К вопросу о четвертом заседании в Астанинском формате 14 февраля 2019 года. Часть 2

14 февраля 2019 года в Сочи прошло очередное, четвертое по счету, заседание в Астанинском формате под председательством президентов России, Турции и Ирана. От рассмотрения медийного фона перед встречей (см. Часть 1 публикации: http://www.iimes.ru/?p=53392) перейдем непосредственно к рассмотрению её итогов глазами турецких СМИ.

По итогам мероприятия, тремя сторонами была принято совместное заявление, состоящее из 17 пунктов, в полном объеме опубликованное на сайте Кремля (ссылка: http://kremlin.ru/supplement/5388) и перепечатанное турецкими СМИ.

Турецкого президента в его поездке в Россию сопровождали министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр казначейства и финансов Берат Албайрак, министр национальной обороны Хулуси Акар, глава Национальной разведывательной организации (MIT) Хакан Фидан, глава Управления по (внешним) связям Администрации президента Турции Фахреттин Алтун, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын, глава Управления по оборонной промышленности Исмаил Демир и прочие официальные лица.

Обратимся к тем заявлениям президента Р.Т. Эрдогана, на которых сделали акцент ведущие турецкие печатные издания.

  1. (Относительно необходимости следования режиму прекращения огня со стороны «режима», то есть, официального Дамаска) «Сегодня среди главных вопросов нашей повестки дня было обеспечение режима прекращения огня в Сирии, прежде всего, в Идлибе. Мною была особо подчеркнута та важность, которую мы придаем сохранению ситуации в Идлибе. Наши братья в Идлибе, которые сегодня пытаются спасти свои жизни, за последние 8 лет испытали достаточно боли, заплатили очень серьезную цену. Мы не хотим ни в Идлибе, ни в других регионах Сирии, новых гуманитарных кризисов, новых драм. Турция предприняла чрезвычайные усилия для того, чтобы, невзирая на все трудности на месте, несмотря на попытки отдельных стран по раскачиванию ситуации, обеспечить сохранение покоя в Идлибе. Мы продолжим делать то, что взяли на себя в рамках Соглашения по Идлибу. Я передал моим российскому и иранскому коллегам наши ожидания в вопросе следования режимом (Б. Асада в Дамаске – В.К.) прекращения огня. Мы подтвердили свою решимость в том, чтобы сохранить статус Идлиба, как зоны де-эскалации, а также совместно бороться против провокационных попыток в регионе».
  2. (Относительно необходимости исключения ситуации вакуума силы) «В ходе встречи мы также рассмотрели решение США по выходу из Сирии. Решение, принятое уважаемым Трампом, в том случае, если оно будет реализовано, является в крайней степени важным. (Необходимым) условием является то, чтобы процесс выхода не создал бы вакуум силы, которым смогли бы воспользоваться ПДС / СНС и «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.). Мы придаем значение тесной координации с Россией и Ираном в рамках Астанинской платформы и нашему сотрудничеству в ходе выхода США (из Сирии – В.К.). Этот процесс надо реализовывать как с точки зрения устранения террористической угрозы, так и с учётом защиты территориальной целостности Сирии. Та зона безопасности, которая будет создаваться, не должна воображаться в качестве зоны, где прорастут и расцветут террористические организации. Я хочу особо подчеркнуть, что, как Турция, мы не позволим образовать террористический коридор вдоль нашей южной границы. В тех шагах, которые мы предпримем в рамках образования зоны безопасности мы ждем поддержки от наших партнёров по Астане. Я также хочу подчеркнуть, что наряду с этим мы будем действовать в рамках Аданского соглашения от 1998 года и исходя из этого мы делаем свои комментарии».
