О поставках иранского оружия в страны Африканского Рога и Йемен

Спецслужбы ОАЭ в середине декабря прошлого года выпустили секретный доклад для своего правительства на тему экспорта оружия Ираном в страны Африканского Рога и Йемен, в котором они попытались дать обобщенную картину действий иранцев на этом направлении и проследить их связь в этом бизнесе с другими основными игроками в этом регионе, и прежде всего с исламистами из «Аш-Шабаб». Прежде чем разобрать пункты этого доклада обратим внимание на то, что этот доклад был приурочен к очередной попытке США вынести эту тематику на площадку ООН в рамках активизации своей антииранской дипломатической кампании. Доклад генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша для Совета Безопасности содержал данные об обнаружении оружия, вероятно, иранского производства на территории Йемена. Об этом 11 декабря сообщило агентство Рейтер со ссылкой на попавший в его распоряжение текст доклада о выполнении резолюций о санкциях против Ирана. При этом в докладе не уточнялось, нарушил ли Иран резолюцию ООН, запрещающую ему экспорт и импорт вооружений без разрешения Совбеза, отмечает Рейтер. Обсуждение этого документа в Совете Безопасности ООН прошло 12 декабря, об итогах этого заседания ниже, но пока зафиксируем один важный нюанс: на его обсуждение не пришла представитель США в ООН Н.Хейли, что ряд обозревателей связало с тем, что Вашингтон в последний момент дал задний ход и «скомкал» запущенную им самим инициативу. И сделал он это в том числе по причине того, что дискуссия о незаконном экспорте оружия в этом регионе грозила очень больно ударить по ряду ключевых союзников США с риском серьезно осложнить жизнь американским военным в том же Сомали. В докладе инспекции секретариата ООН речь шла о двух пусковых установках для противотанковых ракет, которые представители коалиции во главе с Саудовской Аравией обнаружили на территории Йемена. «Секретариат обнаружил, что они [установки] имели характеристики, указывающие на иранское производство, и маркировку, подтверждающую изготовление в 2016 и 2017 годах», — приводит агентство часть доклада. «Секретариат также исследовал частично разобранные ракеты класса «земля – воздух», захваченные саудовской коалицией, и обнаружил, что их характеристики совпадают с характеристиками иранских ракет», — говорится в докладе. Кроме того, анализ обломков трех баллистических ракет, выпущенных по Саудовской Аравии 25 марта и 11 апреля 2018 года, также показал их схожесть с ракетами иранского производства Qiam-1 («Киям-1»). При этом уже в рамках заседания заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари ДиКарло обратила внимание, что вопросы, не связанные с иранской ядерной сделкой, должны рассматриваться отдельно от нее и не могут угрожать соглашению. Однако затем она сама же обратилась к теме ракетных запусков, призвав Тегеран «учесть выраженную странами — членами обеспокоенность». ДиКарло привела данные доклада ООН по выполнению Ираном требований СВПД, составленного на основе информации от Франции, Германии, Ирана, Израиля, России и Великобритании. Она также сообщила, что Секретариат ООН изучил осколки ракет, запущенных в марте и апреле 2018 года, однако «не смог установить, были ли эти ракеты или их части перевезены из Ирана после 16 января 2016 года — даты, когда вступило в действие дополнение B (резолюции 2231, касающееся баллистической программы — прим. ТАСС)». В ответ российский представитель Небензя справедливо выразил сомнение в уровне технической экспертизы представителей Секретариата, «которые по отдельным частям и обломкам легко берутся рассуждать о тактико-технических характеристиках различных типов ракет и намекать на их иранское происхождение». Постпред РФ заявил о недопустимости проведения Секретариатом каких-либо расследований возможных нарушений резолюции 2231 без четкого на то мандата Совета Безопасности. «Несогласованная инспекционная или наблюдательная деятельность Секретариата, какими бы соображениями она ни была продиктована, должна быть раз и навсегда прекращена», — подчеркнул он. А вся эта история с очень невнятным конечным результатом была инициирована американцами еще