Оценка в секторе Газа ноябрьской эскалации напряженности с Израилем

Спецоперация израильских военных 11 ноября 2018 года в Хан-Юнисе в южной части сектора Газа, которая закончилась перестрелкой с оперативниками ХАМАСа, гибелью одного израильского офицера и ранением другого, а также убийством семи бойцов исламистов (включая Нура Бараке, командира местного батальона бригад «Иззедин аль-Кассам»), произошла на фоне хрупкого перемирия между ХАМАСом и Израилем, а также объявления 2 ноября руководством в Газе о том, что попытки разрушить израильскую блокаду Сектора дали результаты.

В результате израильского вооруженного проникновения на территорию сектора Газа ситуация между палестинцами и Израилем обострилась в военном отношении. В период с 12 по 13 ноября из Газы было выпущено 460 ракет по израильским поселениям, расположенным недалеко от границы с Сектором, убив одного израильтянина и ранив еще 55 человек. Израильские ВВС нанесли ответные удары по 160 целям в Газе, убив семь палестинцев и ранив десятки.

Как пишет Аднан Абу Амер, обозреватель американского аналитического издания «Аль-Монитор» и руководитель отделения политологии и СМИ открытого университета «Умма» в секторе Газа, реальная миссия израильского спецназа неизвестна, но появилось множество спекуляций[i].

Начальник Генштаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот 12 ноября заявил, что бойцы армейского спецназа провели операцию, имеющую большое значение для безопасности Израиля. Представители военного крыла ХАМАСа  объявили в тот же день, что они сорвали израильский план, нацеленный на то, чтобы ударить по силам ХАМАСа в секторе Газа.

Ибрагим Хабиб, профессор национальной безопасности Академии управления и политики в Газе, считает, что «независимо от целей израильской миссии, это, безусловно, является частью тайного противостояния между ХАМАСом и Израилем, и ХАМАСу было бы сложно нарушить планы Израиля в сфере безопасности». Он добавил: «Движение имеет уникальную систему безопасности, но оно страдает от недостатков, поскольку израильтяне все еще могут проникнуть [в сектор Газа] с восточной границы и с побережья на западе. Израильские операции по обеспечению безопасности осуществляются с помощью шпионов внутри сектора Газа, и Израиль будет продолжать так действовать даже после достижения перемирия с ХАМАСом».

Как пишет обозреватель «Аль-Монитора», палестинцы и израильтяне стремились выяснить цель той операции ЦАХАЛа в Газе. Израильские военные корреспонденты сообщили, что спецназ вошел в Газу, чтобы убить или похитить слена ХАМАСа, отвечающего за тоннельную инфраструктуру. Другие в Израиле полагают, что целью было получение важных разведывательных данных, необходимых Израилю в случае подписания соглашения с ХАМАСом об обмене заключенными.

Арабский канал «Аль-Маядин», связанный с «Хизбаллой», сообщил 12 ноября, что целью израильских сил было похитить Марвана Иссу, человека № 2 в бригадах «аль-Кассам». М.Исса, будучи ключевой фигурой в планировании вооруженных операций против Израиля, является самым разыскиваемым лицом.

По мнению генерал-майора Васефа Эреката, палестинского военного эксперта и бывшего командующего артиллерией Организации освобождения Палестины (ООП), «серьезный провал в разведке израильских сил разоблачил их оперативникам палестинского сопротивления. Этот инцидент является новым свидетельством психологической борьбы между палестинцами и израильтянами. Несмотря на скромные возможности ХАМАСа, он может использовать своих друзей и союзников в регионе, которые предоставляют ему некоторые продвинутые средства защиты, чтобы выявлять и использовать уязвимые места в системе безопасности Израиля».

Представляется маловероятным, что израильские военные проникли в сектор Газа с целью ликвидации, поскольку это не требует особого риска отправки спецназа в центр анклава. Для этого Израилю хватило бы налета военной авиации, чтобы не подвергать опасности своих военных на земле. Однако стремление Израиля узнать секреты тоннелей ХАМАСа стоит того, чтобы отправить спецназ в центр Газы для похищения одного из функционеров движения, его допроса и получения достоверных сведений о системе тоннелей. Таким образом, Израиль мог бы узнать все необходимые подробности на случай принятия решения о проведении военной операции против ХАМАСа в секторе Газа.

