«Региональная война» между Турцией и Египтом

20 февраля 2019 г. в Египте привели в исполнение смертный приговор, вынесенный девяти лицам за причастность к убийству генерального прокурора Хишама Бараката. Как сообщают египетские СМИ, приговор приведен в исполнение в тюрьме İstinaf в Каире. В числе казненных — сын одного из руководителей организации «Братья-мусульмане» Мухаммеда Таха Вахдана Ахмед Таха. Также в числе казненных — Эбул Касым Ахмед, Ахмед Джемаль Хиджази, Махмуд аль-Ахмади, Эбу Бакр аль-Сейид, Абдуррахман Сулейман, Ахмед Мухаммед, Ахмед Махрус Сейид и Ислам Мухаммед. По словам источников, казненные, как предполагается, были членами группировки «Братья-мусульмане» (признана в РФ террористической организацией). Напомним, что генпрокурор Египта Хишам Баракат погиб от ран после взрыва бомбы в 2015 г. Неизвестные подорвали его автомобиль по пути в Каир. Власти страны обвинили в причастности к организации убийства организации «Братья-мусульмане» и ХАМАС. В общей сложности по данному делу к смертной казни приговорены 28 человек. Отмечается, что ранее в этом месяце были казнены шестеро человек, трое из них за убийство полицейского, еще трое – за убийство сына судьи[i].

В турецких городах Бингель, Сиирт, Газиантеп, Шанлыурфа, Килис, Адыйаман, Малатия, Диярбакыр в пятницу прошли массовые акции протеста в связи с казнью девяти заключенных, причастных к терроризму. Акция в центре Диярбакыра прошла по инициативе филиала общества Mustazaflar. После пятничной молитвы участники акции собрались перед мечетью «Улу» в исторической части города. Протестующие держали в руках фотографии девяти казенных и плакаты с осуждением действий властей Египта. Жители Диярбакыра скандировали лозунги на курдском и турецком языках: «США и Сиси — убийцы!». Член правления филиала общества Mustazaflar в Диярбакыре Музаффер Бебе выразил сожаление в связи с мученической гибелью заключенных в Египте[ii].

По нашему мнению, эти акции протеста были организованы турецкими властями/проправительственными структурами, потому что сложно подумать, что жители турецких городов так сильно заинтересованы внутриполитическими событиями Египта. Ранее точно такую же картину в Турции мы видели и в связи с внутриполитическими событиями в Китае (касательно уйгуров). Примечательно, что участники акции протеста в Турции скандировали, что «США и Сиси – убийцы!». Здесь возникает вопрос: какое отношение к египетским событиям имеют США? Очевидно, что турецкие власти хотят дать исламское направление протестам и поднять очередную антиамериканскую волну в стране, намекая на то, что «США борются с мусульманами в мире» (днями ранее США остановили поставку истребителей F-35 Турции). И не случайно, что турецкие власти также сразу отреагировали на эти события в Египте.

24 февраля 2019 г. президент Турции высказал свое отношение к действующему руководству Египта. Эрдоган подчеркнул, что не будет встречаться с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. «Мне предлагают посредничество в диалоге с ас-Сиси, на что я отвечаю, что не намерен с ним встречаться. Для этого нужно в первую очередь объявить масштабную амнистию в Египте, и освободить всех политзаключенных. Я искренне уважаю египетский народ, но не смогу сказать того же об ас-Сиси», — подчеркнул турецкий лидер. По словам Эрдогана, с момента захвата власти в Египте Абдель-Фаттахом ас-Сиси, были казнены 42 человека. «В числе последних казнили 9 парней. Подобное неприемлемо», — подчеркнул Эрдоган[iii].

Напомним, что ранее Р.Т.Эрдоган назвал президента Египта А.Ф.ас-Сиси «тираном» (он пришел к власти в результате военного переворота), отказывался участвовать во всех мероприятиях, где присутствует египетский лидер, и даже садиться за один стол во время обедов в рамках международных саммитов. Однако, вместе с этим, Эрдоган поддерживает хорошие отношения с президентом Судана Омаром аль-Баширом, который, как и А.Ф.ас-Сиси, сначала пришел к власти в результате военного переворота (1989 г.), а потом победил в президентских выборах (1996 г.). Кстати, ливийский лидер Муаммар Каддафи, с которым Эрдоган поддерживал тесные отношения и который наградил его премией «Борца за права человека», в свое время пришел к власти также в результате военного переворота (1969 г). Ранее мы выразили мнение, что Эрдоган по меньшей мере дважды имел отличный шанс на то, чтобы попытаться урегулировать отношения с Египтом. Речь идет о президентских выборах в Египте в 2014 г. и 2018 г., когда президент Турции мог заявить, что уважает результаты этих выборов, уважает волю египетского народа. Однако вместо этого Эрдоган делал и делает все наоборот․ Эрдоган предпочитает говорить с Египтом на языке предварительных условий. Он требует, чтобы А.Ф.ас-Сиси объявил масштабную амнистию и освободил всех политзаключенных (в том числе и экс-президента, исламиста Мухаммеда Мурси, с которым Эрдоган поддерживал отличные отношения). Эта позиция Эрдогана ведет в тупик как минимум по двум причинам. 1)  Эрдоган прекрасно понимает, что А.Ф.ас-Сиси не пойдет на такой шаг, потому что еще в 2013 г. египетское правительство признало «Братьев-мусульман» террористической организацией. 2) По всей вероятности, египетская сторона ответит адекватно, требуя от Эрдогана объявить масштабную амнистию в Турции и освободить всех политзаключенных, сторонников/членов PПK и FETÖ (турецкие власти признали их как террористические организации).

