Возражения немецких политиков по поводу долгосрочной аренды Бундесвером израильских дронов

27 января на базе ВВС Израиля в Тель-Ноф должно стартовать обучение немецких военных обращению с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) Heron TP, созданными Israel Aerospace Industries (IAI), и о долгосрочной аренде которых приняло решение федеральное правительство. Данные процесс является практическим шагом по реализации сделки, достигнутой в июне прошлого года. Тогда ФРГ и Израиль договорились о следующих условиях. В течение двух лет 35 групп военнослужащих Бундесвера должны пройти подготовку на специально оборудованной для них площадке в Тель-Нофе. Напрямую израильское правительство получает от Берлина 177 млн евро за предоставление инфраструктуры, обучение, а также техническое обслуживание дронов. Есть и вторая часть, в которой в качестве промежуточного звена между немецкой стороной и производителем БПЛА выступает европейский аэрокосмический концерн Airbus. Как сообщил ранее IAI, европейская компания будет управлять «всеми аспектами проекта, включая операционную поддержку и обслуживание». В действительности, основной функцией, возложенной на Airbus, станет передача денег израильской стороне. Уже она будет заниматься  техническим обеспечением аппаратов, поскольку в тот период, когда ФРГ не будет их задействовать, они, как планируется, будут находиться на хранении в ближневосточной стране. Сумма этой части контракта составляет около 720 млн евро.

В немецких политических кругах еще на стадии согласования договоренностей с Израилем возникли дебаты по поводу необходимости использования этих БПЛА, затронувшие различные аспекты проблемы. С одной стороны, Бундесвер уже использует израильские дроны Heron 1, которые, как пишут немецкие СМИ, должны полностью покрывать потребности армии при решении разведывательных задач. Более того, аренда этого класса БПЛА обходится Берлину дешевле. При этом наибольшее недовольство вызывает среди скептиков то, что, ФРГ платит не за сами машины, а за право «провести с ними время» на израильской территории. Любопытно, но, как кажется, судя по публикациям в открытых источниках, сама специфика сделки не волнует никого, хотя и здесь есть любопытная деталь. Heron 1 предоставляются в аренду на короткий срок с возможностью продления, в то время как использование Heron TP – изначально длительный проект.

В политических кругах ФРГ основная причина для недовольства иная, и заключается она в главном отличие двух БПЛА – способности Heron TP нести «полезный груз». Другими словами, быть оснащенным вооружением. Ранее этот факт спровоцировал споры внутри правительственной коалиции, а также возражения немецких оппозиционных партий (левых и «зеленых»). С одной стороны, представители вооруженных сил неоднократно жаловались, что, наблюдая с воздуха, операторы дронов сожалеют, что никак не могут помочь на месте. С другой стороны, есть голоса тех, что предупреждает о моральности и этичности такого рода действий, что, по сути, позволяет заниматься и «целенаправленным убийством». В этой связи немецкие власти были вынуждены и со своей стороны разбить сделку с Израилем на две составляющие: договориться об использовании новых дронов и обучении военнослужащих, а лишь затем принять решение, вооружать ли их. Такое условие было положено в основу коалиционного соглашения ХДС/ХСС с СДПГ в марте 2018 г.

На фоне приближения даты начала обучения споры возникли с новой силой. Основными их инициаторами являются теперь депутаты от немецких левых, до этого завалившие Бундестаг парламентскими запросами. Теперь они хотят организовать визит на базу Тель-Ноф для того, чтобы лично ознакомиться с процессом обучения, хотя в действительности, судя по всему, парламентарии, выступающие категорически против оснащения дронов вооружениями, хотят найти доказательство того, что федеральное правительство дало на это согласие в обход открытых дебатов. Так, в ноябре прошлого года делегация немецких депутатов уже посещала Израиль, однако на названную базу допуска не получила. Поводом для этого было названо задействование ее в связи с обострением конфликта на границе с Газой. При этом отказ в посещении Тель-Ноф был передан немецкому посольству в Израиле за два дня до запланированной даты визита. В итоге они были допущены лишь на учебный комплекс ВВС Германии в аэропорту Эйн-Шемер, где военнослужащие Бундесвера учатся обращаться с Heron 1.