в ноябре прошлого года, когда спецпредставитель Госдепартамента США по Ирану Брайан Хук обвинил Иран в распространении ракетных технологий и поставках оружия в страны региона, представив образцы иранских вооружений, оказавшихся в руках Вашингтона. По его словам, Иран намеревался передать ракету класса «поверхность – воздух» «Сайяд-2» собственного производства мятежниками-хоуситами (сторонниками движения «Ансар Аллах») в Йемене, чтобы это оружие использовалось против самолетов коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Спецпредставитель Госдепартамента США представил также противотанковые ракеты, которые Иран якобы поставлял в Йемен. В Йемене с августа 2014 года продолжается противостояние между правительственными силами и вооруженными формированиями хоуситов. В наиболее активную фазу оно перешло со вторжением в марте 2015 года коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. В этой связи эксперты практически единодушно тогда называли на то, что американцы пошли на этот шаг во многом благодаря методологическим подсказкам со стороны КСА и ОАЭ, которые предоставили им соответствующие, но как выяснилось, сильно ангажированные и не подкрепленные уликами данные. И в данном случае, как теперь становится очевидным, в основе всех этих шагов Вашингтона лежал секретный доклад спецслужб ОАЭ. Согласно основным тезисам этого секретного доклада разведывательных служб ОАЭ, иранское агентство внутренней разведки Итилаат и верховный эмир сомалийской исламистской сети Ахмед Дирие поддерживают тесные деловые контакты и тесно сотрудничают в рамках проведения незаконных торговых операций. Эмираты считают, что Иран координирует торговую сеть между Сомали и Аравийским полуостровом, через которую сторонники «Аш-Шабаб» продают древесный уголь и закупают оружие. В ходе этого процесса Иран, как сообщается, получает необходимые финансы для оказания материально-технической поддержки лояльным себе хоуситам в Йемене, с которым Объединенные Арабские Эмираты борются в качестве члена аравийской коалиции. При этом, по оценкам аналитиков ЦРУ США, именно серьезная вовлеченность ОАЭ в йеменское досье и их роль в аравийской коалиции, несомненно, влияет на эмиратский анализ с точки зрения его предвзятости. Прежде всего, в рамках той его части, который рассматривает Иран в качестве единственного спонсора «Аш-Шабаб», хотя это далеко не так.
Согласно информации, собранной эмиратской разведкой, силы элитного подразделения иранского КСИР «Аль-Кудс» в прошлом году создали для обеспечения этих операций специальное подразделение, которое полностью укомплектовано офицерами, обладающих опытом и знаниями сомалийских реалий, и которое установило и поддерживает постоянные рабочие каналы связи с «Аш-Шабаб». Материально-техническая помощь, которую курирует эта специальная группа, позволяет сомалийскому джихадистскому движению осуществлять экспорт древесного угля в иранские порты Киш и Кешм из сомалийских портов Бараве, Кисмайо и Бургабо. Партии угля, которые поступают из южных провинций Сомали, обеспечиваются затем поддельными сертификатами Коморских островов, Кот-Д’Ивуара, Ганы и Джибути. Причем такая фальсификация осуществляется при явном участии представителей властей Джибути. По прибытии в Иран сомалийскому грузу выдается сертификат Исламской Республики Иран, с тем чтобы его можно было продать в Кувейте, Катаре и ОАЭ транзитом через эмиратский порт Аль-Хамрия. Согласно нашим источникам, по меньшей мере три дубайских бизнесмена и их структуры сейчас отвечают за дистрибуцию угля на Аравийском полуострове. Несмотря на существование соответствующего эмбарго в отношении Сомали, экспорт древесного угля дает примерно 150 млн  долларов дохода в год только для «Аш-Шабаб». Эти данные подтверждены в докладе группы контроля по Сомали и Эритрее ООН, который был выпущен 9 ноября прошлого года. В июне 2018 года заместитель премьер-министра Сомали Мехди Мохамед Гулид призвал свои местные администрации противостоять незаконной вырубке деревьев, чтобы ограничить финансирование «Аш-Шабаб». При этом древесный уголь, являющийся важным ресурсом для финансирования исламистов, неофициально продавался и до сих продается по всему