Отказ ФРГ от поддержки Израиля на международной арене и перспективы его преодоления

Критика Берлина как одного из главных создателей препятствий для реализации израильских интересов в ЕС продолжает усиливаться. Директор и основателя European coalition for Israel (ECI) Т.Санделл недавно распространил видео-обращение, в котором он рассказал о шагах ФРГ, предпринятых для того, чтобы помешать европейской волне переноса посольств из Тель-Авива в Иерусалим весной-летом нынешнего года. Как утверждает Т.Санделл, не приводя конкретных цифр, многие страны Центральной и Восточной Европы были готовы последовать примеру США, но получили настойчивые телефонные звонки главы федерального правительства, помешавшие им принять окончательное решение. Таким, образом, как резюмирует глава ECI, Германия приняла решение не только за себя, но и за других, что, по его собственным свидетельствам, шокирует немцев, с которыми он общался. Любопытно также, что данный курс ассоциируется не просто с правительством Германии в целом, а именно канцлером. Так, Т.Санделл подчеркнул: «это не та Меркель, которую мы знали, когда она была избрана», а также сделал акцент на том, что ее курс «вызывает опасения у тех, кто поддерживает еврейский народ и Государство Израиль».

Впрочем, не только канцлер, как кажется многим, виновна в такой яркой антиизраильской линии, явно возникшей на почве отстаивания идеи сохранения СВПД. За этим стоят также представители внешней политики и дипломатии ФРГ. В конце прошлого месяца ситуация обострилась из-за обсуждения причин, по которым Берлин так старательно избегает поддержки Израиля в рамках ООН. Поводом к этому стало утверждение Комитетом организации по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации проектов 9 резолюций, касающихся арабо-израильского конфликта. При этом в 8 случаях представители ФРГ от защиты Израиля отказались. В немецкой прессе по этому поводу были высказаны самые разные суждения. Газета Bild привела в пример действия США, отметив, что настало время Европе консолидироваться для отстаивания интересов ближневосточной страны, а не способствовать ее дальнейшей делегитимизации. Интернет-издание Tichys Einblick оказалось более резким, сообщив, что должность главы внешнеполитического ведомства «слишком велика» для Х.Мааса, но «в отличие от костюма, ее подогнать под политика не получится»

Недовольство ожидаемо выплеснулось и на постоянного представителя ФРГ в ООН К.Хойсгена, являющегося полной противоположную американки Н.Хейли. Так, он разделял идею особой маркировки израильской продукции, произведенной на Западном берегу реки Иордан. При этом важно, что ранее постпред Германии в ООН был советником А.Меркель по внешнеполитическим вопросам, что лишь укрепляет в сознании многих мысль, что именно канцлер стоит за тем, что на международной арене Иерусалим остался без помощи не только Берлина, но и Европы в целом.

Кроме необходимости отбиваться от СМИ, министру иностранных дел Х.Маасу пришлось отвечать на вопросы Бундестага, куда он был приглашен на заседание с целью получения разъяснений о позиции ФРГ  в отношении Израиля на площадке ООН. Основную порцию критики в парламенте он получил от «Свободной демократической партии» (СвДП). Депутат Б.Джир-Сарай напомнил об ответственности Европы перед Израилем. А.Ламбсдорфф сосредоточился на односторонней антиизраильской направленности ООН, а Ф.Мюллер-Розентритт написал в твиттере по итогам обсуждения, что «для СвДП последнее слово в этой дискуссии еще не произнесено». Доля правды в этом замечании есть. В последний день ноября ООН вновь отличилась на этот раз 6 антиизраильскими документами. Вот только правительство Германии не извлекло урока из ноябрьских обсуждений, а СМИ и парламентарии предпочли этого не заметить.

На таком фоне в очередной раз роль основной движущей силы обновления германо-израильских отношений хочет взять на себя партия «Альтернатива для Германии» (АдГ). Так, представитель партии в комитете по внешней политике Бундестага П.Байстрон является инициатором сразу нескольких важных для ближневосточной страны направлений работы в парламенте. Во-первых, именно он обратился к федеральному правительству с запросом о разъяснении того, что именно оно понимает под столицей Израиля. И, по его собственным словам, ответ, занявший две страницы, ясности не дал. Во-вторых, на парламентских дебатах им в поднимается вопрос о поселениях в не совсем типичном ключе, а именно с точки зрения их взаимосвязи с миграцией. Следуя логике АдГ, если Берлин поощряет свободное передвижение беженцев в Европу, основываясь на их желании жить в той или иной стране, то он не должен препятствовать и совершенно равной по силе тяге евреев жить на своих землях в Иудее и Самарии. Особенно интересным такое преломление темы выглядит и потому, что то  самое свободное волеизъявление подкрепляет и палестинские претензии о праве на возвращение в их якобы родные места, где представители нескольких поколений наследственных беженцев попросту никогда не были.

Наконец, АдГ начала еще одну масштабную кампанию по борьбе с делигитимизацией Израиля, сконцентрировав ее не на международных организациях, а НПО. Основной мишенью для борьбы стал Фонд «Открытое общество» Дж.Сороса и спонсируемый им Европейский совет по международным отношениям (ECFR). Последний считает, что бойкот Израиля (BDS-Movement) является «формой ненасильственного протеста». При этом, по данным П.Байстрона, полученным из парламентских запросов и приведенным в статье для израильского портала Arutz Sheva, федеральное правительство финансировало ECFR с 2015 по 2018 гг. на сумму около 400 млн евро, а экс-министр иностранных дел З.Габриэль, во время визита в Израиль пообщавшийся с рядом местных НПО,  был членом ECFR.  Во многом такая активность открывает АдГ и путь на международную арену. Так, сам П.Байстрон не скрывает, что борьба с влиянием Сороса роднит их идеи с политикой Венгрии.

В целом заметно, что и сама Германия, и Израиль считают европейскую страну, пожалуй, главным внешнеполитическим игроком всего ЕС, способным выступать в роли тредсеттера (инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование – авт.), необходимого как для международного признания статуса Иерусалима, так и для организации более скоординированной борьбы с Ираном. При правительстве А.Меркель добиться сближения, судя по всему, не получится, поскольку относительно скоро покидающая свой пост канцлер, не строящая надежд на будущую карьеру в Брюсселе, захочет, следуя по пути Б.Обамы оставить за собой определенное дипломатическое наследие. Оно с высокой долей вероятности будет сводиться к отстаиванию самостоятельности в отношениях с США и сохранению СВПД. Такой сценарий все больше толкает Израиль к тому, чтобы обратить внимание на «альтернативные» немецкие партии, которые помимо прочего теперь пытаются предложить подходы к решению общих задач, что способно сблизить ФРГ по ряду вопросов с такими группами израильских друзей, как Балтия и Вышеградская «четверка».

52.23MB | MySQL:106 | 0,636sec