Пресс-секретарь Министерства внутренних дел в секторе Газа Ияд аль-Бозм сказал «Аль-Монитору»: «Противостояние любым действиям Израиля в области безопасности в Газе требует, чтобы мы боролись со шпионами, и нам удалось их ослабить путем арестов и преследования в судебном порядке, потому что мы считаем, что безопасность информации, которой они снабжают Израиль, весьма опасна». Он добавил: «Обнаружение израильских военных в Хан-Юнисе и весь созданный ими военный хаос заставят теперь израильские разведывательные службы подумать дважды, прежде чем выполнять аналогичные миссии. Нам постоянно приходится иметь дело с Израилем, проникающим в нашу систему безопасности, будь то во время эскалации или во время переговоров о перемирии».

Как пишет обозреватель «Аль-Монитора», ХАМАС публично не раскрывает свои шаги, предпринятые для противостояния секретным израильским операциям или предотвращения их в будущем, но, похоже, движение усиливает меры безопасности, ужесточая контроль на границе и контролируя тех, кто въезжает в Израиль для лечения, работы или посещения родственников.

Инцидент в Хан-Юнисе не был единственным. В мае бригады «аль-Кассам» обнаружили, что в телефонную будку, которую члены группы использовали для секретных контактов, была заложена взрывчатка. Когда команда инженеров отправилась к месту для обезвреживания взрывного устройства, оно сработало, и шесть человек были убиты. Также в мае оперативники ХАМАСа выследили шпионов, которые два месяца назад убили в Газе военного начальника Мазена Фукаха.

Обозреватель «Аль-Монитор» говорит о том, что он посетил место боестолкновения, произошедшего 11 ноября в Хан-Юнисе, и увидел, как израильские военно-воздушные силы обеспечили безопасный вывод израильских военных, чтобы они не были захвачены ХАМАСом. Израильская авиация нанесла интенсивные удары по целям вдоль маршрута израильского спецназа. Самолеты летели на малой высоте и в большом количестве, полностью уничтожив транспортное средство, на котором израильские военные проникли в анклав, вместе со всеми возможными доказательствами, которые могли бы указать на цель операции.

По словам официального представителя ХАМАСа, «движение принимает меры предосторожности, основанные на предположении, что израильская разведка предпринимает попытки проникнуть на наш внутренний фронт в секторе Газа либо для сбора разведывательных данных, либо для проведения полевых миссий. Все кадры, независимо от их ранга, получили указание не проявлять снисходительность или небрежность во время рабочих процедур и при перемещении с одного места на другое. Кроме того, службы безопасности в Газе оснащены всем необходимым, чтобы помешать любым израильским силам специального назначения проникнуть в Газу, даже в период наибольшего затишья».

Ожидается, что после инцидента в Хан-Юнисе ХАМАС будет проявлять большую бдительность в сфере безопасности. В ночь на 11 ноября бойцам ХАМАСа удалось обнаружить израильский спецназ, но никто не знает, смогли ли другие группы проникнуть в Газу в прошлом. Между тем, по словам палестинского обозревателя, этот инцидент не обязательно остановит Израиль перед отправкой еще большего количества военных для выполнения важных задач по обеспечению безопасности, заставив обе стороны находиться в состояние постоянной боевой готовности, несмотря на достижение какого-либо перемирия.

Обе стороны при посредничестве Египта 13 ноября достигли соглашения о прекращении огня и в Газе отпраздновали победу. Так закончилось самое масштабное после военной операции ЦАХАЛа «Несокрушимая скала» (2014 год) военное противостояние между палестинскими «группами сопротивления» в секторе Газа и Израилем. Между тем, министр обороны Израиля Авигдор Либерман на следующий день объявил об отставке, заявив, что его правительство не смогло нанести более мощный ответный удар по ХАМАСу.

В ответ на угрозы Камиля Абу Рокуна (координатора деятельности израильского правительства на территориях, который предупредил палестинцев в секторе Газа о нулевой терпимости в отношении любых военных действий против Израиля в рамках очередного пятничного «марша возвращения» вдоль забора безопасности) один из лидеров ХАМАСа Исмаил Радван сказал, «эти угрозы не пугают нас. Марши возвращения будут продолжаться до тех пор, пока не будет снята блокада»[ii].

Более того, отставка А.Либермана, который обещал убить главу политбюро в течение двух дней, если он будет назначен министром обороны, является в глазах исламистов самым важным свидетельством поражения Израиля палестинскому сопротивлению. И.Радван пояснил, что сопротивление приняло новую стратегию быстрого массированного обстрела израильских городов, прилегающих к границе с Газой, вместо того, чтобы бомбить крупные города, такие как Тель-Авив. «Это должно доказать, что сопротивление способно реагировать на любую израильскую агрессию против палестинцев, не будучи втянутой в новую войну», – заявил он. В военном крыле ХАМАСа подтвердили, что «силы сопротивления решили во время последней эскалации прибегнуть к новой военной тактике, чтобы обмануть израильскую систему ПВО «Железный купол» при обстреле ракетами Израиля. Они накрыли Израиль залповым огнем до 10 ракет в каждом». Эта тактика направлена ​​на «истощение запасов ракет-перехватчиков системы ПВО «Железный купол» и увеличение количества палестинских ракет, которые падают на израильские города и поселки».