Эрдоган попросту хочет, чтобы «Братья-мусульмане» получили власть в Египте, чтобы получить возможность контролировать страну. Примечательно, что днями ранее о таких намерениях Эрдогана заявил советник сирийского президента Бусейна Шаабан. По его словам, турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган с самого начала противостояния пытался приблизить членов ассоциации «Братья-мусульмане» к сирийскому правительству, чтобы получить возможность контролировать страну[iv]. Напомним, что ранее Эрдоган предложил президенту Башару Асаду свою поддержку в прекращении антиправительственных выступлений в Сирии, если он выделит 3-4 министерских портфеля «Братьям-мусульманам». Но Асад резко отклонил предложение Эрдогана, подчеркнув, что возвращение исламистов в виде политической партии исключается, поскольку их религиозный характер не соответствует светскому характеру Сирии. Асад отметил, что «Братья-мусульмане» для Сирии это то же самое, что PПK для Турции[v]. Но Эрдоган  продолжает не признавать «Братьев-мусульман» террористической организацией[vi].

По нашему мнению, из-за плохих отношений больше страдает Турция, нежели Египет. В декабре 2018 г. журналист Зульфикар Доган в аналитической статье в издании The Arab Weekly писал, что внешнеполитические ошибки Эрдогана обошлись Турции в более чем 100 млрд долларов. По его словам, соглашение, подписанное с администрацией экс-президента Египта М.Мурси, о предоставлении турецкому транзитному грузу доступа в Египет и далее в Африку через египетский портовый город Александрию, не было возобновлено, и еще один канал для экспорта Турции остановился, что привело к потерям в 15 млрд долларов США за шесть лет[vii]. Заметим, что в последние годы известные события в Сирии и Ираке (в том числе и проведение референдума о независимости в Иракском Курдистане) осложнили сухопутную торговлю Турции со странами Ближнего Востока, и значительно увеличили для Турции потребность в Суэцком канале. Для Турции Египет также является воротами в Африку.

Кроме того, Египет недавно начал участвовать в международных встречах, которые имеют антитурецкую направленность. В январе 2019 г. издание Middle East Eye, чей офис расположен в Лондоне, сообщило, что представители военных разведок Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Израиля провели секретные переговоры, итогом которых стало решение о дипломатической реабилитации Башара Асада. По сведениям журналистов, «достигнута договоренность о восстановлении связи между сирийским правительством и арабским миром. В Дамаске вновь откроются посольства, Сирию вернут в Лигу арабских государств. Главная цель, которую в сложившейся ситуации преследуют ближневосточные государства, — уменьшить влияние Ирана и воспрепятствовать военной экспансии Турции на северо-востоке Сирии. Именно растущие амбиции Анкары в регионе вызывают все большее беспокойство. В частности, глава израильской разведки Йосси Коэн заявил, что «мощь Ирана в настоящее время довольно хрупка, настоящая угроза исходит от Турции». Разработанный на встрече пакет из четырех мер в основном направлен на противодействие Анкаре. Представители разведок, в частности, договорились минимизировать влияние Турции в Ираке. Речь идет об альянсе «Национальная ось» — крупнейшем парламентском блоке суннитских сил Ирака. Помимо этого, решено поддерживать сирийских курдов на северо-востоке страны»[viii].

Примечательно, что в конце декабря 2018 г. турецкие СМИ сообщили, что Египет будет осуществлять посредничество в Сирии между Б. Асадом и сирийскими курдами. Было отмечено, что это посредничество Египта в реальности направлено против Турции[ix]. Турецкие СМИ также сообщили, что Египет также начал сближаться с Ираном[x], который, несмотря ни на что, продолжает остаться одним из основных конкурентов Турции за лидерство в регионе и в исламском мире. Египет и Саудовская Аравия, которые сохраняют хорошие отношения, в свою очередь являются основными конкурентами Турции за лидерство в суннитском (исламском) мире. 24 февраля А.Ф.ас-Сиси в египетском Шарм эш-Шейхе, встретился с королем Саудовской Аравии Сальманом и заявил, что его страна должна продолжать координацию на высшем уровне по региональным вопросам с Саудовской Аравией. Король Сальман и президент А.Ф.Сиси подчеркнули важность образования Совета арабских и африканских стран, имеющих выход к Красному морю и Аденскому заливу[xi]. И Египет, и Саудовская Аравия хотят сдерживать региональные амбиции Турции, и Совет арабских и африканских стран, имеющих выход к Красному морю и Аденскому заливу, может помочь им в этом контексте. Турция расширяет военное присутствие в арабских водах и может построить военно-морскую базу на острове Суакин в Красном море.

