О некоторых итогах германо-израильского конгресса во Франкфурте

Согласно заявлению посла США в Германии Р.Гренелла, сделанному в беседе с журналистами израильского издания Jerusalem Post во вторник, Вашингтон сейчас всерьез рассматривает возможность введения санкций против европейских намерений разработать механизм уклонения от барьеров, инициированных американской администрацией для давления на Тегеран. По словам дипломата, попытка ведения торговли через т.н. SVP, т.е. некий аналог клиринговой компании, помогающей производить расчеты посредством взаимозачета, не станет для ЕС «разумным шагом» Данное замечание прозвучало на фоне сообщения о том, что Люксембург, вслед за Австрией отказался от размещения на своей территории SVP, ссылаясь на то, что пока правомерность данного способа поддержания торгово-экономических отношений с ИРИ вызывает опасения с точки зрения соответствия европейскому праву. Кроме того, по мнению главы внешнеполитического ведомства Люксембурга Ж.Ассельборна, «это (SVP – авт.) общеевропейская, а не национальная ответственность», что выдает нежелание государства взвалить на себя основное бремя последствий, которые может создать США при введении нового механизма торговли с Ираном в действие.

На этом фоне в СМИ появилась информация, что Франции и Германии придется взять на себя ключевые функции по созданию и организации работы новой структуры, однако, делать это им в действительности не хочется. Так, среди представителей европейской дипломатии, общающихся с прессой на условиях анонимности, бытует мнение, что Париж проявляет интерес к решению этой проблемы исключительно на словах, пытаясь свалить все на Берлин. Последний, в свою очередь, кажется более прагматичным, но может пойти на риск для отстаивания внешнеполитической самостоятельности, что ярче всего демонстрируется в вопросе о дальнейшей судьбе ядреной сделки с ИРИ. Кроме того, нельзя забывать и о лидерских амбициях ФРГ в рамках ЕС, которые безусловно не теряют актуальности. При этом в данном случае речь идет о политике страны в целом, а не ее нынешнего руководства, поскольку А.Меркель, судя по всему, пока не планирует по окончании срока полномочий в качестве канцлера переместиться на какой-либо значимый пост в Еврозоюзе.

Такой расклад в том, что касается ИРИ, явно не устраивает Иерусалим и ту часть немецких общественно-политических кругов, которая разделяет израильский и американский подход к взаимодействию с нынешним иранским режимом. Наиболее ярко данная тенденция проявилась на недавнем немецко-израильском конгрессе во Франкфурта-на-Майне, по итогам которого в СМИ попали весьма интересные замечания представителей сторон о том, каким они видят будущее развитие отношений. Своего рода хедлайнером мероприятия стал мэр и городской казначей Франкфурта У.Беккер, награжденный медалью конгресса за вклад в развитие двусторонних отношений. На церемонии открытия он выступил с заявлением, в котором назвал встречу «маяком солидарности с Израилем», а Франкфурт – «самым произраильским городом за пределами Израиля». Последнее, надо сказать, во многом стало именно его заслугой, поскольку ранее он начал кампанию по борьбе с банками, поддерживающими движение по бойкоту ближневосточной страны (BDS-Movement).

Выступление У.Беккера также включало в себя несколько призывов к федеральному правительству. Первый касался статуса Иерусалима, который, по его словам, должен быть официально признан ФРГ столицей Израиля. Это замечание всецело отвечало главной теме конгресса, которая в этом году была обозначена как «Израиль – нация наций, Иерусалим – город наций». При этом слова У.Беккера явно диссонировали с подходом канцлера и его коллеги по партии ХДС А.Меркель, на которую израильские СМИ не так давно обрушились с критикой, сообщив, что именно она была инициатором идеи блокировки намерений ряда государств-членов ЕС перенести свои посольства в Иерусалим. Второй совет У.Беккера, также отличающийся от официальной линии Берлина, касался политики в отношении Тегерана. Так мэр Франкфурта призвал власти «заморозить отношения с Ираном до тех пор, пока он не примет право Израиля на существование».

С израильской стороны тему продолжил министр общественной безопасности Г.Эрдан. Он обратился к правительству ФРГ с призывом адаптировать «более агрессивную политику против иранского режима», назвав ИРИ «экспортером террора с гегемонистическими устремлениями». При этом политик подчеркнул, что такой способ действий необходим для «принуждения Ирана к изменению поведения», что важно для Израиля, народа Ирана и Европы. Такая аргументация, разумеется, не является случайной. Упоминание об Израиле – явная отсылка к обязательствам по обеспечению безопасности ближневосточной страны, о которых канцлер заявляет несмотря на расхождение точек зрения по ряду острых политических вопросов. Особый акцент на антиправительственных настроениях – логическое продолжение курса премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, стремящегося подчеркнуть, что Иерусалим ведет борьбу не с простыми людьми, а именно с недружественным режимом.

 

Наконец, европейская тема, при характеристике которой из уст Г.Эрдана прозвучало два важных замечания. С одной стороны, он, вновь повторяя заявления Б.Нетаньяху, подчеркнул, что иранская опасность для европейских государств и Израиля общая. При этом сторонники такого подхода есть и в рядах ЕС. К примеру, те же представители властей Люксембурга, комментируя свое нежелание размещать у себя SVP, обратили внимание на то, что Европа территориально ближе к Ирану, чем США, следовательно, ей, в случае краха СВПД, будет угрожать фактически та же опасность, что и Израилю. Вместе с тем отказаться от сделки страна все же не готова, пусть и не хотела бы расплачиваться за попытку обойти американские санкции, гарантировав Ирану сохранение хотя бы части экономического эффекта СВПД. Второй акцент выступления – публичное признание роли ФРГ в Европе. Так, Г.Эрдан, призывая федеральное правительство к поддержке американских санкций, отметил «если Германия сделает это, другие европейские страны сделают то же самое». Это уже явная игра на амбициях Берлина, который всегда хотел быть «первым среди равных». Пока это ощущение ФРГ пытается создавать за счет лоббирования борьбы с американским вмешательством, однако, Израиль, судя по всему, считает возможным предложить иной вариант достижения этой цели немецкой дипломатии. Вместе с тем такой маневр несколько отличается от программы, ранее использованной МИД Израиля, когда предпочтение отдавалось воздействию на политику крупных игроков ЕС через малые государства или их субрегиональные формальные и неформальные объединения.

Таким образом, Иерусалим вместе с Вашингтоном продолжают попытки добиться пересмотра подхода европейцев к идее сохранения СВПД. При этом угрозы экономического характера существенно результата не приносят, во многом потому, что  в вопросе, требующем решения, на первое место выходит политика. Так, США даже через посла в Берлине удается неплохо воздействовать на немецкий бизнес предметно, в то время как в целом в живучесть SVP всерьез никто не верит. Многие полагают, что если механизм и удастся запустить, что нужного эффекта обеспечить он не сможет, а следовательно, не спасет иранскую экономику. Однако на политическом уровне договоренностей добиться пока не получается, в результате в ход идет общественная дипломатия, с помощью которой предпринимается попытка объяснить практические выгоды отказа от контактов с ИРИ. Помимо этого тенденцией, все ярче проявляющейся в германо-израильских отношениях в настоящее время, является курс на дальнейшее укрепление прямых связей с властями федеральных земель, что также служит важным элементом продвижения израильских интересов среди властей ФРГ.

63.01MB | MySQL:102 | 0,479sec