Ситуация в Турции: ноябрь 2018 г.

Политическое и военное руководство Турции предприняло в этот период активные шаги для создания предпосылок нормализации отношений с США, которые уже длительный период пребывают в фазе тлеющего обострения, обладающего потенциалом перехода к хроническому конфликту между двумя союзниками.  В Анкаре уверены, что аналогичные стремления в налаживании партнёрских двусторонних отношений имеют место и в Вашингтоне.

В результате усилий двух стран по дипломатическим каналам американский Минфин заявил, что США отменили введенные ранее санкции в отношении министра юстиции Турции Абдулхамита Гюля и главы МВД страны Сулеймана Сойлу. Напомним, что Министерство финансов США включило А.Гюля и С. Сойлу в этот список 1 августа из-за того, что Анкара не позволила вернуться на родину американскому пастору Эндрю Брансону, проживавшему в районе турецкого города Измир и арестованному в прошлом году. Санкции были введены в рамках принятого Конгрессом США в 2016 году так называемого глобального акта Магнитского, направленного против лиц, замешанных, по мнению Вашингтона, в коррупции и нарушающих права человека. Как отметила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, ограничения были введены по указанию президента США Дональда Трампа. 12 октября суд турецкого города Измир приговорил Брансона к трем годам тюрьмы, однако постановил освободить его из-под стражи, приняв в расчёт уже отбытый им в процессе рассмотрения дела срок, а также снял с него запрет на выезд из страны. После освобождения Брансона и возвращения его в США президент Дональд Трамп заявил о том, что США и Турция могут наладить великолепные отношения.

Анкара зеркально ответила аналогичным шагом, объявив об отмене ограничений в отношении двух членов правительства США. «Санкции в отношении министра юстиции США Джеффа Сешнса и министра внутренней безопасности Кирстена Нильсена отменены в качестве ответного шага на решение Минфина США», — сообщил пресс-секретарь МИД Турции Хами Аксой. Он напомнил, что Анкара ввела санкции в отношении членов американского правительства в качестве «зеркального шага» на решение Минфина США по санкциям от 1 августа текущего года. «Запрет на въезд Джеффа Сешнса и Кирстена Нильсена в Турцию, блокирование вероятных счетов американских министров в нашей стране и запрет на торговые операции с гражданами Турции отменены», — сообщил представитель внешнеполитического ведомства. Глава Белого дома выразил благодарность руководству Турции за поддержку в вопросе освобождения Брансона.

Наряду с этим, американская администрация сделала еще один шаг в направлении нормализации отношений с Турцией. Министерство финансов страны заявило, что Вашингтон исключил из антииранских санкций проекты, обеспечивающие «энергетическую безопасность и энергетическую независимость» Турции и стран Европы от России и Ирана. В документе ведомства подчеркивается, что возобновляемые антииранские ограничения «не применяются в отношении лиц, совершающих или содействующих сделкам, связанным с проектами, «которые обеспечивают энергетическую безопасность и энергетическую независимость Турции и стран Европы от правительства Российской Федерации, и правительства Ирана».

Обнародованию этого документа предшествовали ряд заявлений турецкой стороны. Министр торговли Турции Рухсар Пекджан на встрече с журналистами в министерстве торговли прокомментировала информацию об освобождении Турции от соблюдения антииранских санкций, которые вступили в силу 5 ноября и коснулись энергетического сектора Ирана. По словам Р.Пекджан, торговый оборот с Ираном в прошлом году достиг 10,6 млрд долларов, за девять месяцев текущего года этот показатель составил 7,4 млрд долларов при том, что на торговлю повлияли санкции США, введенные в этот период. «Мы находимся в этом регионе. Наши соседи – Сирия, Ирак, Иран. Мы должны принимать эту реальность и продолжать торговые отношения», — отметила министр. «Мы ожидаем, что США освободят Турцию от выполнения санкций против Ирана в энергетическом секторе. У нас подписано энергетическое соглашение с Ираном. В любом случае, мы не можем его прервать, так как у нас нет резервов природного газа, а обогревать народ зимой нам надо», — сказала министр.

