О китайско-пакистанских учениях ВВС «Героический орел-7» и расширении военной инфраструктуры ВВС Пакистана

Как сообщают китайские источники, в период с 30 ноября по 23 декабря 2018 г. в воздушном районе новой оперативной авиационной базы «Болари-Карачи» ВВС Пакистана пройдут совместные двусторонние многоэтапные учения ВВС Народной освободительной армии Китая и ВВС Пакистана под обозначением «Героический орел-7». Следует отметить, что данные учения впервые были проведены в 2011 г. на территории Пакистана и за прошедший период времени китайские и пакистанские военные приняли участие в шести учениях, которые поочередно проводили в двух странах.

Подобная смена места проведения обусловлена тем, что Исламабад и Пекин совместно предпринимают действия по сдерживанию военно-политических амбиций общего регионального соперника – Индии. По мере получения опыта в совместных учениях, военные специалисты двух стран постепенно увеличивали количество отрабатываемых курсовых задач как для истребительной, штурмовой, разведывательной, транспортной (топливно-заправочной) авиации, так и для подразделений ПВО, разведки воздушно-десантных войск и т.д.

Одновременно с выполнением полетов мононациональных экипажей в любое время суток (в 2017 г. совершено 500 вылетов) китайские и пакистанские военные проверили возможность выполнения полетов и учебно-боевых задач смешанными межнациональными экипажами. В рамках учений «Героический орел-7» китайские военные задействовали 4 одномоторных истребителя «Цзянь-10С» из состава полка «Красные орлы» ВВС Южного ВО (ранее в/ч 92547 Гуанчжоусского ВО, г.Хучжоу), оснащенные двигателями с отклоняемым вектором тяги (ОВТ).

Пакистанские летчики получили возможность выполнить самостоятельные полеты на новейших боевых самолетах китайского производства и единогласно сходятся во мнении, что новый двигатель с ОВТ позволяет  выполнять такие маневры, которые ранее были просто запрещены боевым уставом ВВС Пакистана. Безопасное выполнение таких ознакомительных мероприятий обусловлено тем, что в рамках регулярных учений серии «Героический орел» пакистанские летчики истребительной авиации систематически проходили подготовку к полетам именно на истребителях модели «Цзянь-10».

По данным китайских источников, в истребительной авиации ВВС Пакистана летчики 1-ого класса не должны совершать маневров с перегрузкой более 7,6G, летчики высшего класса ограничены на значении 8,3G. Подобные ограничения обусловлены тем, что конструкция основного истребителя национальных ВВС – JF-17 (китайско-пакистанская разработка) рассчитана на предельную перегрузку в 8,5G.

Необходимо отметить, что представители ВВС Пакистана, а именно пилоты истребителей JF-17 первыми наблюдали за одиночными полетами «Цзянь-10С», оснащенного двигателем с ОВТ еще в начале ноября 2018 г. на выставке вооружений и военной техники ВВС в г.Чжухай. Спустя месяц они получили возможность самостоятельно проверить возможности такого самолета в воздушном пространстве Пакистана и отработать маневры на той скорости и в том темпе, которые необходимы в реальном воздушном бою.

С учетом уровня секретности подготовительного этапа учений пока не представляется возможным установить количество летчиков, получивших возможность пилотировать «Цзянь-10С» (экспортная версия имеет обозначение «Цзянь-10СЕ»).  Известно, что данный истребитель имеет длину 16,9 м, размах крыла 9,8 м, высоту 5,7 м. Максимальный боевой радиус без дозаправки составляет 1240 км, а с дозаправкой 2600 км. Дальность полета может достигать 2950 км.

Вполне очевидно, что китайские военные планомерно готовят пакистанских партнеров к тому, что для расширения боевых возможностей национальных ВВС им необходимо принять на вооружение более тяжелый, но при этом одноместный истребитель, который обладает широкими возможностями по модернизации. По оценкам некоторых китайских аналитиков, сотрудники авиастроительных предприятий ОПК КНР уже прорабатывают возможность размещения дополнительных топливных баков поверх фюзеляжа (по примеру F-16) и такая модификация (при положительном прохождении испытаний) получит обозначение «Цзянь-10Д».