По словам Хадера Хабиба, одного из лидеров движения «Палестинский исламский джихад», «разрушения и ранения, вызванные запущенными силами сопротивления ракетами, которые поразили сионистские объекты, дестабилизировали израильские силы сдерживания. [Премьер-министр Израиля Биньямин] Нетаньяху был вынужден сдаться сопротивлению и пойти по пути успокоения ситуации», – сказал он. «Сопротивление сегодня отличается от того, что было во время войны в 2014 году. Сейчас оно обладает более мощными ракетными комплексами, которые могут нанести Израилю существенные людские и материальные потери».

Ияд аль-Кара, бывший генеральный директор «Филистин», местной газеты в Газе, сказал, что «политическая цель, которую ХАМАС преследовал, идя на эту конфронтацию, заключалась в том, чтобы подтолкнуть Израиль к перемирию и улучшить условия жизни в секторе Газа, при том не дать возможность Израилю навязать сложные условия, как разоружение сопротивления в Газе». «Эта конфронтация сильно повредила израильскую силу сдерживания. Нынешнее перемирие между Газой и Израилем не продлится долго. Следующий этап может быть ознаменован долгосрочной стабилизацией достигнутого перемирия или продолжительной войной со стороны Израиля, которая будет направлена на восстановление его сдерживающей силы». И.аль-Кара считает, что «война или перемирие зависит от способности Египта как посредника, от согласия Израиля снять блокаду Газы, а также от того, насколько ХАМАС согласится обеспечить спокойствие и безопасность на юге Израиля».

Журналист палестинской ежедневной газеты «Аль-Айям» Талал Окаль, также говорит о том, что «в результате этой военной эскалации израильская сила сдерживания получила беспрецедентный удар. Израиль никогда не нес такого ущерба в течение двух дней в результате конфронтации с силами сопротивления». Он отметил, что группировки в Газе считают, что дестабилизация израильской системы обороны только воодушевляет их активнее участвовать в будущих столкновениях с Израилем. «Следующая потенциальная конфронтация сил сопротивления с Израилем будет направлена ​​на то, чтобы полностью снять блокаду сектора Газа или ответить на любые военные действия Израиля». «Преодоление сил сдерживания Израиля повышает популярность ХАМАСа по сравнению с Палестинской национальной администрацией», — добавил он.

Представляется, что операция спецназа ЦАХАЛа в секторе Газа действительно была важна с точки зрения обеспечения безопасности Израиля, но она провалилась, что и привело к эскалации конфликта в виде массированного ракетного обстрела израильской территории. Пока не нашлись те, которые допускают намеренную провокацию исламистов со стороны Израиля с целью срыва планируемого обнародования американского мирного плана (т.н. «сделки века»).

Согласимся с экспертами, которые не считают, что ракетный обстрел территории Израиля заставил Б.Нетаньяху пойти на соглашение с ХАМАСом о прекращении огня. Так, директор Международного консультативного центра в Хайфе Вади Абу Нассар полагает, что «Нетаньяху скорее нацелен на то, чтобы получить региональную политическую выгоду». «Страны Персидского залив все больше поворачиваются в сторону Израиля. Нетаньяху посетил  Оман с официальным визитом 26 октября. В тот же день в Объединенные Арабские Эмираты прибыла израильская спортивная делегация во главе с министром культуры и спорта Мири Регев. Визит израильского министра в государство Персидского залива стал первым в своем роде». Б.Нетаньяху не хочет сейчас вести расширенную войну против сектора Газа. Он опасается, что это ограничит открытость Персидского залива по отношению к Израилю. В частности, министр экономики Израиля Эли Коэн готовится посетить Бахрейн в начале следующего года. Он получил официальное приглашение принять участие в министерской конференции Startup Nations в Манаме.

[i]                      Как ХАМАС остановит будущие операции Израиля в секторе Газа // Al-Monitor. 19.11.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/11/gaza-hamas-israel-operation-security-measures.html (на англ. яз.)

[ii]                     Как шквал ракет ХАМАСа влияет на оборонную политику Израиля // Al-Monitor. 21.11.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/11/gaza-hamas-israel-ceasefire-defense.html (на англ. яз.)

62.86MB | MySQL:102 | 0,564sec