А накануне министр энергетики и природных ресурсов Фатих Донмез заявил, что власти США пока не уведомляли официально Турцию о том, что она может быть освобождена от обязательств соблюдать антииранские санкции в нефтяной сфере. «Письменно нас не уведомляли. Однако мы в курсе слухов о том, что будем выведены из-под антииранских санкций», — сказал министр. Спустя сутки после этих заявлений госсекретарь США Майк Помпео уведомил турецкое руководство, что восемь стран, включая Турцию, будут временно освобождены от последствий санкций в отношении Ирана. Такое же исключение, по его словам, сделано для Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи и Тайваня. При этом США регулярно расширяют санкционный список иностранных компаний, которые продолжают сотрудничать с Ираном.

«Я хочу выразить удовлетворение этим позитивным заявлением. Мы всегда заявляли, что такие санкции против Ирана могут негативно повлиять на мир, стабильность и экономику в соседних странах, таких как Турция, и мы довели эту позицию до сведения американской стороны во время переговоров с должностными лицами США», — сказал министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез.

Он добавил, что Анкара в ходе переговоров с представителями США также подчеркивала важность торговли газом и нефтью с соседними странами с точки зрения обеспечения безопасности энергопоставок в Турцию. «Как мы можем видеть, сказанное нами во время упомянутых переговоров в определенной степени было принято к сведению противоположной стороной. Я думаю, что этот шаг будет способствовать миру и стабильности в регионе», — сказал Ф.Донмез. Американцы продемонстрировали гибкость подходов в решении вопроса об антииранских санкциях. Они не готовы ухудшать отношения со своими стратегическими партнерами, в том числе по НАТО и дифференцированно выстраивают политику в этой сфере.

Напомним, что 18 октября стало известно, что государственная нефтеперерабатывающая компания Турции Tupras ведёт переговоры с властями США, чтобы иметь возможность закупать иранскую нефть после возобновления в ноябре санкций Вашингтона против Тегерана. Кроме того, ранее представители турецкого руководства неоднократно заявляли, что намерены отдать приоритет национальным интересам в вопросах импорта энергоресурсов в случае наложения новых санкции на иранский топливно-энергетический сектор. После вступления ядерной сделки в силу добыча нефти в Иране увеличилась до 4 млн баррелей в сутки, а экспорт — до 2,5 млн баррелей в сутки.

Несмотря на то, что Турцию освободили от санкций, турецкий лидер Р.Эрдоган, комментируя решения США ввести санкции в отношении Ирана, назвал их неправильными. «Мы и ранее не поддерживали подобные меры, не подчинимся и теперь подобным санкциям. Я не считаю правильным решение ввести эти санкции. Этот шаг направлен на то, чтобы нарушить баланс в мире», — констатировал президент.  Ранее в МИД Турции назвали решение США по санкциям против Ирана немудрым и опасным.

Благоприятное для Турции решение вопроса о санкциях, тем не менее, «не делает погоды» в общем контексте нормализации отношений с США, — полагают турецкие политологи. Остается целый ряд других проблем, среди которых весомое место занимает курдский вопрос. Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что Анкара рассчитывает, что США прекратят сотрудничать с курдской партией Демократический союз (PYD) и курдскими формированиями Силы народной самообороны (YPG) в Сирии. Анкара считает это проявлением двойных стандартов в борьбе с терроризмом. «Поддержка YPG и PYD равносильна пособничеству террористической организации Рабочая партия Курдистана (РПК). Позиция Вашингтона по отношению к ним является проявлением двойных стандартов в борьбе с терроризмом. Мы ожидаем, что США, которые являются нашим союзником по НАТО, полностью прекратят сотрудничество с YPG и PYD», — заявил И.Калын.

