О показателях турецкого экспорта по итогам 2018 года. Часть 2

Турецкие экспортёры подводят итоги завершившегося 2018 года. Экспорт в истекшем году достиг отметки в 168,1 млрд долл. (рост: 7,1%), что является рекордным результатом для Турецкой Республики. Импорт снизился на 4,6% и составил 223,1 млрд долл.

В 2018 году главными направлениями экспорта турецкой продукции стали следующие страны: Германия – 16,17 млрд долл. (рост: 6,9%), Великобритания – 11,117 млрд долл. (рост: 15,8%), а также Италия – 9,567 млрд долл. Таким образом, тройка лидеров по закупке турецкой продукции — полностью европейская. За ними следуют страны, показавшие в 2018 году снижение своей деловой активности с Турцией: Ирак – 8,354 млрд долл. (падение: 7,7%), США – 8,313 млрд долл. (падение: 3,9%).

Если смотреть в региональном разрезе, то получится, что экспорт турецкой продукции в страны Европейского союза в 2018 году вырос на 13,7% и составил 84,1 млрд долл. Таким образом, можно констатировать тот факт, что свыше половины турецкого экспорта отправляется в страны Европы. Другим наблюдением является то, что экспорт в страны Европы в 2018 году росли темпами, которые превышают общие темпы роста турецкого экспорта приблизительно в два раза (13,7% против 7,1%). Собственно, эти цифры служат своего рода воплощением призыва турецкого делового сообщества к «возвращению на Запад, в Европу».

Одним из фактов, на который особо обратила внимание министр торговли Р.Пекджан, стали высокие темпы роста турецкого экспорта в Африку — они в 2018 году составили 24%, а также в страны Латинской Америки – рост на 35,6%.

Теперь рассмотрим турецкий экспорт в истекшем году в отраслевом разрезе. Главные отрасли – экспортеры турецкой продукции в 2018 году выглядят следующим образом: автомобильная промышленность – 31,568 млрд долл. (рост: 10,7%), готовая одежда – 17,642 млрд долл. (рост: 3,6%), химическая промышленность – 17,372 млрд долл. (рост: 8,3%), металлургическая промышленность – 15,554 млрд долл. (рост: 36,1%), а также электротехническая промышленность – 11,309 млрд долл. (рост: 7,9%).

Также отметим некоторые факты, в связи с турецким экспортом в 2018 году.

В перечень заметных направлений для поставок турецкой продукции вошли такие страны, как: Швейцария, Ливия, Индия, Португалия, Катар и Чехия.

В первую пятерку провинций Турции, вовлеченных во внешнеторговую деятельность вошли: Стамбул, Коджаэли, Бурса, Измир и Анкара. Число стран, куда поставляется турецкой продукции на сумму свыше 1 млрд долл., достигло тридцати девяти. Число илов (провинций), осуществляющих экспортные поставки свыше одного миллиарда долларов, выросло до 17 (всего их 81). В частности, этот «барьер» был преодолен такими регионами, как Эскишехир и Кахраманмараш. Двадцать три отрасли страны, с точки зрения объемов поставок своей продукции за рубеж, стали отраслями «миллиардниками». Число компаний, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность увеличилось на 8,5%. Так, в 2018 году впервые осуществили поставки на экспорт 15 тыс. 743 фирмы.

В связи с упомянутыми достижениями, уместно процитировать главу влиятельного объединения – Меджлиса турецких экспортёров И.Гюлле, который, в частности, отметил: «В конце 2017 года мы сказали, что 2018 год будет рекордным годом. Мы сдержали свое слово и закрыли 2018 год с рекордными показателями. С целью продолжения успехов, достигнутых в 2018 году, мы сказали, что на 2019 год потребуется принять новую стратегию (экспортную – И.С.). В этой связи, мы поделимся проведенной нами работой с общественным мнением в течение двух недель. Мы ежеквартально будем обновлять наш отчет (об экспорте) и оценивать его. В этом году мы достигнем отметки, предусмотренной Новой экономической программой (опубликована руководством страны в сентябре 2018 года – И.С.) в 182 млрд долл., даже попробуем эту цифру превысить. 2019 год в вопросе экспорта будет годом преемственности и инноваций».

Итак, подводим черту под итогами 2018 года для турецких экспортёров.

На первый взгляд, 2018 год оказался для них достаточно успешным. Однако, не стоит забывать о том заметном падении, которое было продемонстрировано турецкой лирой в середине прошлого года. Оно объективно сработало на повышение ценовой конкурентоспособности турецкой продукции, в валютном эквиваленте, на мировых рынках. В этом смысле и 2019 год, особенно после марта месяца (когда пройдут муниципальные выборы), может им также дать заметную фору, когда многими аналитиками прогнозируется очередное падение лиры. Однако, если смотреть не только с позиций экспорта, но с точки зрения внешней торговли в целом, то зависимость Турции от целого ряда импортных позиций (в частности, энергоносителей) и ослабление курса национальной валюты, будет приводить к росту цен, к повышению инфляции и, как результат, при сохранении лирового уровня доходов, к падению внутреннего спроса. Вытягивать турецкую экономику одним лишь только экспортом – нереалистично. Неслучайно, многие представители турецкого бизнеса, в преддверии нового года, выступали с призывами набраться терпения и «затянуть пояса». 2019 год не обещает оказаться легким для турецкой экономики, хотя и отрицать экспортные достижения Турции не приходится.

52.78MB | MySQL:104 | 0,321sec