Африканскому Рогу. С момента создания Союза исламских судов (СИС) в 2002 году древесный уголь стал основным источником дохода для боевиков исламистского движения, связанного с «Аль-Каидой» (запрещена в России). Эту деятельность впервые освоил еще бывший лидер СИС Шейх Шериф Ахмед, а позднее она была поставлена на широкую коммерческую основу его преемниками Хасаном Дахиром Авейсом и Ахмедом Дирие. Впервые масштабы этой деятельности стали очевидны в октябре 2012 года, когда войска АМИСОМ (Миссии Африканского союза в Сомали) восстановили контроль над портом Кисмайо и обнаружили там огромные запасы древесного угля, готового к экспорту. Главный нюанс всей этой истории, который заставляет тех же американцев очень осторожно развивать эту тему на международных дипломатических площадках, заключается в том, что эта прибыльная незаконная торговля не является исключительной прерогативой только иранцев и их партнеров из «Аш-Шабаб». В ней также активно участвуют военные из миротворческого контингента Афросоюза в Сомали (АМИСОМ), сомалийские политики и военные, а также собственно бизнес-структры самих ОАЭ и Катара. В мае прошлого года Могадишо организовало международную конференцию по содействию выполнению резолюции Организации Объединенных Наций, запрещающей импорт и экспорт сомалийского древесного угля. По ее итогам стало очевидно, что основным местом назначения его экспорта остаются страны Персидского залива, а сами эмиратские бизнес-структуры выступают в данном случае, как основные организаторы по отмыванию соответствующих незаконно полученных средств через банковскую систему Дубая. В частности, все основные коммерческие игроки в этой сфере, включая и сомалийских бизнесменов, организационно входят в Дубайскую ассоциацию «Шарикат аль-Нуджум аль-Тиджариа», и пользуются ее организационным и административным ресурсом. При этом было установлено, что суда с углем также частично следуют из Сомали транзитом через Джибути, где торговцы получают поддельные документы, удостоверяющие, что товар поступает из Джибути. Вот про это участие Джибути в этой деятельности в докладе эмиратских спецслужб нет ни слова.
При этом согласно тезисам этого доклада, что «Аш-Шабаб» таким образом получает необходимые финансы для обеспечения своей материально-технической базы в рамках поставок иранского оружия, которое, как утверждается, частично потом передается повстанцам-хоуситам сомалийскими исламистами контрабандными морскими путями или же транзитом через порт Салала в Омане. И такая контрабанда через оманский канал идет и до сих пор, несмотря на то, что в феврале 2018 года под давлением ООН и ССАГПЗ Оман формально усилил проверки сомалийских товаров. Отметим, что эти попытки убедить Маскат в необходимости более внятного противодействия контрабанде оружием привели к настоящему кризису в рядах ССАГПЗ еще два года назад. Тогда в октябре была проведена специальная встреча лидеров ССАГПЗ для урегулирования соответствующих претензий КСА к Оману. Этот мини-саммит под председательством Кувейта был призван примирить Эр-Рияд и Маскат, но все тогда окончилось открытой перепалкой участников встречи. Суть претензий КСА тогда (а это актуально и в настоящее время) стояла в том, что Оман делает недостаточно для защиты своих границ с Йеменом, что мешает возглавляемой Саудовской Аравией коалиции полностью изолировать поддерживаемых Ираном повстанцев-хоуситов в Йемене. Отношения между Эр-Риядом и Маскатом ухудшились за несколько дней до мини-саммита, когда саудовские и лояльные им йеменские силы перехватили шесть зарегистрированных в Омане грузовиков, перевозивших оружие в Йемен из провинции Салала. В этих машинах перевозились иранские ракеты средней дальности, которые, по убеждению Саудовской Аравии, предназначались для повстанцев-хоуситов. Ракеты были того же типа, что и те, которые регулярно используются для обстрелов территории КСА, и в том числе были использованы для обстрела штаба арабской коалиции в Хамис-Мишаите, во время которого погибло несколько высокопоставленных саудовских военных. Основываясь на информации своего Генерального директората разведки (GIP), Эр-Рияд считает, что хоусисты используют оманский регион Дофар