А министр национальной обороны Турции Хулуси Акар назвал запоздалым шагом заявление госдепа США о вознаграждении за поимку 3 главарей PПK. Турция приветствует позицию американского внешнеполитического ведомства по главарям РПК, но считает это решение запоздалым, отметил Х.Акар. Глава оборонного ведомства Турции подчеркнул, что Вашингтон не должен делать различий между террористами РПК и ее сирийского ответвления.

«С одной стороны, США назначают вознаграждение за поимку главарей РПК, а с другой – вооружают сирийское крыло этой террористической организации. Оружие и боеприпасы террористам YPG поставляют грузовиками и самолетами, что говорит о масштабах этих поставок. Анкара ожидает от Вашингтона незамедлительного пересмотра позиции по этому вопросу», — сказал Х.Акар.  «Наши американские друзья и союзники предприняли позитивный, но запоздалый шаг. Никакой разницы между PПK и YPG нет. Мы ожидаем пересмотра политики США по Сирии в вопросе сотрудничества с террористами YPG», — сказал министр.

Х.Акар далее выразил обеспокоенность публикацией в СМИ фотографий, на которых запечатлены американские военнослужащие вместе с террористами YPG в Сирии. «Подобные действия у границ Турции могут спровоцировать очень негативные процессы. Позиция Анкары доведена до сведения американской стороны. Военнослужащие США не должны фотографироваться с террористами YPG. Это важно с точки зрения предотвращения ущерба турецко-американскому сотрудничеству», — сказал министр.

Сохранилась напряженность и на векторе отношений Турции с Евросоюзом. Необходимо окончательно положить конец переговорам о принятии Турции в ЕС в качестве полноправного члена, считает еврокомиссар по вопросам расширения Йоханнес Хан. Газета Süddeutsche Zeitung приводит слова высокопоставленного чиновника о том, что «в долгосрочной перспективе и для Турции, и для ЕС было бы честнее искать новые пути сотрудничества, а переговоры о вступлении прекратить».

Необходимым условием полного разрыва переговоров, о котором упомянул Й.Хан, является одобрение этого решения большинством стран-членов ЕС. Однако заручиться такой поддержкой будет затруднительно. Раннее, в июне текущего года, были проведены межгосударственные консультации, по результатам которых было решено лишь «приостановить» переговоры с турецкой стороной. Европейские политики объяснили приостановку тем, что в Турции временами практикуется отход от базовых прав и свободы слова, а также имеет место неподобающее обращение с журналистами, учёными, правозащитниками и оппозиционными деятелями.

Понятно, что многие члены ЕС не решаются на радикальный разрыв с Турцией, потому что в таком случае под угрозу будет поставлен известный пакт между Брюсселем и Анкарой касательно беженцев. Если договорённость прекратит своё действие, то Европу может снова захлестнуть волна мигрантов, как это было в 2015 году. Тем не менее, Йоханнес Хан считает, что «реальное стратегическое партнерство» между ЕС и Турцией в нынешнем формате невозможно. В качестве альтернативы он предложил расширить существующий между двумя странами договор о Таможенном союзе. Также Й.Хан предложил переместить сотрудничество в рамки конкретных тем, таких как миграция, энергетика и восстановление Сирии.

Йоханнес Хан своими предложениями о конце переговоров с Турцией поддерживает мнение своего земляка, канцлера Австрии Себастьяна Курца. Курц всегда был активным противником членства Турции в ЕС, но у него не было сторонников среди видных европейских чиновников. Süddeutsche Zeitung указывает, что может появится ещё один единомышленник С.Курца. Член немецкой партии ХСС Мартин Вебер, также выступавший против турецкого членства, вполне вероятно станет новым председателем Еврокомиссии.