В отношении учений «Героический орел-7» известно, что в качестве основной авиационной базы (АвБ) для размещения китайского контингента была выбрана новейшая «Болари-Карачи», которую командующий ВВС Пакистана – маршал авиации Сохаил Аман открыл 25 декабря 2017 г.  Известно, что рассматриваемая АвБ расположена в провинции Синд, к северо-востоку от столицы территориального образования – г.Карачи (удаление 150 км.), в районе Джамшор к югу от федеральной трассы М-9 «Карачи-Хайдрабад».

По данным пакистанских источников, данная оперативная база является новейшим пунктом базирования для истребительных подразделений национальных ВВС — изначально предназначена для размещения 19-ой эскадрильи истребителей F-16 Block 52, а также самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03. Кроме подразделений ВВС на АвБ «Болари-Карачи» будут размещены авиационные подразделения ВМС Пакистана, укомплектованные истребителями JF-17 c противокорабельными ракетами.

Вполне вероятно, что кроме указанных типов летательных аппаратов на рассматриваемой АвБ могут быть дислоцированы и более тяжелые самолеты военно-транспортной авиации. На это указывают размеры взлетно-посадочной полосы – длина 4000 м и ширина 90 м. Параллельно строители проложили рулежную дорожку одинаковой длины, но уменьшенной ширины, т.е. фактически база располагает двумя асфальтированными ВПП.

Следует отметить, что ранее пакистанские военные рассчитывали размещать на данной базе эскадрилью истребителей и самолетов ДРДиН   на это указывает размер стоянки – длина 700 м, ширина 125 м. В настоящее время у южной части ВПП возведено:

– 16 железобетонных ангаров для истребителей;

– 8 железобетонных укрепленных полуподземных ангаров для хранения специальных боеприпасов – авиационных средств поражения с установленными ядерными головными частями;

– хранилища под обычные боеприпасы.

В перспективе схожее количество укрепленных ангаров для авиации может быть возведено и у северной оконечности ВПП. В настоящее время на территории АвБ ведется плановое строительство новых казарм, учебных корпусов и других зданий/сооружений.

По оценкам пакистанских аналитиков, АвБ «Болари-Карачи» должна обладать эшелонированной системой противовоздушной обороны или даже служить одним из центров ПВО, поскольку в условиях непосредственной близости с Индией представляется вероятным, что ВВС соседнего государства в случае вооруженного конфликта предпримут попытку скоординированного массированного налета в два эшелона.

Пакистанские военные провели компьютерные симуляции и понимают, что вероятный противник сначала применит противорадиолокационные ракеты для подавления РЛС авиационной базы, а затем обычные осколочно-фугасные и бетонобойные боеприпасы для разрушения инфраструктуры как «Болари-Карачи», так и близлежащих АвБ «Масрур» и «Шахра-э-Файсал».

Китайские и западные специалисты обращают внимание на большую площадь АвБ «Болари-Карачи», территория которой обнесена двойным забором с колючей проволокой, рвом и контрольно-следовой полосой. Подобный подход показывает, что пакистанские военные намерены дислоцировать на данной базе значительные силы ВВС, которые необходимы для прикрытия городов Карачи, Суккур и Хайдрабад в случае массированного налета авиации вероятного противника.

В дополнение к вышесказанному представляется необходимым отметить, что китайские специалисты в области радиоэлектроники продолжают совершенствовать бортовую аппаратуру истребителя JF-17. В частности, китайские разработчики предлагают расширять возможности данной боевой машины за счет замены РЛС с механической поворотной антенной серии KLJ-7 на станцию с тремя активными фазированными антенными решетками под обозначением LFK-601E (Х-диапазон, мощность 4кВт).

Новая РЛС позволит одинаково эффективно обнаруживать воздушные (истребитель на дальности 170 км), наземные и надводные (эсминец на дальности 200-220 км.) цели, одновременно сопровождать 15 разнородных целей и обстреливать 4 из них. Кроме того, станция LFK-601E предназначена для  картографирования местности (позволяет обнаруживать стационарные объекты на дальности до 300 км). Масса новой станции составляет 145 кг, что почти на 20 кг меньше чем у KLJ-7.

52.23MB | MySQL:103 | 0,588sec