  3. (Про критическую точку политического процесса в Сирии и про образование Конституционного комитета) «Мы хотим, чтобы в координации с ООН, авторитетный и сбалансированный (Конституционный) Комитет, в самый короткий промежуток времени, приступил бы к работе. В качестве трех стран – гаранторов процесса, вплоть до сегодняшнего дня на пути политического урегулирования мы преодолели большую дистанцию. В сирийском кризисе надежды на политическое урегулирование, вплоть до сегодняшнего дня, никогда не были столь велики. После того, как мы пересекли море, мы и сейчас в ручье не утонем. Мы должны обязательно положительно завершить этот процесс, невзирая на усилия тех кругов, которые черпают свою силу в хаосе и постоянной неопределенности. Мы достигли договоренности по формированию Комитета в кратчайший период времени».
  4. (Относительно возвращения беженцев назад в Сирию) «Мы положительно смотрим и поддерживаем возвращение беженцев (в Сирию) на добровольной и безопасной основе, при тесной координации с ООН. В регионы (проведения) операций Щит Евфрата и Оливковая ветвь, вплоть до сегодняшнего дня, вернулось 310 тысяч наших сирийских братьев. Я верю, что эта же модель может быть использована, после освобождения от террористов, в Манбидже и к востоку от реки Евфрат».
  5. (Про продолжение встреч в формате Астаны) «В качестве трех стран – гаранторов, мы решительны в продолжении своих усилий по урегулированию сирийского конфликта на базе резолюции СБ ООН №2254. В вопросе продолжения встреч (в формате Астаны – В.К.) мы находимся в согласии с уважаемым Путиным и уважаемым Роухани. Нашу следующую встречу, в предстоящие месяцы, примет Турция».
  6. (Относительно необходимости продолжения усилий в Идлибе) «Заявления относительно выхода США (из Сирии) принадлежали уважаемому Трампу. К сожалению, мы видим, что коллеги по работе Трампа те же взгляды не разделяют. Если это был бы решительный шаг и с момента произнесения (заявления Трампом – В.К.) были бы сделаны шаги, то в настоящее время наблюдалась бы ситуация преодоления совершенно другой дистанции. Сейчас же говорится об апреле, говорится о мае. В настоящее время, что будет – неясно, неизвестно. Мы, три страны – участницы Астанинского процесса, являемся наблюдателями тех шагов, которые будут предприняты в связи с этим. Наша забота – это обеспечение территориальной целостности Сирии, однако, требуется срочно очистить Манбидж от террористических организаций. Территория Идлиба не должна быть оставлена террористическим организациям».
  7. (О Женевском и Астанинском процессах) «В нашей работе по Конституционному комитету не достигнута пока ожидаемая нами скорость. Однако, в последнее время, есть очевидное желание со стороны сирийского представителя генерального секретаря ООН. Я надеюсь, что Комитет будет срочно сформирован, чтобы сирийский народ смог бы сам определить и принять решение по своему будущему. В качестве участников Астанинского процесса, мы демонстрируем работоспособность Астанинского процесса, в отличие от нерешающего наших проблем Женевского процесса. Соответствующие работы мы до настоящего времени делали и продолжим делать их (в дальнейшем)».

От тех заявлений, которые президент Турции Р.Т. Эрдоган сделал на пресс-конференции по итогам саммита в Сочи, обратимся к его выступлению перед собственным журналистским пулом, путешествующим вместе с ним на борту №1. Разумеется, перед пулом своих обозревателей, президент Р.Т.Эрдоган, обращающийся непосредственно к турецкой публике, раскрывается несколько под другим углом. Отметим некоторые сделанные им, наиболее характерные заявления.