и небольшие острова в этом районе в качестве маршрутов и мест хранения иранской военной техники и вооружения, предназначенных для повстанцев. Аэропорт в Салале, главном городе Дофара, и небольшие острова в этом районе при этом являются основными маршрутами этого экспорта. При этом надо учитывать, что Маскат не полностью контролирует этот регион, который всегда неохотно подчинялся властям. И собственно султан Кабус старается и не слишком лезть в него с излишними административными указаниями в области безопасности, прекрасно памятуя о восстании в Дофаре в свое время и стараясь поддерживать нынешний баланс сил в стране, который был достигнут в результате общего перемирия с племенами Дофара. После получения этих данных наследный принц и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман, чей имидж государственного деятеля напрямую зависит от исхода войны в Йемене, тогда пришел ярость (а он, как мы знаем, делает это быстро с непредсказуемыми последствиями для внешней политики королевства) и перед той встречей позвонил эмиру Кувейта, попросив его лично поговорить с султаном Омана Кабусом бен Саидом. Саудовская Аравия считает, что оманские службы безопасности и разведки стали проиранскими и им больше нельзя доверять. При этом саудовская разведка полагает, что Мухаммед аль-Наамани, начальник разведки и безопасности Омана осуществляет эту деятельность без согласия тяжело больного султана Кабуса. Сразу отметим, что анализ Эр-Рияда в этой части является ошибочным: начальник оманской разведки является одним из доверенных лиц султана в течение многих лет и, как полагают осведомленные источники, никогда не делает никаких самостоятельных шагов без одобрения Кабуса. При этом также добавим, что оманский транзит оружия является традиционным для Йемена, и по нему оружие в страну и обратно шло массовым потоком еще во времена экс-президента А.А.Салеха, и, что очень интересно, традиционно ключевые позиции в нем занимали во все времена именно представители хоуситов. В частности, нынешний губернатор вотчины хоуситов провинции Саады и его ближайшее окружение, например. Это было и есть просто семейно-клановый бизнес и ничего иного. Что же касается участия официальных оманских чиновников в этом бизнесе, то в этом также нет ничего удивительного. Его действительно курирует начальник личной канцелярии султана Кабуса Мухаммед аль-Наамани, который является членом одной из самых известных семей Омана и имеет неофициальный контроль над Службой государственной безопасности и Службой внутренней разведки Омана. Кстати, обе эти структуры находятся в плотной опеке британской MI5, которая просто не может не знать об этом аспекте такой деятельности своих партнеров: британцы занимают должности советников практически «на всех этажах» оманской разведки и  службы безопасности. При этом оманские спецслужбы давно культивируют свои отношения с самыми разными йеменскими группировками, хотя бы для того, чтобы обеспечивать достаточный режим безопасности совместной границы. И отметим при этом, что настоять на своей точке зрения по вопросу следования Маскатом отработанной ему в Эр-Рияде линии поведения не получилось. В частности, власти Саудовской Аравии, которые контролируют воздушное пространство Йемена, попытались настоять тогда на том, чтобы самолеты Омана сначала приземлялись в аэропорту Саудовской Аравии для досмотра и проверки личности их пассажиров и грузов, что оманские власти категорически отказались делать. Спецслужбы Омана по-прежнему осуществляют совместный с ОАЭ мониторинг всех операций сил аравийской коалиции в районе Аль-Махры и в восточной части Хадрамаута, которые прилегают к границе Омана. На сегодняшний день Абу-Даби имеет полную свободу действий в этом районе и планирует сформировать местные полицейские силы и участвовать в нефтяных проектах. В этой связи отметим, что «умеренность» ОАЭ в отношении обвинений Маската с точки зрения продолжения им экспорта оружия йеменским хоуситам (и в последнем по времени эмиратском докладе она также присутствует) объясняется очень прозаично: а именно планами ОАЭ проложить через Оман альтернативный нефтепровод из Ирана, с чем категорически не согласны в Эр-Рияде.