«В настоящее время переговоры о вступлении Турции в ЕС приостановлены, и в этой ситуации мы также скорректировали платежи, то есть финансовую помощь, предшествующую вступлению в ЕС. Можно, конечно, и дальше жить, оставив всё как есть, но этот процесс может продолжаться и затянуться до бесконечности. Имеет ли это смысл?» — заявил еврокомиссар Йоханнес Хан.

Эксперты обратили внимание на импульс, который получили в этот период турецко-украинские отношения. Президент Украины П Порошенко 3-4 ноября находился в Турции с официальным визитом. Он провел переговоры с турецким президентом Р.Эрдоганом. Президент Украины назвал очень плодотворными итоги VII заседания Cовета стратегического сотрудничества Турция-Украина, которое состоялось в рамках переговоров лидеров двух стран. Выступая на совместной пресс-конференции с турецким коллегой в Стамбуле, украинский лидер заявил, что Турция – это не только сосед Украины, но и один из ключевых партнеров Киева на международной арене. Он выразил признательность Анкаре за активную поддержку территориальной целостности Украины, непризнание оккупации Крыма со стороны России и осуждение действий России на востоке Украины.

Президент Украины привлек внимание к ситуации на востоке страны. По его словам, в случае принятия решения о размещении в Украине миссии «голубых касок» ООН, Киев хотел бы, чтобы в состав миротворцев вошли и турецкие военнослужащие. Порошенко также дал высокую оценку вкладу Анкары в освобождение украинских граждан – «политических заключенных, незаконно удерживаемых в российских тюрьмах». Президент Украины стал почётным доктором Стамбульского университета.

Президент Украины открыл украинское консульство в турецком курортном городе Анталья. Более 1,3 млн украинцев в этом году приезжали в Турцию, из них более 800 тысяч именно в Анталью. Местная украинская община в этом городе насчитывает более 30 тысяч украинцев. П.Порошенко отметил, что в Анталью едут не только отдыхать, в этом городе проходит много международных саммитов. «Я надеюсь, что консульское присутствие Украины в Анталье даст возможность нашим дипломатам активно участвовать в этих процессах», — сказал президент. Во время открытия он встретился с украинской диаспорой.

Президент Турции, в свою очередь, заявил, что Анкара продолжит укреплять отношения с Киевом. Р.Эрдоган отметил, что на постоянной основе продолжается работа по поддержанию отношений с Украиной, которые с 2011 года вышли, по его мнению, на уровень стратегического партнерства. «С каждым годом мы все больше укрепляем отношения и продолжим их укреплять. Турция поддерживает реформы в Украине. Успешная реализация реформ пойдет на пользу всему региону», — сказал турецкий лидер.

Р.Эрдоган также напомнил о безвизовом режиме между странами. «Наши граждане могут свободно посещать страны с внутренними документами. Число украинских туристов, посетивших Турцию в 2018 году превысило один миллион», — подчеркнул он. По его словам, стороны намерены до конца года завершить работу по подготовке Соглашения о свободной торговле. «Рост двустороннего товарооборота в этом году составил 20 процентов. Уверен, что благодаря документу объем двустороннего торгового оборота достигнет 10 миллиардов долларов», — сказал он.

В Анталье состоялось 18-ое заседание D-8 («Исламской восьмерки»). Идею создания D-8, членами которой являются Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан и Турция, выдвинул в свое время экс-премьер Турции Неджметтин Эрбакан. «Исламская восьмерка» в основном занята продвижением экономических интересов мусульманских стран.

Эксперты обратили особое внимание на выступление в рамках заседания D-8 главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. Он подчеркнул необходимость обновления организации в ближайшем будущем в соответствии с требованиями времени. По словам министра, «Исламская восьмерка» должна выйти на уровень, который позволит быстрее реагировать на важные события в мире. «Мир переживает период, когда некоторые страны используют колебания валютного курса в качестве инструмента политического давления. В мире идут торговые войны. Наилучшим путем борьбы с этими негативными явлениями является переход на национальную валюту в торговле. Турция готовится перейти на национальную валюту в торговле с Китаем, Россией, Ираном и Украиной. Мы ведем переговоры и с рядом других стран. Этого можно достичь и в рамках D-8», — сказал турецкий министр.

