О политической ситуации в Турции накануне муниципальных выборов

Спикер парламента Турции Бинали Йылдырым объявил 18 февраля о своей отставке, чтобы участвовать в выборах мэра Стамбула в марте этого года. Об этом он сообщил в ходе обращения к депутатам, трансляцию его выступления вел телеканал Эн-ти-ви. «Сегодня я оставлю пост председателя Великого национального собрания Турции», — сказал он. Йылдырым в 2001 году вместе с президентом Р.Т.Эрдоганом был одним из основателей Партии справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет турецкий лидер. Спикер парламента ранее дважды занимал пост министра транспорта, мореходства и коммуникаций, а также должность последнего премьер-министра Турции. В июле 2018 года сложил с себя полномочия главы кабинета министров в связи с упразднением этого поста из-за перехода на президентскую форму правления. Ожидается, что на мартовских выборах главным оппонентом Йылдырыма станет кандидат от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Экрем Имамоглу. В ходе мартовских выборов турки проголосуют за мэров, членов региональных парламентов, советов, руководителей муниципалитетов, сельских старост и членов сельских советов. При этом для партий чрезвычайно важно не только получить места в местных органах власти и советах, но и победить в мэрской гонке. И хотя традиционно в борьбе за кресла мэров побеждают кандидаты от ПСР, на грядущих выборах, по некоторым статистическим данным, есть риск снижения популярности партии в крупных городах. По данным американских экспертов, правящая в Турции Партия справедливости и Развития (ПСР) имеет все шансы получить наибольшее число голосов на местных выборах 31 марта. Тем не менее, оппозиция может умерить победу ПСР, если она сможет оптимально использовать электоральную выгоду из нынешних  экономических проблем страны. И в этой связи выдвижение Йылдырима  в общем-то является знаковым, поскольку речь идет о борьбе за ключевые муниципалитеты, которые сейчас контролирует  ПСР. И Стамбул, ситуация в котором для ПСР складывается не лучшим образом согласно всем опросам, в данном случае является одним из таких ключевых реперных точек электоральной оценки ПСР по всей стране. При этом, согласно этим опросам, кандидат от  НРП  Экрем Имамоглу имеет все шансы победить впервые с 1994 года.  В этой связи ПСР, вероятно, продолжит свою кампанию по запугиванию населения возможной террористической активностью курдов в рамках минимизации  уровня влияния в крупных городах своих основных конкурентов в лице умеренно националистической «Хорошей партии» и прокурдской Партии демократии народов (ПДН) в соответствии со своей глобальной стратегией по исключительно  военному решению курдского вопроса. При этом, по оценке тех же экспертов, если ПСР потерпит поражение на предстоящих выборах, эта линия может еще больше окрепнуть. Курдский вопрос сейчас становится основным инструментом предвыборной борьбы в Турции. Об этом свидетельствует и общая регулярная публичная риторика Р.Т.Эрдогана, которая направлена прежде всего на внутреннего потребителя. Президент Турции Р.Т.Эрдоган, выступая в понедельник 18 февраля на митинге в городе Бурдур, подверг критике США за поддержку курдских формирований «Силы народной самообороны» (СНС) в Сирии. «Вы через Ирак направили террористам примерно 23 тыс. грузовиков с вооружением. Но когда мы обратились с запросом [на приобретение оружия], вы даже не стали его нам продавать. Что это за Североатлантический альянс такой, что за сотрудничество в рамках НАТО?» — приводит слова Эрдогана Анатолийское агентство. По его словам, оказывающие поддержку террористам страны «ставят под угрозу собственную безопасность». Кроме того, президент Турции отметил, что Анкара «ожидает выполнения договоренностей с США по сирийскому Манбиджу». «Этот район должен быть очищен от террористов, а управление над ним передано местным жителям», — сказал он.   Муниципальные выборы 31 марта в этой связи надо рассматривать как барометр поддержки правящей ПСР и лично президента. В 2014 году во время последних по времени муниципальных выборов  ПСР получила в общем более 40% голосов, значительно опередив тогда главную оппозиционную НРП, которая набрала около четверти голосов, а также крайне правую Партию националистического движения» (ПНД) и прокурдскую ПДН. Пять лет спустя эти партии — наряду с некоторыми новыми формированиями в лице прежде всего «Хорошей партии» — борются за большее представительство на местном уровне, и политические сейчас ставки выше, чем когда-либо в силу проблем в экономике.  Очень популярный примерно у половины населения и также ненавидимый другой половиной (по разным причинам)  лидер ПСР и президент Турции Р.Т.Эрдоган может столкнуться по итогам  выборов 31 марта с юридическим испытанием фактической народной легитимности его партии.  Если еще грубее — то на кону устойчивость предлагаемой Р.Т.Эрдоганом схемы  перестройки правительственно-административной системы Турции, которая была утверждена два года назад в результате минимального перевеса  на референдуме. И сейчас  насущные экономические проблемы в Турции и неоднозначные методы правительства по преодолению экономического кризиса могут привести к неожиданным результатам, которые заставят правящее правительство скорректировать некоторые из своих действий. ПСР превратилась в избирательную машину, выигрывая голосование за голосованием, и ее нынешняя сила и степень популярности предполагают, что предстоящие выборы она также выиграет.  В то время как ее конкуренты, как правило, обслуживают только конкретный сегмент населения Турции, ПСР является единственной партией, которая пользуется поддержкой почти всех демографических групп в стране. В преддверии всеобщих выборов в прошлом году ПСР укрепила свою националистическую и консервативную базу, вступив в Народный альянс с ПНД. На этот раз стороны вновь сотрудничают, проводя кампанию, подпитываемую экономическим популизмом и националистической риторикой, которые стали основным инструментом в рамках сохранения народной поддержки.