В этой связи основной упор в последнем по времени докладе разведки ОАЭ делается именно на сомалийском-иранском факторе в рамках незаконного экспорта оружия. В нем именно порт Ходейда обозначен в качестве центрального пункта в рамках общей сети для оборота иранского оружия между тремя странами (Йемен, Иран, Сомали). Этот экспорт осуществляется иногда через порты Джибути, а иногда непосредственно через сомалийские порты Босасо и Бербера. При этом в Абу-Даби утверждают, что Иран поставил в прошлом и позапрошлом годах через Босасо в Пунтленде йеменским повстанцам-хоуситам российские ракеты «Скад». В этой связи отмечается, что руководство Сомалиленда обеспокоено тем, что размещенные на его территории эмиратские войска могут стать мишенью для воюющих сторон по другую сторону Красного моря. Но еще больше они боятся оттолкнуть хоуситов, потому что Йемен является вторым после Эфиопии крупнейшим торговым партнером Сомалиленда. Это основной источник получения валюты в экономике Сомалиленда: Йемен покупает 90% скота Сомалиленда, который он затем реэкспортирует в страны Персидского залива.
По данным ОАЭ, в дополнение к стрелковому и ракетному оружию Иран занимает первое место среди других поставщиков с точки зрения снабжения сомалийских исламистов взрывчатыми веществами, которые затем используются для изготовления СВУ и проведения акций с участием смертников. И здесь одну из центральных ролей играет Джибути. В рамках реализации этих проектов президент Джибути и командующий Республиканской гвардией (GE) активно используют возможности по переправке оружия из Джибути и Сомали не только исламистов из «Аш-Шабаб», но части руководства силового блока в Могадишо. Еще летом прошлого года согласно информации, которую представили независимые эксперты Организации Объединенных Наций, глава сомалийской телекоммуникационной фирмы «Сомкабель» Мохамед Саид Геди оказался в центре обвинений в незаконном ввозе оружия в Йемен через порты Бербера и Джибути. Согласно этим же данным, в конце июня из Джибути в Могадишо вылетел Боинг 737-4q8, арендованный компанией «Флидамас», на борту которого находились 1000 АК, 500 пистолетов и боеприпасов. Глава сомалийской элитной группы войск «Альфа» полковник Ахмед Адан попытался остановить доставку оружия, однако получил приказ разрешить разгрузку груза лично от главы канцелярии премьер-министра Сомали Хасана Али Хайре. В том же докладе указывалось, что в такого рода операциях, которые проводятся при полной поддержке официального Джибути, центральную роль играют глава отделения Национального агентства разведки и безопасности (NISA) Сомали в районе Банадира Садик Омар Хусейн («Джон») и бывший директор NISA с мая 2011 года по март 2013 года Ахмед Моаллим Фики. В настоящее время  последний является членом парламента Сомали и регулярно посещает Сомали, Джибути, Иран, Турцию и Ливан. В рамках доставки грузов этого оружия в Эфиопию и Йемен эти фигуры активно кооперируются с членами «Аш-Шабаб», которые обеспечивают доставку оружия через контролируемые ими районы и тем самым получают необходимые средства для формирования новых групп смертников. При этом торговля оружием, проходящим транзитом через Джибути, продолжает процветать. Согласно информации, полученной в ноябре прошлого года в Сомали была конфискована новая партия оружия, поступившего из Джибути. Она предназначалась именно для «Аш-Шабаб». Захват был произведен 3 ноября Сомалийской национальной армией (СНА) в Ададо в Центральном сомалийском районе Гальмудуг. Источники в спецслужбах сообщают, что шесть грузовиков с оружием были остановлены и