Об эволюции политики Ирана в Афганистане и в отношении «Талибана»

Накануне представителями крайне важных для афганского урегулирования стран было сделано несколько заявлений, которые серьезным образом могут поменять расклад сил вокруг Афганистан. Эти высказывания можно даже назвать в чем-то революционными. Речь идет о заявлениях высоких руководителей Ирана и Индии. В данном тексте рассмотрим политику Исламской Республики. Движению «Талибан» должна быть отведена роль в будущем афганском государственном управлении, но эта роль не должна быть определяющей, заявил иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. В недавнем интервью телеканалу NDTV глава внешнеполитического ведомства ИРИ представил свой взгляд на грядущее участие движения в политической жизни Афганистана. «Полагаю, что было бы невозможно представить будущее Афганистана без какого-либо участия «Талибана». Но мы также полагаем, что у талибов не может и не должно быть определяющей роли в Афганистане. Безусловно, в конечном итоге это должно решаться самими афганцами», – отметил Зариф. Он поприветствовал нынешний вклад Пакистана в поддержку мирного процесса, подчеркнув, что, несмотря на прежние разногласия и усилия Исламабада по поддержке талибов в 1990-е годы, Тегеран готов к сотрудничеству с пакистанской стороной в деле афганского урегулирования. При этом иранский министр критически отозвался о политике США на афганском направлении, заявив, что американское военное присутствие не принесло стране стабильности и безопасности.

Ответ официального Кабула не заставил себя долго ждать. Заместитель пресс-секретаря президента Афганистана Шах Хусейн Муртазави подверг резкой критике риторику иранского внешнеполитического ведомства, обвинив Тегеран в поддержке талибов. Кроме того, пресс-секретарь иранского МИДа также заявил о том, что с талибами следует вести переговоры, поскольку повстанческое движение контролирует более 50% территории Афганистана.  «Если Иран верит в политическое разрешение конфликта, ему следует первым делом провести мирные переговоры с собственной оппозицией, в частности с Организацией моджахедов иранского народа», – ответил сотрудник президентской пресс-службы. Более того,  Шах Хусейн Муртазави обвинил Тегеран в проталибских симпатиях, выразив мнение, что они обусловлены нарушениями прав человека в Иране, в частности, отсутствием свободы прессы, преследованием религиозных меньшинств и инакомыслящих, передает информационное агентство Pajhwok.

Однако иранцы не стали мелочиться в своих заявлениях. Тегеран поддерживает контакты с повстанческим движением «Талибан», заявил секретарь Верховного совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. Высокопоставленный государственный деятель сообщил о переговорах с талибами, в ходе официального визита в афганскую столицу. Стоит отметить, что подтверждение контактов с повстанческим движением от Ирана поступило впервые. «Афганское правительство получает информацию о взаимодействии и переговорах с «Талибаном», и этот процесс будет продолжен», – пообещал Шамхани от лица своей страны. В конце декабря прошедшего года иранские власти официально подтвердили свое участие в диалоге с повстанческим движением в рамках продвижения афганского мирного процесса.  Одна из встреч с представителями «Талибана» состоялась на территории Ирана, при этом на переговорах с повстанцами присутствовал заместитель министра иностранных дел Аббас Аракчи. Впоследствии высокопоставленный иранский дипломат посетил Кабул, где доложил о результатах встречи афганскому руководству.

В настоящее время мировое сообщество прилагает усилия по продвижению афганского мирного процесса в надежде на завершение многолетнего конфликта. Наиболее активно во встречах с представителями «Талибана» участвуют США, однако и страны региона делают свой вклад в продвижение мирного диалога. В ходе визита в Кабул Али Шамхани встретился с главой исполнительной власти Абдуллой Абдуллой и советником по вопросам национальной безопасности Хамдуллой Мохибом. От лица своей страны иранский государственный деятель заверил Кабул в приверженности восстановлению мира в Афганистане, решению общих проблем безопасности и противодействию террористической угрозе, сообщил Афганистан.ру. Напомним, что и Вашингтон в настоящее время скептически оценивает усилия Тегерана по содействию Афганистану: в недавнем докладе Конгресс США обвинил Иран в двойственной политике и фактической поддержке талибов. Все это вылилось в разговор президента Афганистана Мохаммад Ашраф Гани с заместителем министра иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи, прибывшим с официальным визитом в Кабул. Иранский дипломат проинформировал главу государства о недавних переговорах между Тегераном и талибами и заверил, что его страна привержена продвижению афганского урегулирования. Коренное изменение отношения к диалогу с талибами произошло в текущем году. В феврале 2018 года был запущен переговорный процесс с движением «Талибан». В свою очередь, Иран исторически всегда выступал против радикального суннитского движения. Однако геополитические изменения вокруг Афганистана заставляют иранское руководство изменить свой подход к талибам.

52.2MB | MySQL:103 | 0,509sec