Палестинская национальная администрация признана виновной в пытках

Проблема тяжелейших нарушений прав человека на территориях, подконтрольных Палестинской национальной администрации (ПНА) не нова. Она существует с момента создания этой политической структуры и имманентно присуща ей. При этом то, что так оно и будет, было прекрасно известно тем израильским политикам, которые стали инициаторами создания ПНА, возникшей, как известно, в 1994 году, на основании так называемых Норвежских соглашений, которые были подписаны под эгидой США между Государством Израиль, премьер-министром которого был тогда Ицхак Рабин (лидер левой партии Авода, являющейся сейчас ядром парламентского блока «Сионистский лагерь») и Организацией освобождения Палестины (ООП), во главе которой стоял знаменитый террорист Ясир Арафат. Представляется уместным напомнить о том, что Ицхак Рабин публично выражал надежду на то, что его арабский партнер займется борьбой с террором «без БАГАЦев». При этом прямо подразумевалось лишение палестинских арабов, проживающих на передаваемых Израилем под контроль ПНА территориях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией), а также сектора Газа (теперь он уже более десятилетия находится под контролем исламистской террористической организации ХАМАС) элементарных человеческих прав, в качестве гаранта которых в Государстве Израиль рассматривается Верховный суд справедливости (БАГАЦ), нередко связывающий израильскому правительству и силовым структурам еврейского государства руки в борьбе с арабским террором, настаивая на скрупулезном соблюдении прав человека. Даже если речь идет об арабских террористах и членах их семей.

Тот же Ицхак Рабин, ставший для израильского левого лагеря ультимативным символом борьбы за мир между народами и справедливость, публично обещал израильтянам, что в рамках соглашений с ООП не будут выпущены из израильских тюрем содержавшиеся там арабские террористы, «на руках которых есть еврейская кровь». Дело в данном случае не в том, что это обещание было нарушено. Дело в том, что упомянутый премьер-министр тем самым, как говорят на иврите, «разделил между кровью и кровью», дав понять, что те арабские террористы, на руках которых есть кровь арабов, сотрудничавших с еврейским государством, из тюрем выпущены будут. Тем самым была дана легитимация беспощадному преследованию властями ПНА арабов, подозреваемых ею в сотрудничестве с Государством Израиль. Основным инструментом этих преследований является насчитывающая 4 тысячи агентов так называемая «Общая разведка» ПНА, во главе которой стоит с 2009 года генерал-лейтенант Маджад Фредж (Абу-Башар).

Важно подчеркнуть, что в качестве сотрудничества с Государством Израиль властями ПНА рассматривается совсем не обязательно сотрудничество с его силовыми структурами – ШАБАКом, полицией, ЦАХАЛом. В конечном счете, сами официальные структуры ПНА, включая ее «Общую разведку» сотрудничают с ними. Как иначе можно истолковать продолжающуюся до сих пор, несмотря на разрыв политических контактов между ПНА и Израилем, кооперацию в сфере безопасности между их силовыми структурами? В качестве «сотрудничества» с Израилем властями ПНА рассматривается продажа недвижимости евреям, в том числе в Иерусалиме, который, как известно, ПНА не контролируется. Иногда же речь идет просто о ложных обвинениях в сотрудничестве, имеющих своей целью сведение личных счетов или присвоение чужой собственности.

Так или иначе, на протяжении четверти века, прошедшей с момента подписания Норвежских соглашений, израильские власти, по сути, игнорировали факты жестокого преследования властями ПНА палестинских арабов (включая отдельных иерусалимских арабов, имеющих статус постоянных жителей Израиля), подозреваемых в «сотрудничестве с Израилем». Однако теперь, похоже, ситуация начала постепенно меняться. Израильская Служба судебных исполнителей выдала в среду предписание о замораживании имущества и активов ПНА на суверенной территории Государства Израиль в связи с тем, что ее власти не выплатили компенсации за безосновательные аресты, пытки и издевательства, которым были подвергнуты 52 палестинских араба, которых спецслужбы ПНА подозревали в сотрудничестве с Израилем.

Компенсации были присуждены им Верховным судом Израиля не просто за судебные преследования в ПНА, а за тяжелый ущерб, нанесенный их здоровью и психике пытками и издевательствами, которым были подвергнуты эти палестинские арабы в следственных изоляторах «Общей разведки» ПНА. Как следует из материалов суда, речь шла в частности об ударах электрическим током, о продолжительном подвешивание за ноги вниз головой, об обливании обнаженных участков тела расплавленным пластиком, о вырывании ногтей и зубов, о лишение сна, пищи и возможности отправлять естественные потребности, о посыпание открытых ран солью и т.д. и т.п.

Упомянутое предписание Службы судебных исполнителей было направлено в Министерство финансов Израиля. Его действие распространяется среди прочего на денежные суммы, собранные израильским Налоговым управлением с доходов жителей ПНА, работающих на суверенной территории Государства Израиль и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии. Следует пояснить, что Израиль взимает эти налоги не в свою пользу, а для передачи их властям ПНА. Важно иметь в виду, что данные суммы, как и вообще заработки палестинских арабов в Израиле и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии, составляют весьма значительную часть регулярных поступлений в казну ПНА. Значение этих поступлений особенно повысилось в последнее время в связи с резким сокращением зарубежной финансовой помощи, получаемой ПНА.

Решение о выплате компенсаций упомянутым палестинским арабам было вынесено Верховным судом Израиля в ноябре этого года по коллективному иску 52 жертв спецслужб ПНА, находящихся сейчас вне контролируемых ПНА территорий. Однако власти ПНА отказались выполнить решение израильского суда. Именно с этим и связано вмешательство в данное дело Службы судебных исполнителей. Сумма, которая должна быть взыскана с ПНА, составляет 14 млн шекелей (чуть менее 5 млн долларов США). В заключение следует отметить, что речь идет скорее о принципе, чем о деньгах. 5 миллионов долларов – это немало, но казна ПНА могла бы вынести такой расход. Так или иначе, можно утверждать, что речь идет о новом витке противостояния между Израилем и ПНА в условиях, когда последняя целиком зависит от первого в финансовом и в военном отношении, но категорически не желает признать эту зависимость на политическом уровне, отказавшись от претензий на превращение в независимое государство и ограничившись фактически имеющимся у нее уже сейчас статусом автономии.

52.36MB | MySQL:106 | 0,656sec