Против ПСР и ПНД выступает Национальный альянс (НА), в котором участвуют светская НРП и «Хорошая партия», которая откололась от ПНД. Вместе они призывают положить конец коррупции и радикальным экономическим структурным реформам, а также эксплуатируют тезис  турецкого национализма. Но оппозиционные партии, особенно НРП, столкнулись с внутренним расколом в последние месяцы, чем сразу же воспользовались проправительственные СМИ. За последние недели они выпустили целый информационный залп  о расколе в НРП, изображая эту структуру, «как рыхлую и дезорганизованную».  На этом фоне и с учетом того, что   НРП оказалась неспособной преодолеть психологический барьер 25-процентной электоральной поддержки в течение последних  трех десятилетий, эксперты полагают, что ее результат на предстоящих выборах будет очень лимитированным в основном  за счет поддержки в ряде их традиционных оплотах поддержки на Западном побережье. При этом помимо значительной народной поддержки, ПСР также имеет почти полный контроль над государственными институтами страны — отчасти благодаря конституционному референдуму в 2017 году, который наделил Эрдогана значительно расширенными полномочиями, что означает, что он имеет мощный административный ресурс. Попытка государственного переворота в 2016 году также дала правительству под руководством ПСР возможность использовать чрезвычайное положение для формирования политики и установления контроля практически над всеми государственными институтами. С 2016 года ПСР планомерно работает над политической изоляцией еще одного своего конкурента в лице ПДН, обвиняя ее в том, что она действует в интересах запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК). Только в 2018 году власти арестовали 15 заседающих или бывших членов парламента ПДН, назначили попечителей в 94 из 97 муниципалитетов, которые управлялись членами  ПДН в результате выборов в 2014 году, арестовали 50 мэров и задержали более 2000 членов этой партии. Такая политика, несомненно, популярна среди  значительного числа турецких избирателей, которые яростно выступают против РПК. В то же время правительство предпринимает и другие меры для обеспечения успеха в курдских районах, включая развертывание некоторых небольших программ экономического развития на юго-востоке и откровенный подкуп ряда курдских политиков. В прошлом месяце ПДН обвинила власти в регистрации фиктивных избирателей по адресам в самом центре прокурдской партии в Юго-Восточной Анатолии — в том числе 1108 избирателей в одной квартире в Хаккари. Кроме того, возобновление насилия между турецким государством и РПК в 2015 году вынудило многих курдов из числа электората ПДН эмигрировать на Запад, что снижает объективно уровень ее поддержки. В преддверии выборов Эрдоган пообещал вновь назначить попечителей в те муниципалитеты, в которых победу одержит кандидаты ПДН. И сделано это прежде всего для того, чтобы снизить фактическую явку ее сторонников на предстоящих выборах.

На этом фоне для ПСР главной проблемой является экономический кризис. Ухудшающиеся показатели, такие как безработица, опровергают заявления правительства о том, что его программа экономического восстановления приносит свои плоды. По данным оппозиционной газеты Sozcu, только за последний месяц 211 000 человек потеряли работу. Особенно это касается строительства, угольной промышленности и сельского хозяйства, то есть  тех секторов,  которые имеют решающее значение для оплота ПСР в Анатолии. Между тем, стоимость продуктов питания выросла на 30% в годовом исчислении; фрукты и овощи выросли в цене на целых 60%. Нестабильность лиры ( с 80 центов за одну лиру в 2015 году до 18 центов в 2018 году), высокая инфляция (с 7% в 2105 году до 20 на конец прошлого года), рост стоимости жизни и экстремальные уровни корпоративного долга — все это способствовало формированию у населения стойкого ощущения наличия  затяжного экономического кризиса. Для ПСР это самый главный вызов на сегодня, что показывают практически все социологические опросы. Партия пришла к власти в 2002 году на основе свежих идей реформирования именно экономики, что было воспринято большинством населения как единственная альтернатива по выходу из экономического спада в нестабильных 1990-х. Однако теперь идеи правительства о преодолении кризиса кажутся устаревшими и популистскими. В ответ на стремительный рост цен на фрукты и овощи, правительство создало местные торговые точки с продуктами по сниженной цене. Мобильные зеленщики оказались хитом среди местных жителей (всего за две недели с прилавков сошло около 300 тонн овощей), но оппозиция объявила этот шаг популистским трюком, который экономически провален. И это соответствует действительности: правительство теряет около 200 000 лир (38 000 долларов) в день при продаже такой продукции со скидкой. Как бы то ни было, появление таких точек продаж  демонстрирует  опасения правительства по поводу воздействия экономики на свои рейтинги накануне выборов.

Несмотря на то, что ПСР по-прежнему электорально сильна, именно экономические проблемы Турции могут значительно ослабить ее поддержку, в то время как кампания запугивания ПСР против ПДН может побудить ее сторонников выйти и проголосовать, несмотря на все препятствия. Снижение  (но не глобальное поражение на предстоящих выборах; это мало реальный вариант на сегодня) поддержки ПСР стало бы тревожным сигналом для турецкого правительства, поскольку указывало бы на то, что партия теряет часть своей популярности, несмотря на все последние политические изменения. И сохраняющий экономический кризис эту тенденцию будет укреплять.  Но такой сценарий может также вызвать резкую реакцию со стороны Эрдогана. Прежде всего ПСР в этом случае еще больше уйдет в националистическую риторику, тем самым ликвидируя шансы  на какое-либо возвращение к курдскому мирному процессу в ближайшем будущем. Одновременно поражение на выборах стимулирует кампанию новых  репрессий против внутренней оппозиции ПСР, в том числе предполагаемых членов движения Ф.Гюлена, которых правительство обвиняет в руководстве попыткой переворота в июле 2016 года.

52.28MB | MySQL:103 | 0,492sec