Стоит отметить, что сегодня мусульманские страны также объединены в другой структуре – в рамках Организации исламского сотрудничества (ОИС). Однако, при внимательном ознакомлении с деятельностью ОИС, можно с уверенностью утверждать, что данная структура до сих пор не только не смогла решить какие-либо проблемы в мусульманских странах, но даже уже принятые соглашения в рамках ОИС в основном остаются на бумаге.

Сложно говорить и о солидарности в рядах этой организации. Например, санкции США затронут финансовый и энергетический секторы Ирана. Ограничения ударят по странам, которые продолжают импортировать иранскую нефть или же работают с находящимися под санкциями иранскими компаниями. Несмотря на то, что Иран является членом ОИС, данная структура так и не сделала каких-либо заявлений в поддержку Тегерана по поводу американских санкций. Это свидетельствует о том, что руководство ОИС монополизировано определенными странами, которые намерены извлечь собственные выгоды от принятых в отношении Ирана санкций.

«Исламская восьмерка» в отличие от ОИС сравнительно новая структура, и, как известно, занята продвижением экономических интересов мусульманских стран. Глава Дипломатического центра стратегических исследований и заведующая кафедрой культурной дипломатии Парижского университета, турецкий эксперт Наджие Селин Шеноджак считает, что, если «Исламской восьмерке» будет уделяться пристальное внимание, она сможет стать такой же сильной, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), и выступать в роли альтернативного ЕС рынка. На самом деле, если «Исламская восьмерка» сможет увеличить количество стран членов, как призвал президент Турции Р.Эрдоган, то она вполне сможет стать альтернативой ОИС. По мнению экспертов ИБВ, это слишком оптимистический прогноз, учитывая нынешнее состояние D-8 и ее отдельных членов.

Противоречива в этот период информация о состоянии турецкой экономики и перспективах ее развития. Согласно рейтингу стран с развивающимися рынками агентства Bloomberg, Турция опустилась в нём с пятого до последнего, 20-го места. Сравнительный показатель текущей ситуации и перспектив экономического развития 20 стран с развивающимися рынками рассчитывался на основе таких факторов, как прогноз роста ВВП в 2018 и 2019 годах, состояние счета текущих операций, суверенного кредитного рейтинга, валютных резервов, состояния рынков акций и облигаций.

Вместе с тем, Центральный банк Турции сообщил, что увеличил в октябре свои международные резервы на 1,7% до 86,2 млрд долларов, что означает первый ежемесячный рост в этом году. Валютные резервы увеличились на 1% до 66,2 млрд долларов по сравнению с сентябрем. Золотовалютные резервы выросли на 4,7% до 18,5 млрд долларов. Обязательства ЦБ снизились на 4,8% в октябре до 27,9 млрд долларов. Эти обязательства включают залоговое обеспечение, используемое для обеспечения долга в течение одного года, аккредитивы и обязательные резервы банковской отрасли на заблокированных счетах, говорится в сообщении банка.

