О планах США по сохранению своего влияния после вывода американских войск из Сирии

Президент США Дональд Трамп не намерен отказываться от своего решения вывести американские войска из Сирии после атаки, совершенной в городе Манбидж на севере арабской республики, в результате которой погибли несколько военнослужащих США. Об этом сообщила в четверг 17 января телекомпания Си-эн-эн со ссылкой на источники. По их данным, американский лидер по-прежнему считает, что настало время для вывода военнослужащих США из Сирии, и ситуация в Манбидже не повлияла на его решение. Си-эн-эн также отмечает, что американские разведслужбы в предварительном порядке установили, что атаку в Манбидже осуществили боевики террористической группировка «Исламское государство» (запрещена в РФ). Ранее эта экстремистская организация взяла на себя ответственность за взрыв. По данным разведслужб США, нападение было совершено одной из «спящих ячеек» ИГ в Сирии, сообщила телекомпания Си-эн-эн. В среду в Манбидже произошел мощный взрыв. По данным Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ), в результате погибли четыре американца: двое военнослужащих, один подрядчик Пентагона и один гражданский служащий оборонного ведомства. Еще трое военных США получили ранения. По словам президента Турции Тайипа Эрдогана, жертвами взрыва стали в общей сложности 27 человек, в том числе и представители курдских отрядов. Как сообщала Си-эн-эн, представители командования ВС США во время необъявленного визита Трампа в Ирак в декабре прошлого года предупреждали президента о том, что победа над боевиками ИГ в Сирии еще не одержана. По данным источников, слова военных вызвали у Трампа удивление, так как он был убежден в обратном. Трамп объявил 19 декабря о решении начать вывод американских войск из Сирии. Он мотивировал это тем, что победа над ИГ в Сирии одержана и что борьба с террористами была единственной причиной, по которой ВС США там находились. По словам американских официальных лиц, вывод войск численностью более 2 тыс. человек займет от 60 до 100 дней. При этом госсекретарь Майкл Помпео заявил, что уход из Сирии не означает сворачивания усилий США в борьбе с группировкой. В этой связи отметим несколько моментов.
1. Военный разгром ИГ (а он по факту уже практически произошел, нынешние бои в Заевфратье в данном контексте надо рассматривать уже как остаточные бои с некими силами ИГ в рамках прежде всего общего недовольства местных арабских племен засильем курдов) действительно состоялся и в Ираке, и в Сирии. Этот термин подразумевает прежде всего разгром общей командной структуры, централизованного командования, общих систем логистики и основных вооруженных единиц противника, которые могли бы уверенно контролировать ту или иную обширную территорию. И единичные проявления военной активности ИГ, включая и террористические атаки, этого факта совершенно не отменяют. В данном случае правильнее говорить о том, что сохраняется общий фон суннитско-арабского недовольства своим местом в системе получения экономических благ в Ираке или Сирии. И пассажи продемократической американской телекомпании в данном случае надо рассматривать исключительно как эпизод внутриполитической борьбы.