обысканы. Это произошло неделю спустя после захвата 900 единиц оружия, поступившего из Джибути, эфиопскими Национальными силами обороны в сомалийском штате, расположенном недалеко от джибутийской границы в Хадагале. Согласно нашим источникам, проведенное Эфиопией расследование подтвердило, что одна часть оружия поступила со складов Республиканской гвардии Джибути (GR). При этом центральным партнером и координатором это деятельности со стороны Сомали выступает глава телекоммуникационной компании «Сомкабле» Мохамед Саид Геди. По ряду данных, ЦРУ США уже неоднократно предупреждало правительство Джибути о незаконной деятельности этого предпринимателя из Сомалиленда, акционерами компании которого являются первая леди Джибути Кадра Махамуд Хэйд и бывшая первая леди Сомалиленда Амина Мохамед Джирде. Президента Джиюути Исмаила Омара Гелле американцы попросили безотлагательно решить эту проблему, но серьезного положительной отклика на нее не получили. Вместе с тем, эта ситуация нанесла серьезный ущерб имиджу Мохамеда Саида Геди, а также его отношениям с первой леди Джибути. Особенно с учетом того, что у американцев есть доказательства того, что он использовал порты Бербера и Джибути для доставки оружия хоуситам. Чтобы избежать судебного разбирательства в Джибути, Мохамед Саид Геди принял решение пока укрыться в Сомалиленде, тем самым следуя линии поведения еще одного незаконного контрабандиста иранским оружием в лице главы GSK Group и джибутийской фирмы Somaliland Beverage Industries (SBI, единственная франшиза Coca-Cola на Африканском Роге) Ахмеда Османа Гелле, в отношении которого власти Джибути под давлением Вашингтона все-таки выдали ордер на арест в 2017 году. В январе 2017 года во время президентской избирательной кампании в Сомалиленде, Мохаммед Саид Геди (MSG), который в то время был близок к возможному победителю, кандидату из клана кульмийе Мусе Бихи Абди, уже попадал под аналогичные обвинения. Тогда секретарь по арабским делам оппозиционной партии «Вадани» Сомалиленда Ахмед Сафина официально обратился в Интерпол. Он обвинил Геди в причастности к торговле оружием, нефтью и наркотиками между Сомалилендом и Йеменом. Если эти новые обвинения против Геди найдут юридические подтверждения, вся его империя может рухнуть. В партнерстве с компанией «Дахабшил» (эта компания из Сомали фигурирует в списках основных спонсоров «Аш-Шабаб») он в настоящее время завершает строительство волоконно-оптического соединения между Сомалилендом и Джибути и строит в Бербере наземную станцию для подводного кабеля связи Красного моря. В обмен на свою поддержку кандидатуры Мусы Бихи Абди (а они принадлежат к одному племенному клану) на пост президента он добился монополии на телекоммуникационные линии в нарушение Конституции Сомалиленда.
В заключении отметим, что согласно оценкам ЦРУ США, нынешний доклад эмиратской разведки сознательно преувеличивает иранский аспект в рамках материально-технического снабжения «Аш-Шабаб». Хотя безусловно Иран в торговле древесным углем в регионе играет центральную роль, поскольку Исламская Республика остается единственным реальным пунктом попадания этого продукта на Аравийский полуостров. Но, по данным американцев, при этом «Аш-Шабаб» приобретает большую часть своего арсенала путем обыкновенной покупки оружия и тротила у кенийских Сил обороны или иных вооруженных структур АМИСОМ (миссия Африканского союза в Сомали). В обмен кенийские военные имеют свою долю в рамках обеспечения экспорта древесного угля через порт Кисмайо и «крышуют» его добычу в южных районах Сомали.

52.29MB | MySQL:103 | 0,578sec