  1. (О контроле над зоной безопасности) «Зона безопасности должна находиться под контролем Турции. Если этого не произойдет, то это будет значить, что безопасность нас, как Турции, в любой момент может оказаться под угрозой. Мы не позволим использовать зону безопасности как своего рода щит, оберегающий ПДС – СНС. В этом вопросе мы настроены крайне решительно». При этом на вопрос своих журналистов относительно наличия в Аданском соглашении от 1998 году «километровых ограничений», то есть предельной глубины трансграничных операций, которые Турция может осуществлять на сирийской территории, президент Эрдоган ответил отрицательно: «Нет. (Но) они хотят что-то в этом роде внести (в документ). Однако, в Соглашении указанных километров нет».
  2. (Относительно закупки Турцией российских систем ПВО С-400 и, как о возможной альтернативе, о сделке по приобретению американских систем The Patriot) «Мы подписали с Россией Соглашение по С-400, следовательно, шаг назад не является предметом обсуждения. Это дело — закончено. Что же до вопроса «Пэтриотов»… Мы открыты к приобретению Patriot. Однако, эта покупка должна отвечать интересам нашей страны. В этом смысле, важность представляют такие вопросы, как совместное производство, (предоставление американцами) кредита, а также ранняя (то есть, в кратчайшие сроки) поставка. Руководство США положительно смотрит на раннюю поставку, что же до совместного производства и кредита, то они (пока) не могут ничего сказать. Мы же продолжаем свои работы, исходя из данного нам слова (российской стороной) о поставках С-400 в июле месяце».
  3. (Относительно контактов с США по широкому кругу вопросов) «Мы наблюдаем неопределенный процесс в отношении решения США о выходе (из Сирии)… Мы это внимательно отслеживаем. Наши друзья, особенно с коллегами в США, продолжают встречаться. Как наше Министерство иностранных дел, так и наше Министерство обороны продолжают свои встречи. Встречи по Хакану Атилле и по Halk Bank продолжаются на уровне министров».
  4. (О курдах и о позиции российской стороны) «(Постоянно) говорят о правах курдов. До настоящего времени ПДС – СНС права курдов защищали?… В то время, когда у нас были хорошие отношения с Асадом, Асад не признавал их идентичность. Мы ему самому говорили «Они – твои граждане, предоставь им идентичность». То есть, в вопросе узаконивания (прав) курдов, мы были теми, кто боролись. В моей стране, идет ли речь о малейшем негативе в отношении наших курдских граждан? Мы являемся теми, кто наилучшим образом отстаивает их права, их условия жизни. Я советую, если вы в последнее время не были в Диярбакыре, Ширнаке, Хаккари, отправляйтесь туда и посмотрите на то, из какого состояния и какого прогресса достигли эти провинции. Посмотрите, есть ли отличия от западных провинций (Турции) или же их нет. Посмотрите, как были снесены незаконная застройка и трущобы и как была осуществлена урбанизация. В этом есть очень большой труд Мехмета Озхасеки. В качестве действующего министра окружающей среды и городского планирования, он стал тем, кто предпринял там шаги, кто сделал возможным застройку заново этих городов. Этот успех Мехмет бея очень повлиял на то, чтобы он был выдвинут кандидатом (от Партии справедливости и развития – В.К.) на пост главы муниципалитета Анкары. В том случае, если Мехмет бей получит этот пост, я верю, что он с успехом решит вопрос урбанизации и в Анкаре (в регионе до сих пор существуют и трущобы и незаконная застройка – В.К.)… Если же мы вернемся к вопросу зоны безопасности, то мы не позволим, чтобы зона безопасности стала бы тем щитом, который будет оберегать ПДС – СНС. Лежащая в основе этого (подхода) истина заключается в следующем. Мы рассматриваем зону безопасности в рамках территориальной целостности Сирии. Русские положительно смотрят на зону безопасности».
  5. (О текущей ситуации в Идлибе) «Мы все решительно настроены по тому, чтобы обеспечить защиту и исполнение Идлибского соглашения. Возвращающаяся сейчас из России делегация, в рамках проведенной ею совместной работы, смогла сформировать защитный круг (вокруг Идлиба – В.К.). На внешнем периметре – Россия, на внутреннем периметре – мы. Защитные функции здесь, в значительной степени, — за Турцией. Очень важной представляется чувствительность в оценках того, скажем ли мы, что внутри находится настоящая умеренная оппозиция или же организации, распространяющие терроризм. Поскольку это может создать нам проблемы. Прежде всего, MIT (Национальная разведывательная организация) очень интенсивно работает. Они стремятся к тому, чтобы не дать им (то есть, террористам – В.К.) здесь (то есть, в Идлибе – В.К.) возможности. Наши военные наблюдательные пункты выполняют критические обязанности. Чувствительные вопросы в связи с их работой регулируются со стороны нашего Министерства обороны. Другим важным вопросом повестки является формирование Конституционного комитета. Контакты по нескольким именам продолжаются. В их числе важность представляют 6 имен. Обеспечение договоренности по этим шести именам. В этом вопросе назначенный со стороны ООН уважаемый Педерсон (спецпосланник ООН по Сирии – В.К.) очень аккуратно себя ведет. Работы по новым именам ведутся со стороны Министерства иностранных дел и их партнёров».
  6. (Относительно возвращения беженцев в Сирию) «Другим вопросом является безопасное и добровольное возвращение беженцев (в Сирию – В.К.). В регионы (проведения военных операций) Щит Евфрата и Оливковая ветвь к настоящему времени вернулось 310 тыс. человек. Те, с кем мы вместе работаем, говорят о том, что они сами сделали, говорят о 20 тысячах человек. 20 тысяч и 310 тысяч – несравнимые (цифры). Как Турция достигла этого? А другие где находятся? Это все нужно знать. Другим важным вопросом является дорожная карта по Манбиджу. В ней есть задержки. Они (то есть, американцы – В.К.) сказали про 90 дней, однако, уже почти что год прошёл. И до сих пор они говорят «Мы это сделаем». Нужно очистить восток Евфрата от террористических организаций». И приведем ещё одну характерную цитату турецкого лидера в отношении Идлиба, с учетом постоянных нарушений режима прекращения огня: «В зависимости от развития ситуации, совместная операция тоже может быть предпринята. Для этого там препятствий нет. Тем меры, которые мы в настоящее время предпринимаем – для покоя, счастья и благосостояния народа Идлиба».