  1. Теракт в Манбидже, который был акцентировано проведен именно против американцев (и французов, о чем стараются не говорить), демонстрирует, что этот северный сирийский город находится сейчас в центре перетягивания каната между региональными и глобальными силами. В этой связи отметим в данном эпизоде несомненную роль турецких спецслужб, которые имеют на сторонников ИГ серьезное влияние и поддерживают с ними соответствующие контакты. Это стало совершенно очевидно и в рамках проводимых ранее Турцией военной операции «Щит Евфрата», когда Анкара просто договаривалась в большинстве случае с командирами ИГ о добровольном оставлении ими тех или иных позиций и городов, а еще ранее — об участии ИГ в организации резонных терактов в отношении массовых собраний тех же курдов и членов турецких оппозиционных партий в самой Турции. В данном случае теракт носил совершенно акцентированный характер и имел очень четкую цель. Атаке в данном случае подвергся ресторан, в котором проходила рабочая встреча между представителями французских и американских военных и руководством курдской подразделений «Сил народной самозащиты» (СНС). В этой связи ряд обозревателей сразу же заявили, что данный теракт может самым серьезным образом затормозить вывод американских войск из Сирии. Рискнем предположить, что теракт имел как раз ровно обратную цель — ускорить уход американцев из Сирии. При этом, как мы видим, нападение никоим образом не повлияло на решимость Вашингтона такой вывод осуществить. Соединенные Штаты и Турция ведут деликатные переговоры о формировании компромисса в отношении стратегии на северо-востоке Сирии в долгосрочной перспективе. Вашингтон хочет, чтобы его главный местный союзник в лице курдских СНС имел надежные гарантии безопасности после ухода США, но Анкара отказывается поддержать автономный курдский регион на своей южной границе, классифицируя СНС, как филиал Рабочей партии Курдистана (РПК). В рамках этих переговоров американский генерал Джозеф Данфорд встретился со своим турецким коллегой в Брюсселе в тот же день 16 января, когда произошла атака в Манбидже. И это совпадение было не случайным и отражает самое серьезное разочарование Анкары ходом этих консультаций. Тем более, что позиция американцев в данном случае в общем-то преследует только одну цель: сохранить своего единственного союзника Сирии с отрицанием каких-либо претензий турок на создание санитарного буфера под своим контролем. Со своей стороны, «Силы демократической Сирии» (СДС), основным компонентом которых являются СНС, заявили, что никогда не согласятся ни на одну безопасную зону, контролируемую Анкарой, обозначив при этом, что они примут только буферную зону под эгидой Организации Объединенных Наций.
  2. Общая концепция сохранения влияния США на севере Сирии в данном случае уже примерно понятна. Это сохранение СДС, как централизованной боевой единицы с оказанием ей материально-технической поддержки (на это уже официально запрошены деньги в рамках статей будущего бюджета Пентагона на этот год) и их воздушного прикрытия с баз в Иордании и Ираке. При этом Пентагон рассматривает СДС как единственную на сегодня возможность для обеспечения того, чтобы силы Башара Асада и его союзников в лице России и Ирана находились под пристальным наблюдением. В этой связи Пентагон планирует сохранить ядро экспертов в Сирии для содействия контртеррористическим миссиям американского Командования специальных операций (USSOCOM) в Сирии, а также создать долгосрочную службу для мониторинга сирийских правительственных сил и их российских и иранских союзников. Он также уделяет приоритетное внимание вербовке арабов и курдов, которые будут задействованы в дальнейших операциях сил американского спецназа в Сирии. Базируясь в Иордании и на передовой американской базе в Манбидже, эти специалисты со знанием арабского языка ежедневно работают в рамках продолжающейся координации с курдскими силами. В рамках этих консультаций обсуждаются и контакты курдов с Дамаском, в том числе и реализация соглашений по недавнему входу правительственных сил и российской военной полиции в тот же Манбидж. Это надо иметь ввиду ряду российских экспертов, которые заговорили о том, что курды серьезно качнулись в сторону компромисса с Дамаском. Собственно недавняя террористическая атака была проведена как раз против участников такой координационной встречи. В рамках этой стратегии Центральное командование США (CENTCOM) также намерено активизировать использование самолетов ISR (наблюдения и разведки) в регионе, включая беспилотные летательные аппараты RQ-4 Global Hawk и системы BeechcraftRC-12. Собранные ими данные будут по-прежнему анализироваться непосредственно в зоне сбора. А именно — в Иордании и на базе США в Арифьяне в Кувейте. Именно на последней находится основной пост обработки данных радиоперехватов и миссий кибер-разведки, которые проводятся совместно с АНБ. Чтобы сохранить этот аппарат разведки и мониторинга в рабочем состоянии, и при этом не нарушить президентских директив, Пентагон в этой связи планирует в значительной степени полагается на существующие контракты со своими основными партнерами по обороне среди частных военных компаний, включая CACI и лингвистическую рекрутинговую фирму Valiant Integrated Systems. CENTCOM также намерен интенсифицировать вовлеченность в миссии разведки в Сирии специальных подразделений стратегической разведки, прежде всего 300-ю и 500-ю бригады военной разведки.
52.32MB | MySQL:103 | 0,521sec