, которые  находятся на постоянном боевом дежурстве в Персидском заливе и регулярно следуют через Ормузский пролив.

В настоящее время борьбу с минными постановками в ВМС США могут выполнять только экипажи тральщиков типа Avenger или вертолеты MH-60S. Указанные винтокрылые машины предназначены для поиска минных постановок на разных глубинах при помощи буксируемых акустических станций AN/AQS-20A.

После анализа информации оператор боевого поста противоминной службы принимает решение о применении сбрасываемого подводного аппарата AN/ASQ-235, который представляет собой миниатюрную торпеду, оснащенную поисковыми датчиками. В случае если датчики AN/ASQ-235 подтверждают, что обнаруженный объект это мина, то оператор использует указанный подводный аппарат для уничтожения.

Кроме того, вертолеты противоминной службы MH-60S могут быть укомплектованы буксируемым сканером-провокатором минных постановок AN/ALQ-220, который, находясь на плаву, осуществляет сканирование морского района на глубину до 25 м и посылает сигналы, которые воспринимают неконтактные мины, что приводит к их детонации. Экипаж вертолета должен поддерживать скорость 40 узлов для выполнения задачи и недопущения потери AN/ALQ-220 вследствие динамического воздействия от взрывов мин. Основным положительным свойством вертолетных систем поиска минных постановок является скорость действия в отличие от минных тральщиков типа Avenger (максимальная скорость при поиске мин всего 14 узлов).

Китайские специалисты отмечают высочайшую интенсивность учебных мероприятий ВМС ИРИ, что связано с обострением военно-политической обстановки в регионе. Необходимо учитывать тот факт, что основным поводом к наращиванию интенсивности боевой подготовки иранских военных является высокая активность ВМС и ВВС США на Ближнем Востоке.

По данным китайских источников, одним из ключевых тактических компонентов ВМС ИРИ и морских подразделений КСИР в ответ на враждебные действия со стороны ВМС США является массированное применение противокорабельных ракет и управляемых катеров-камикадзе.

В настоящее время наиболее современные образцы противокорабельного вооружения иранские военные могут приобрести только в КНР, поскольку военно-политическое руководство РФ занимает достаточно сдержанную позицию в диалоге с Тегераном по вопросам поставок более современных образцов ВВТ. Очевидно, что подобное поведение продиктовано нежеланием привлекать внимание США, поскольку поставки современного российского вооружения в ИРИ станут поводом для дополнительных санкций в отношении Москвы.

В условиях подавляющего технического преимущества ВМС США над ВМС ИРИ, Тегерану остается придерживаться выбранной стратегии массированного ответного ракетного удара по военным базам США в странах Персидского залива, на которых дислоцировано более 100 000 военнослужащих.

Очевидно, что такой объем потерь личного состава и разрушение значимых стратегических объектов неприемлемы для Пентагона, а значит и для президента США Дональда Трампа. Американские военные понимают, что возможностей зенитно-ракетных систем MIM-104 и комплексов противоракетной обороны THAAD, дислоцированных в регионе недостаточно для отражения массированного ракетного удара и именно трезвый расчет является основным сдерживающим фактором для Пентагона. Кроме того, американские специальные службы не могут самостоятельно подтвердить или опровергнуть факт наличия у иранских военных или КСИР специальных (ядерных) боеприпасов, которые могут быть установлены на баллистические ракеты средней дальности.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что экономическое давление США на Иран более эффективно, поскольку серьезно осложняет жизнь большого количества населения (в магазинах отсутствует часть товаров для личной гигиены и т.д.). Именно ухудшение условий жизни провоцирует все большее количество иранских граждан на сотрудничество с иностранными разведывательными службами.

По данным китайских СМИ, военно-политическое руководство ИРИ готово пойти на диалог с президентом США Дональдом Трампом, поскольку вполне осознает социально-политическую опасность экономических санкций. В настоящее время иранские дипломаты по частным каналам осуществляют поиск вариантов проведения (хотя бы) телефонных переговоров на высшем уровне.

62.9MB | MySQL:105 | 0,738sec