А по предварительным данным Министерства торговли, экспорт Турции достиг в ноябре самого высокого показателя в этом году – 15,5 млрд долларов. В прошлом месяце экспорт страны вырос на 9,49% в годовом исчислении, в то время как импорт снизился на 21,47% до 16,1 млрд долларов. Эксперты отмечают, что уверенность в экономике упала в этом году из-за опасений инвесторов относительно экономического перегрева, а также политического кризиса с США в связи с задержанием американского пастора в Турции. Лира в августе упала до рекордного минимума в 7.22 за доллар США, но с тех пор частично восстановила утраченные позиции до 5,18 по отношению к доллару, чему способствовало освобождение пастора, снижение цен на нефть и обещания правительства о введении строгих мер экономии. Хотя уровень экономического доверия в ноябре вырос, в январе текущего года этот показатель был гораздо выше и фиксировался на отметке 104,9 и 83,9 в августе. Явным аутсайдером по этому показателю оказался строительный сектор, где индекс уверенности ухудшился до 56,6 с 58,7. Напомним, что любое значение ниже 100 указывает на пессимизм в отношении будущего.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявил, что экономика Турции, вероятно, вырастет всего лишь на 1% в следующем году, что является худшим показателем среди 38 стран, в которые инвестирует ЕБРР. Согласно данным ЕБРР, замедление темпов роста в Турции является основной причиной сокращения средних оценок роста экономики до 2,6% в 2019 году и до 3,2% в этом году. Напомним, что экономика Турции заметно замедляется после того, как лира потеряла около трети своей стоимости в этом году. Инфляция выросла до 24,5%, что привело к росту процентных ставок по кредитам и падению внутреннего спроса. В настоящее время правительство стремится стимулировать рост за счёт снижения налогов и кредитной поддержки промышленности. Тем не менее, банк уточняет, что побочные эффекты от ожидаемого замедления роста в Турции для других экономик в регионах ЕБРР будут очень ограниченными.

Наряду с этим, последние данные, опубликованные центром рисков Ассоциации банков Турции (TBB), свидетельствуют о серьёзности ситуации. Поток наличных денег и платежей на рынках иссякает, а должникам становится всё труднее осуществлять платежи. Данные показывают, что с января по октябрь текущего года было выписано 17 млн чеков на общую сумму 771 млрд лир (146 млрд долларов) – на 18% больше, чем за аналогичный период 2017 года. 12% этих чеков не были оплачены, что привело к судебным искам. Стоимость этих неоплаченных чеков 21 млрд лир, что на 50% превышает стоимость возвращённых чеков за первые 10 месяцев 2017 года.

Тем не менее, экспорт турецкого автомобильного сектора в октябре по сравнению с тем же месяцем прошлого года вырос на 11% и составил 2,9 млрд долларов, говорится в докладе Ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Улудаг (OIB). В целом на автопром пришлось 19% турецкого экспорта. Экспорт запасных частей и сервисного оборудования из Турции в октябре вырос на 3% и составил 939 млн долларов. Экспорт грузовых автомобилей вырос на 5% до 471 млн долларов. Экспорт легковых автомобилей вырос на 10% до 1 млрд 192 млн долларов. Также зафиксирован рост экспорта автобусов и микроавтобусов — на 26% до 178 млн долларов.

Определенные успехи, несмотря на существующие проблемы в экономике страны в целом, демонстрирует турецкая оборонная промышленность. В Анкаре состоялась церемония подписания контракта на производство 250 танков Altay. Подписи под документом поставили представители Секретариата оборонной промышленности, Генштаба ВС Турции и компании BMC. Глава Секретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир заявил, что производство отечественных танков снизит зависимость Турции от поставок оборонной продукции из-за рубежа. По его словам, танк Altay станет ведущей боевой единицей ВС Турции на суше и внесет существенный вклад в обеспечение обороноспособности страны. В соответствии с контрактом, BMC приступит к серийному производству 250 танков. В перспективе в Турции выпустят одну тысячу танков Altay. Таким образом, танковые части ВС Турции будут существенно модернизированы. Проект оценивается в 25-30 млрд долларов, и его планируется реализовать в течение 20 лет.

10 ноября Турция отметила День памяти основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. По всей стране прошли мероприятия по случаю 80-й годовщины со дня его кончины. В этот день в 1938 году Турция проводила в последний путь первого президента и основателя Турецкой Республики. С тех пор каждый год 10 ноября, в 9 часов 5 минут утра (точное время его смерти) объявляется минута молчания. В качестве председателя Великого национального собрания, а затем президента республики, он снискал непререкаемый авторитет и уважение, как в Турции, так и за ее пределами.

