Мнения иранских экспертов о конференции в Варшаве и роли России на Ближнем Востоке

12-13 февраля в столице Польши Варшаве прошла конференция по безопасности на Ближнем Востоке, в которой приняли участие представители 60 государств. Наивысший уровень представительства был продемонстрирован США, Израилем и рядом аравийских монархий. Америка была представлена вице-президентом Майклом Пенсом и госсекретарем Майклом Помпео, Израиль – премьер-министром Биньямином Нетаньяху, Саудовская Аравия – государственным министром по иностранным делам Аделем аль-Джубейром и советником по национальной безопасности, братом наследного принца  Мухаммеда бен Сальмана Халедом бен Сальманом. В то же время уровень представительства европейских союзников США по НАТО —  Великобритании, Франции и Германии оказался очень низким. Ряд ближневосточных государств отказались от участия в конференции. При этом речь идет не только о союзниках ИРИ по «оси сопротивления» таких как Ирак, но и о Турции, являющейся партнером США по НАТО, и Ливане, стремящемся на государственном уровне поддерживать с Вашингтоном нормальные отношения. При этом организатором и вдохновителем данной конференции выступали Соединенные Штаты. Конференция преследовала несколько целей. Во-первых, создание единого антииранской коалиции в регионе из США, Израиля и консервативных арабских монархий Персидского залива. Во-вторых, реализацию той модели палестино-израильского урегулирования, которую продвигает Вашингтон («сделка века»). В-третьих, нормализацию отношений между Израилем и рядом арабских государств.  В этом плане характерной была встреча Б.Нетаньяху с министром иностранных дел Омана Юсуфом бен Аллауи, а также его дружеское общение с министром иностранных дел просаудовского правительства Йемена.  Однако главным лейтмотивом Варшавской конференции было все же разжигание американцами конфронтации против Ирана на Ближнем Востоке.

По мнению американского профессора иранского происхождения Триты Парси, Варшавская конференция была «поражением Трампа, но победой Нетаньяху». Он объясняет это тремя моментами. Во-первых, форум продемонстрировал существенное улучшение отношений Израиля с рядом суннитских арабских государств. При этом их лидеры или министры иностранных дел даже не упоминали о палестинской проблеме. Во-вторых, форум окончательно зафиксировал американо-иранскую конфронтацию. После него никакой переговорный процесс между Вашингтоном и Тегераном в краткосрочной перспективе невозможен. В-третьих, это был удачный пиаровский ход для Нетаньяху в преддверии выборов (1).

В связи с этим понятно повышенное внимание, которое уделили данному мероприятию иранские журналисты и эксперты. По мнению журналистов иранской консервативной газеты «Джаван», близкой к Корпусу стражей исламской революции (КСИР), «Конференция в Варшаве обладает такой же природой, как и другие, в конечном счете провальные меры, которые США предпринимали на Ближнем Востоке на протяжении последних 40 лет (аллюзия на 40 лет, прошедших после Исламской революции в Иране — авт.)». По мнению обозревателей газеты, симптомы этого провала стали ощущаться за несколько недель до конференции, когда Россия отказалась в ней участвовать (2). Значительное недовольство в Тегеране вызвали решение властей Польши устроить на своей территории эту конференцию, а также участие в ней представителей европейских держав. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф осудил в своем Твиттере недружественную и вероломную политику Польши, напомнив варшавскому правительству о тысячах польских беженцев, получивших приют и помощь на территории Ирана в годы Второй мировой войны. Верховный лидер ИРИ великий аятолла Али Хаменеи выступил с критикой в адрес государств Евросоюза. В своем выступлении, посвященном 40-летию Исламской революции, рахбар отметил: «Наряду с криминальными Соединенными Штатами иранская нация в настоящее время рассматривает некоторые европейские государства как лживые и лишенные доверия». Он также констатировал невозможность переговоров с США: «Что касается проблемных отношений с США, то здесь никакое решение не представляется возможным. Все переговоры не приносят никаких результатов, но только моральный и материальный вред».

