О военно-политическом сотрудничестве Пакистана с Катаром и Оманом

Обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий внимательно наблюдают за активностью Военно-морских сил Пакистана, которые в настоящее время проходят модернизацию по нескольким направлениям. Одновременно со строительством новых кораблей и ремонтом действующих пакистанские военные достаточно активно проводят мероприятия боевой подготовки, что вполне актуально в условиях когда сопредельное государство – Индия интенсивно работает над увеличением численности и тоннажа надводных и подводных кораблей, а также планирует создать три авианосно-ударных группировки для противодействия ВМС Пакистана и НОАК одновременно в акватории Индийского Океана.

 

Двусторонние учения ВМС Пакистана и Катара

По данным китайских специалистов, тактическая корабельная группа (ТКГ) ВМС Пакистана в составе эскадренного миноносца Khaibar (проект Tariq), учебного парусного судна Rahnaward, малого нефтеналивного танкера сопровождения Madadgar и патрульного катера ZHOB (проект HINGOL) еще 30 декабря 2018 г. прибыла в порт Хамад. Как известно, эскадренный миноносец Khaibar (бортовой номер F-183) это бывший боевой корабль ВМС Великобритании (проект «Тип 21»), который был передан пакистанским военным еще в 1994 г. и в период с 1998 по 2002 г. на судоремонтном предприятии в г.Карачи пакистанские специалисты при содействии китайских инженеров и поставщиков соответствующих комплектующих провели ремонт и модернизацию  после первой половины срока службы корабля.

Следует отметить, что на протяжении значительного периода времени данный эсминец принимал участие в операциях международной корабельной группировки Combined Task Force-150 (CTF-150), основной задачей которой является борьба с угрозой пиратских нападений в западной части Индийского океана и Аденском заливе. Координация действий ВМС Пакистана и ВМС стран-членов НАТО стала возможным после того, как официальный Исламабад ратифицировал «Коалиционный план морской кампании» (англ. Coalition Maritime Campaign Plan).

В настоящее время ВМС Пакистана не принимают участие в операциях, проводимых CTF-150, что продиктовано серьезными политическими и экономическим и разногласиями с военно-политическим руководством США.

Парусное учебное судно Rahnaward также является примером давних военно-политических и военно-технических контактов между Исламабадом и Лондоном и позволяет проводить полноценную подготовку будущих военных и гражданских моряков в процессе дальних морских походов.

В отношении патрульного катера ZHOB  известно, что данные суда разработаны специалистами китайской компании China Shipbuilding & Trading Company по заказу Пакистанского агентства по безопасности на море и по согласованию с Министерством оборонной промышленности Пакистана и Командованием ВМС Пакистана, поскольку на данных судах установлена унифицированная аппаратура связи и навигации. Строительство катеров длинной 65 м, шириной 8,7 м и водоизмещением 600 тонн было выполнено на судостроительном предприятии в г. Карачи – Karachi Shipyard& Engineering Works.

Данные катера предназначены для патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны Пакистана,  борьбы с пиратской угрозой и контрабандой, проведения мероприятий по поиску и спасению экипажей судов, терпящих бедствие, оказания навигационной поддержки штурманам иностранных судов в сложных метеоусловиях.  Известно, что благодаря дизельным двигателям катер проекта HINGOL способен развивать максимальную скорость в 27 узлов.

По данным китайских, пакистанских и катарских источников, указанные выше корабли ВМС Пакистана в течение двух дней принимали участие в двусторонних учениях с ВМС Катара под условным обозначением PASSEX в рамках которых отработали вопросы совместного маневрирования, выполнили боевую стрельбу по плавучим мишеням. Кроме того, катарские и пакистанские военные отработали процесс передачи грузов между кораблями на ходу – курсовая задача под условным обозначением Maneuvering EX.