В мавзолее основоположника Турецкой Республики Аныткабир в Анкаре по традиции прошла церемония, посвященная годовщине со дня кончины Ататюрка. В церемонии приняли участие президент Турции Р.Эрдоган, министры, лидеры ведущих оппозиционных партий, главы судебных инстанций, госслужащие. Глава Турецкого государства возложил венок из белых и красных гвоздик на могилу Ататюрка. На площади Таксим в Стамбуле собрались тысячи граждан. Граждане исполнили гимн Турции и возложили венки к памятнику основателя Республики.

Центральное место в этот период на российском треке внешней политики Турции по праву принадлежит событию, которое произошло 19 ноября. Президенты России и Турции провели в Стамбуле церемонию, посвященную завершению первого подводного участка газопровода «Турецкий поток», соединяющего Россию с европейскими берегами Турции. По мнению турецких экспертов, проект является ярким примером стратегии Москвы по укреплению своих позиций на газовом рынке Европы и снижению зависимости от украинского транзитного коридора. Для Анкары проект стал символом независимости Турции в принятии решений (США неоднократно в рамках контактов с турецкой стороной на самых различных уровнях пытались убедить Анкару отказаться от этого проекта) и повышения значимости страны в регионе в целом. Кроме того, «Турецкий поток» знаменует собой дальнейшее динамичное укрепление взаимовыгодного многопланового партнерства Турции и России.

Таким образом, полагают западные эксперты, Турция внесла свой вклад в важнейший элемент многоплановой долгосрочной стратегии России по сохранению лидирующих позиций на рынке газа в Европе. Эта стратегия осуществляется на трех направлениях: на Украине, в Балтийском море и с помощью дальнейшего расширения «Турецкого потока» в Южную и Центральную Европу (в Болгарию, Сербию, Венгрию, Словакию, Грецию и Италию). Стоит отметить, что Турецкий поток не входит в планы Энергетического союза ЕС, так как не способствует диверсификации поставок, а наоборот усиливает позиции России как в Турции, так и в ЕС. Они усматривают также возможность расширения сотрудничества в этой сфере России и Турции в Иракском Курдистане, где Москва участвует в ряде сделок. Ведь экспорт в случае успеха в их реализации придется осуществлять через турецкую территорию.

Что касается Украины, то газопровод, доставляющий через ее территорию российский газ в Западную Европу, остается, полагают турки, жизненно важным ресурсом. Сокращение его использования после ввода в эксплуатацию «Турецкого потока», считают турецкие эксперты, приведет к огромным потерям транзитных сборов, которые на нынешнем этапе получают киевские власти.

При этом, полагают турецкие эксперты, российская стратегия по газу не ограничивается европейским континентом, а простирается и в регион Восточного Средиземноморья, например, в Египет. После масштабных открытий на месторождении «Зохр» в Египте в 2016 году Россия приобрела у итальянской энергетической группы ENI 30-процентную долю (с согласия итальянского правительства, с которым у Москвы складываются хорошие отношения). Официальной причиной продажи назвали необходимость для ENI понизить риск своего египетского проекта. Аналогичным образом внимание России привлекли открытия шельфовых месторождений газа в ливанских водах. Хотя в бурении у берегов Ливана в основном участвуют французская TOTAL и итальянская ENI, каждая из которых имеет 40-процентную долю, российский НОВАТЭК, в свою очередь, приобрел 20 процентов.

Увеличение спроса на газ в Европе идет на пользу России. По данным Оксфордского института энергетических исследований, спрос на газ в Европе (в том числе в Турции и восточноевропейских странах, за исключением Сербии) рос три года подряд в 2015, 2016 и 2017 годах и достиг уровня в 548 млрд кубометров. Этому способствовали экономическое восстановление, последствия изменения климата, а также расширение использования газа в электроэнергетике. Тенденция роста сохраняется и в 2018 году.