Итак, производя экспресс-оценку высказываний турецкого президента Р.Т. Эрдогана, как в ходе итоговой пресс-конференции в Сочи, так и перед своим журналистским пулом на обратном пути из России, отметим следующее:

  1. Статус Идлиба, как зоны деэкскалации, пока сохраняется, на чем настаивает турецкая сторона. Однако, как мы видим, Турция теперь не исключает и совместной операции в Идлибе с партнёрами по Астанинскому формату.
  2. Значительная доля работы по формированию состава Конституционного комитета странами – участницами Астаны уже проделана. Президент Р.Т.Эрдоган говорит лишь о тех 6 именах, вокруг которых идет обсуждение.
  3. Решение американского президента Д.Трампа о выходе США из Сирии, которое не ознаменовалось пока серьезными шагами, создает для Турции и прочих участников Астаны фактор неопределенности и вынуждает их занимать выжидательную позицию.
  4. Первые поставки по системам С-400 ожидаются не осенью, а в июле месяце текущего года. При этом адекватного турецким запросам предложения по системам The Patriot американская сторона не предоставила, ни с точки зрения кредита, ни с точки зрения трансфера технологий – совместного производства. Не говоря уже о требованиях американцев по расторжению сделки по С-400 с Россией, которые Турцией категорически отвергаются.
  5. Пока Турции не удается обеспечить в сознании зарубежных коллег «развязку» сирийских курдов и сирийских Партии демократический союз и «Сил народной самообороны», считающихся в Турции ответвлениями Рабочей партии Курдистана. Невзирая на все те усилия, которые предпринимаются руководством Турции и Министерством иностранных дел страны.
52.31MB | MySQL:103 | 0,473sec