Как отмечает начальник штаба  ТКГ ВМС Пакистана командор Мохаммад Салим: «Мы впервые принимаем участие в совместных учениях с ВМС Катара, и основная цель данных мероприятий – продемонстрировать намерения более широкого и интенсивного сотрудничества с официальной Дохой в вопросах обеспечения безопасности на море». Высокопоставленные представители ВС Катара, а также руководители нескольких министерств посетили упомянутые выше корабли ВМС Пакистана  с ознакомительной экскурсией и в частных беседах с сотрудниками внешнеполитического ведомства Пакистана подтвердили намерения о расширении двустороннего партнерства с Исламабадом.

Следует отметить, что спустя 20 дней после учений PASSEX с официальным визитом в Катар прибыл премьер-министр Пакистан Имран Хан, который получил официальное приглашение от эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани. В составе пакистанской делегации находились министр иностранных дел Шах Мехмуд Куреши, специальный помощник премьер-министра по делам граждан за рубежом  Зульфикар Бухари, министр финансов Асад Умар и советник премьер-министра по коммерческим вопросам Абдул Раззак. Принимающая сторона была представлена государственным министром иностранных дел Катара Султаном бен Саадом аль-Мурайки, который встретил главу правительства Пакистана в аэропорту.

 

Двусторонние учения ВМС Пакистана и Султаната Оман

По данным открытых источников, 18 января 2019 г. корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) ВМС Пакистана прибыла в Оман для участия в пяти дневных двусторонних учениях под условным обозначением THAMAR AL TAYYIB-19. Данные мероприятия проводятся один раз в два года согласно договоренностям по военно-политическому сотрудничеству, который были достигнуты между официальным Маскатом и Исламабадом в 2002 г.

КПУГ ВМС Пакистана была составлена из следующих кораблей:

– эскадренного миноносца Shah Jahan (проект Tariq);

– дизель-электрической подводной лодки SAAD (проект Augusta 90В);

– двух ракетных катеров Qumwat и  Azmat;

– патрульного самолета базовой патрульной авиации ВМС (тип и модель установить не представилось возможным).

Экипаж ДЭПЛ SAAD принял участие в совместной отработке курсовой задачи по поиску подводной цели надводными кораблями – имитировали действия вероятного противника. Китайские специалисты отмечают, что данная субмарина уже прошла модернизацию по программе MESMA, в рамках которой турецкая судостроительная компания Savunma Teknolojileri Muhendislik A.S. изготовила три отсека с воздухонезависимыми энергетическими установками, которые были врезаны в корпуса ДЭПЛ на судостроительном предприятии Karachi Shipyard& Engineering Works.

Кроме того, турецкие подрядчики модернизировали боевую информационно-управляющую систему ДЭПЛ и соединили с новой перископной мачтой типа OMS 200 и электронным перископом SERO250 (пр-во компании Hensoldt Optronics, ЮАР), который состоит из телевизионной камеры высокого разрешения, инфракрасной камеры и лазерного дальномера. Проведенные работы позволили снизить уровень акустической заметности лодки при движении под водой и повысить дальность оптического обнаружения надводных целей и наведения наличных средств поражения.

Руководитель КТПУГ ВМС Пакистана – Командующий водным охраняемым районом Карачи вице-адмирал Асиф Халик в ходе официального приема на борту эскадренного миноносца Shah Jahan   отметил, что Маскат и Исламабад являются прочными военно-политическими партнерами. По словам высокопоставленного пакистанского военного, оба государства и в дальнейшем будут совместно работать над улучшением обстановки безопасности в западной части Индийского океана, противодействовать угрозе пиратских захватов коммерческих судов и т.д.

В рамках учений THAMAR AL TAYYIB-19 смешанная корабельная группировка отработала курсовые задачи по противодействию авиации вероятного противника, и борьбе с надводными кораблями – использовали самоходные плавающие мишени.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным отметить, что в кратчайшие сроки ВМС Пакистана смогли сформировать две корабельные группы, которые нанесли официальные визиты в  дружественные государства Аравийского полуострова с целью продемонстрировать готовность продолжать и развивать сотрудничество в военно-политической области.

52.21MB | MySQL:103 | 0,597sec