Турецкий поток с проектной мощностью 31,5 млрд куб. м в год, из которых 15,75 млрд куб. м пойдет в Европу, является относительно небольшим звеном в общей широкой системе поставок газа в ЕС. По сути, он будет составлять чуть более 6% всего импорта ЕС, если судить по показателям 2017 года. Тем не менее, по мнению специалистов, для Москвы этот трубопровод является значительным дополнением к ее возможностям экспортировать газ в Европу и в Турцию. Когда вторая фаза «Турецкого потока» будет завершена и введена в эксплуатацию, она обеспечит от 16 до 19% российских поставок в ЕС и Турцию.

В турецком экспертном сообществе полагают, что церемония 19 ноября в Стамбуле ознаменовала успех России в более широком западноевропейском контексте в целом, и этого успеха удалось достичь во многом благодаря Турции. В свете недавней сделки по С-400 становится очевидно, насколько эффективно Москва использует относительную дипломатическую изоляцию Анкары в своих интересах. А для Анкары это была прекрасная возможность продемонстрировать партнерам в ЕС и США свою реальную значимость на мировом энергетическом поле и системе международных отношений.  Это очень важно для турецкой стороны в условиях сохраняющихся попыток Запада диктовать Турции направления развития ряда аспектов ее внешней и внутренней политики, которые противоречат национальным интересам страны.

Москва и Анкара продолжили, несмотря на некоторые разногласия, взаимодействие на сирийском направлении. На одну из особенностей этого взаимодействия указал президент Российского совета по международным делам, министр иностранных дел РФ в 1998-2004 годах Игорь Иванов. «Россия и Турция при урегулировании сирийского конфликта учитывают не только собственные интересы, но и интересы региона, и самой Сирии. Именно этим обусловлены их успехи в этой стране», — констатировал он в интервью крупнейшему в Турции информационному Анатолийскому агентству.

По его словам, учёт интересов всех игроков — отличительная черта российско-турецкого подхода, которая позволила остановить кровопролитие в Сирии и значительно продвинуться в деле мирного урегулирования. «Россия и Турция демонстрируют именно такой подход, учитывающий долгосрочные национальные интересы сторон, которые могут не во всём совпадать, но в то же время приводят эти национальные интересы в соответствие с интересами стабильности в Сирии и в регионе Ближнего Востока», — сказал И. Иванов.

Посол Турции в РФ Хюсейн Дириоз заявил, что российско-турецкий товарооборот в 2018 г. достигнет 30 млрд долларов. «В лучшие годы наш торговый оборот составлял порядка 30 млрд долларов, далее был некоторый спад. В этом году мы ожидаем, что торговый оборот вновь достигнет этой отметки. Однако наши лидеры установили планку в 100 млрд долларов, и мы будем к ней стремиться», — отметил высокопоставленный турецкий дипломат.

Также он отметил, что в этом контексте большую роль играет сфера энергетики и такие мегапроекты, как Турецкий поток и строительство атомной электростанции «Аккую». Х. Дириоз обратил внимание на активно развивающиеся отношения стран в сфере туризма и добавил, что Турция будет готова принять 6 млн российских туристов в 2019 г.

Напомним, что в 2017 г. товарооборот РФ и Турции составил 23,36 млрд долларов, увеличившись на 37% по сравнению с 2016 г. (экспорт возрос на 33% и составил 18,2 млрд долларов, импорт увеличился на 57,5% до 3,4 млрд долларов). Структура экспорта товаров в Турцию практически не изменилась. В импорте на первое место вышли продовольственные и сельскохозяйственные товары (31,24%), обойдя импорт машин, оборудований и транспортных средств (29,8%). В январе — августе 2018 г. товарооборот, по данным Федеральной таможенной службы, составил 17,3 млрд долларов.

52.55MB | MySQL:103 | 0,552sec