Также, по свидетельству депутата от левой фракции А.Гунько, тогда им удалось пообщаться с IAI. В беседе с израильским изданием Globes он охарактеризовал ту часть визита следующим образом: «Israel Aerospace вели себя профессионально и дружелюбно, хотя знали, что мы выступали против соглашения и инициировали парламентскую деятельность против него… Они уклонялись от ответа на ключевые вопросы: какое вооружение получают БПЛА, начался ли процесс его сертификации, включала ли подготовка немецких войск пролет над территориями». Теперь, вероятно, они попытаются найти ответ на эти вопросы сами, в том случае, если визит состоится.

В целом, говоря о контракте ФРГ и Израиля в широком смысле, необходимо отметить несколько важных деталей. Иерусалим его оценивает крайне высоко. Глава правительства Б.Нетаньяху, говоря о соглашении подчеркнул: «Это огромная сделка. Она имеет значение, прежде всего, для нашей оборонной промышленности и экономики Израиля, а также для дальнейшего укрепления связей в области безопасности между нашими странами». Представители IAI, со своей стороны добавили, что «рассматривают правительство Германии в качестве важного стратегического партнера», подчеркнув, что совместная активность способствует развитию двусторонних отношений.

Помимо политико-дипломатического значения, договоренность действительно имеет и большой практический эффект. Так, немецкие власти выбрали израильский Heron TP без тендера, отказав таким образом главному конкуренту IAI – американскому БПЛА Predator. Немецкие военные эксперты открыто раскритиковали эту модель, а американская General Atomics даже пыталась заблокировать германо-израильскую договорённость через суд. Реальной же причиной отказа Берлина от дронов из США стало то, что парламентарии критикуют больше всего, т.е названное выше «времяпрепровождение» с БПЛА. Объясняется такая стратегия просто. Европейцы работают над проектом Euro-Drone по производству своих машин, которое должно начаться к 2025 г. Именно этим обусловлено желание не купить, а арендовать израильскую технику. Так Бундесвер знакомится с израильским опытом, весьма продвинутым в этой сфере, одновременно освобождая себя от необходимости как-то избавится от ненужных дронов, когда появятся свои. Американцы на такие условия не согласились. Наконец, самому Израилю также важно обойти конкурентов из США, поскольку ранее General Atomics увел у IAI контракты с Бельгией и Австралией стоимостью 230 млн долларов и 1 млрд долларов соответственно.

Принимая во внимание важность для Израиля соглашений с ФРГ по аренде дронов, необходимо отметить, что фактически сами они не оспариваются, т.е. выступающие против них парламентарии не возражают против сотрудничества в военной сфере с этой ближневосточной страной, что в корне отличает израильский пример от обострившегося вопроса по военному экспорту в КСА и Турцию. Есть изредка встречающиеся возражения на тему того, что начало обучения Бундесвера в Израиле совпадает с Международным днем памяти жертв Холокоста. В приведенном выше комментарии депутата от левой фракции есть намек на израильскую политику в отношении палестинцев, заключающийся в упоминании «территорий». Однако серьезной роли это не играет.

Вместе с тем сама тема военно-технического сотрудничества для депутатов Бундестага принципиальна. Ранее СДПГ, возражая по сделке с Израилем, решала задачу выгодных переговоров с ХДС/ХСС. В итоге ею была предложена странная формула решения проблемы. А именно партия заявила, что «может согласиться только на систему, которая может быть вооружена, но не на систему, которая действительно вооружена», что, по сути, не такая и большая разница. Левые и «зеленые» парламентарии сейчас решают иную задачу – добиться большей открытости военных контрактов и сделать Бундесвер подконтрольным для Бундестага. Однако проявлять антиизраильские настроения им не выгодно, поскольку в рядах оппозиции они тогда столкнуться с усилением партии «Альтернатива для Германии», приобретающей популярность на обратном подходе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,407sec