И наконец, в январе 2019 г. Был создан Газовый форум Восточного Средиземноморья (East Med Gas Forum). В новую организацию со штаб-квартирой в Каире вошли 7 стран – Египет, Кипр, Греция, Израиль, Италия, Иордания, Палестина. Цели организации — вклад в сотрудничество между производителями и потенциальными производителями голубого топлива в регионе, поддержка и ликвидация преград на пути реализации транзитных проектов в соответствии с нормами международного права[xii]. А 24 ноября 2018 г. правительства Израиля, Кипра, Греции и Италии договорились о строительстве газопровода EastMed, проходящий из Израиля через Кипр и Грецию в Европу, на основе результатов технико-экономического обоснования, финансируемого ЕС. Мощность трубопровода составит 10-16 млрд куб. м в год. Таким образом, Израиль и Кипр (а также и Египет) хотят экспортировать газ в Европу по газопроводу EastMed, несмотря на то, что для поставок газа в Европу маршрут по территории Турции является самым коротким. Однако из-за известной позиции Турции по отношению к Израилю и Кипру, эти страны предпочли не попадать в транзитную зависимость от Турции. Этот выбор Израиля и Кипра, а также ЕС – большой удар для Турции[xiii].

Вышеуказанное показывает, что Турция начинает оказываться вне региональных структур и проектов, что будет уменьшать ее влияние в регионе, а Египет, наоборот, начал активнее участвовать в этих структурах. По нашему мнению, Турция может попробовать окружить Египет (а также Саудовскую Аравию) региональными военными базами (ТРСК, Ливия, Судан), a также нарушить энергетический баланс сил в Восточном Средиземноморье. Если Эрдоган не отступит в своей позиции по отношению к А.Ф.ас-Сиси (а это нелегко, потому что ранее он весьма много и жестко критиковал его), то отношения между Египтом и Турцией останутся прежними, если не хуже. По всей вероятности, Эрдоган ждет 2022 г., когда в Египте пройдут новые президентские выборы (второй срок полномочий А. Ф. ас-Сиси как президент Египта заканчивается в 2022 г.). Однако 7 декабря 2018 г. египетское информационное агентство MENA сообщило, что суд Египта назначил слушание по петиции с требованием конституционных изменений, которые позволят А.Ф.ас-Сиси добиваться переизбрания на третий срок в качестве президента[xiv]. Это дает А.Ф.ас-Сиси возможность продолжить свое пребывание на посту президента Египта после 2022 г., а Эрдогану придется ждать еще очень долго (он может и не преуспеть в «президентской гонке» с А.Ф.ас-Сиси).

[i] Mısır’da 9 mahkumun idam cezası infaz edildi, NTV, 21.02.2019.

[ii] Mısır’daki idamlara tepkiler devam ediyor, Anadolu Ajansı, 25.02.2019.

[iii] Erdogan: Will not meet Sisi until inmates are released, Anadolu Agency, 24.02.2019.

[iv] Esad’ın danışmanı: Erdoğan, Suriye’de Müslüman Kardeşler’i başa getirmek istiyor, soL Haber Portalı, 22.02.2019.

[v] ‘Erdoğan’ın isteği Müslüman Kardeşler’i Suriye’de iktidara getirmekmiş’, T24, 29.02.2012.

[vi] Erdoğan: Müslüman Kardeşler terör örgütü değil, soL Haber Portalı, 18.02.2017.

[vii] Zulfikar Dogan, The high cost of Erdogan’s adventures, The Arab Weekly, 16.12.2018.

[viii] REVEALED: How Gulf states hatched plan with Israel to rehabilitate Assad, Middle East Eye, 09.01.2019.

[ix] Türkiye’ye karşı Esad ve PYD arasında Mısır arabuluculuğu, 21. Yüzyıl Türkiye Enstitüsü, 26.12.2018.

[x] Mısır-İran ilişkilerinde yakınlaşma işaretleri, Anadolu Ajansı, 22.02.2019.

[xi] Sisi ile Kral Selman arasında kritik görüşme, Timeturk, 24.02.2019.

[xii] East Med Gas Forum created in Cairo, Newsbase, 21.01.2019.

[xiii] Israel, Greece, Italy & Cyprus To Build World’s Longest Gas Pipeline, The Media Line, 25.11.2018.

[xiv] Egyptian Court to Hear Petition to Cancel Presidential Term Limits, Haaretz, 09.12.2018.

52.24MB | MySQL:103 | 0,456sec