Свое мнение о позиции Польши при проведении данной конференции излагает в статье «Иран – жертва внутриевропейских разногласий и политического сближения Польши и США» специалист по европейским проблемам из Центра IPIS Мохаммад Махди Мозахери. В своей статье он констатирует наличие исторических традиций и взаимного доверия между Ираном и Польшей. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены еще в 15 веке в период правления в Иране династии Ак-Коюнлу. Они были обусловлены тем, что у обеих стран появился совместный враг – Османская Империя. Иран был одной из немногих держав, не признавших раздел Польши в конце 18 века и уничтожение польской независимости. Зато он был третьей страной, установившей в 1919 году дипломатические отношения с польским государством после восстановления самостоятельности. Во время Второй мировой войны около 40 тысяч поляков нашли убежище на территории Ирана. В основном это были офицеры армии Андерса и члены их семей, которые по договоренности между СССР и Великобританией были освобождены из сибирской ссылки. Часть этих людей осталась в Иране после войны. По окончании Исламской революции 1979 года Польша и ИРИ продолжали поддерживать ровные, конструктивные отношения, которые не очень изменились даже после вступления Польши в НАТО. В чем же заключается причины того, что Варшава заняла откровенно антииранскую позицию? По мнению иранского политолога, в рамках ЕС складываются два блока – «старая Европа» (Франция, Германия, Италия) и «новая Европа» (часть новых членов из числа восточноевропейских государств, группирующаяся вокруг Польши). Таким образом, Польша претендует на роль «центра силы» в ЕС, а такой статус этой стране может дать только стратегическое партнерство с Вашингтоном. В угоду этому альянсу и были принесены в жертву традиционно добрые иранско-польские отношения (3).

По мнению иранского исследователя международных отношений Мохсена Джалильванда, Варшавская конференция преследовала цель сверки часов и  определения политики Белого дома в отношении Ближнего Востока и Западной Азии на следующее пятилетие. Отличительными чертами этого курса являются: минимизация участия США в региональных военных конфликтах (с ней связаны вывод американских войск из Афганистана и переговоры с движением «Талибан»); осуществление «сделки века» (фактический отказ от создания палестинского государства с одновременной нормализацией отношений Израиля с арабскими государствами); сколачивание антииранской коалиции. В рамках этой коалиции, по мнению иранского политолога, основными игроками являются США, Израиль, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Главной целью Варшавской конференции было позиционировать Иран как угрозу миру и безопасности на Ближнем Востоке. В этой связи иранский эксперт сравнивает Варшавский форум с конференциями по разделу Османской Империи, которые проводились европейскими державами во второй половине девятнадцатого века (4).

Иранский исследователь Ближнего Востока Шуэйб Бахман в своей статье «Сочи и Варшава, два заседания, ключевых для будущего Ближнего Востока» оценивает два эти важные мероприятия. По его мнению, их совпадение по времени не является преднамеренным. Главы государств Ирана, России и Турции собрались для того, чтобы обсудить последствия вывода американских войск из Сирии для районов восточнее Евфрата и курдских регионов этой страны. По мнению иранского политолога, именно этим государствам принадлежит решающий голос в решении сирийского конфликта. Когда этот конфликт начинался американские позиции в регионе, а именно США стояли за попытками свержения правительства Башара Асада, были гораздо сильнее иранских и российских. Однако мало-помалу Ирану и России удалось существенно ослабить американцев. Относительно планов Турции создать зону безопасности в северных районах Сирии, автор констатирует, что при этом необходимо учитывать интересы сирийских курдов. Бахман напоминает о том, что курды являются исторически и этнически близким иранцам народом. По его мнению, курды не представляют угрозы для национальных интересов и территориальной целостности Ирана, и Тегеран должен вести себя с ними соответственно, принимая во внимание их интересы (5).

 

  1. Parsi T. Warsaw summit was a failure for Trump but a win for Netanyahu.// https://www.middleeasteye.net/opinion/warsaw-summit-was-failure-trump-win-netanyahu
  2. http/www.javanonline.ir/fa/news/95475
  3. Иран, курбанийе эхтеляфат-э дарунийе Орупа ва наздикийе Амрика ва Лехестан.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1981140
  4. Амрика такмиль барнамехайаш дыдирани-ро дар нешаст-э Варшав данбаль миконад.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1981708
  5. Сочи ва Варшав, до нешасти ке хар до дарбарейе амният-э Хавар Миянэ аст.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1981707/
62.86MB | MySQL:102 | 0,575sec