О военной ситуации в Сирии (12 – 19 января 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 127 нарушений режима прекращения огня. Это несколько выше показателя предыдущей недели (107). Продолжила очень  активно фиксировать нарушения турецкая часть комиссии, особенно – в части, касающейся провинций Хама и Идлиб. Российская часть комиссии в течение трех дней нарушений не фиксировала.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 14 нарушений (в течение предыдущей недели – 15), в провинции Алеппо – 16 нарушений (15). Большое число нарушений фиксировалось в провинциях Хама – 50 (29) и Идлиб – 34 (41).

Данных о работе в течение недели самолетов ВВС Сирии не имеется. Самолеты ВКС России наносили удары по целям «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в провинции Дейр эз-Зор.

17 января международная коалиция сообщила, что нанесла удар по мечети в населенном пункте Сафафия на востоке провинции Дейр эз-Зор. Объясняя удар, в коалиции пояснили, что боевики используют защищенные международным правом объекты – мечети, больницы – в своих интересах, что лишает их статуса защищенных объектов.

19 января самолеты ВВС Ирака нанесли удар по целям ИГ в районе населенного пункта Багуз на востоке провинции Дейр эз-Зор. В результате удара были уничтожены до 20 джихадистов.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

На востоке провинции Алеппо в Манбидже 16 января в результате взрыва и атаки смертников погибли 16 человек, в том числе 4 американцев, включая 2 военных. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ.

В курдском кантоне Африн 19 января в результате атаки курдов погибли 2 турецких военнослужащих и 5 протурецких боевиков.

В городе Манбидж 19 января отмечено совместное патрулирование города военнослужащими российской военной полиции и бойцами проамериканского «Военного совета Манбиджа».

13 января подала голос Национальная сирийская коалиция (НСК) — основная оппозиционная организация вне Сирии. Она потребовала найти «радикальное решение» с тем, чтобы покончить с присутствием джихадистов из группировки «Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) в провинции Идлиб. С 10 января эта группировка объявила о полном контроле над провинцией Идлиб, где она учредила местную администрацию в лице «Правительства спасения». В своем коммюнике НСК охарактеризовала «Тахрир аш-Шам» как «террористическую организацию». Она предложила Турции решить проблему Идлиба с тем, чтобы «помешать режиму и его союзникам в лице Ирана и России совершить геноцид под предлогом борьбы с терроризмом». Турция к исходу 13 января никак не отреагировала на то, что протурецкие группы оказались в роли проигравших в Идлибе. В частности, формирования группы «Нуреддин аз-Зинки» из Идлиба ушли в Африн — курдский кантон в провинции Алеппо, контролируемый в настоящее время протурецкими формированиями и турецкими войсками.

В провинциальном центре провинции Идлиб 18 января была подорвана заминированная автомашина у склада боеприпасов группировки «Тахрир аш-Шам». В результате взрыва погибли по меньшей мере 11 человек, в том числе 7 боевиков. Подрыв могли осуществить боевики ИГ как месть за смерть накануне нескольких их бойцов, уничтоженных боевиками «Тахрир аш-Шам».

18 января в Москве было заявлено, что группировка «Тахрир аш-Шам» контролирует порядка 70% территории демилитаризованной зоны вокруг зоны деэскалации Идлиб. Ранее сообщалось, что после боев с протурецкими формированиями джихадисты полностью контролируют одноименную провинцию.

Тем временем в провинции Идлиб на базе неприятия курдов начал складываться новый альянс между Турцией, «Тахрир аш-Шам» и протурецким «Фронтом национального освобождения» (ФНО). В этом альянсе ФНО отводится роль политического крыла, «Тахрир аш-Шам» – военного.

В провинции Дейр эз-Зор на восточном берегу реки Евфрат формирования «Сил демократической Сирии» (СДС) при поддержке огня американской и французской артиллерии выбили к исходу 13 января боевиков ИГ из города Абу Бадран. Они также вышли к окраинам города Ас-Суса.

15 января в ходе боев на востоке провинции Дейр эз-Зор формирования СДС выбили боевиков ИГ из населенного пункта Ас-Суса. Днем ранее они выбили джихадистов из города Аш-Шафа.

На юго-востоке провинции Дейр эз-Зор 19 января формирования иракской группы «Аль-Хашед аш-Шааби» атаковали позиции боевиков ИГ в районе Ас-Суса. В ходе атаки уничтожены 35 джихадистов.

На севере провинции Хама 13 января артиллерия правительственных войск в очередной раз предотвратила развертывание боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» для атаки в районе Кафр Зита.

В провинции Хомс в районе Пальмиры 18 января сирийские войска пресекли попытку выдвижения боевиков группировки «Джейш Магавир ат-Тора» из района Эт-Танф, находящегося под защитой американских военных. В ходе боя все боевики были уничтожены.

К исходу 15 января США и Турция договорились о создании 20-мильной зоны безопасности вдоль северной части сирийско-турецкой границы. По заявлениям Анкары, ее будут контролировать турецкие силы. Решение о зоне безопасности вызвало негативную реакцию Дамаска.

16 января курды, равно как и ранее Дамаск, высказались против      идеи создания безопасной зоны на сирийско-турецкой границе под контролем Турции. Альтернативой этому решению они видят создание безопасной зоны под контролем либо сил ООН, либо международных сил, либо сирийской армии. Последний вариант поддержала Россия в лице министра иностранных дел С.Лаврова.

16 января стало известно, что иракская армия сосредоточила на границах страны с Сирией 30 тысяч человек с тем, чтобы совместно с сирийскими военными и ВКС России уничтожить остававшиеся там оплоты ИГ.

17 января израильская армия сообщила о контактах между российскими и израильскими военными с тем, чтобы уменьшить риск столкновений между ними в Сирии в случаях, когда Израиль пытается затормозить иранскую активность в этой стране.

В целом, несмотря на попытки джихадистов из «Тахрир аш-Шам» закамуфлироваться в провинции Идлиб под оппозицию, проблему этой провинции, а значит, и Турции, необходимо будет решать.

 

52.28MB | MySQL:103 | 0,613sec