К вопросу о свежих заявлениях министра иностранных дел Турции по С-400 и The Patriot

1 марта с.г. министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, выступая на местном телевидении «Kanal 26» в г. Эскишехир, сделал ряд заявлений по внешнеполитической повестке страны, разумеется, включая сделку с Россией по С-400 и переговоры с американцами по The Patriot.

Вообще, вся эта история постоянно обсуждается в турецких СМИ и неслучайно: сам по себе вопрос – достаточно шумный, вызывающий постоянный интерес у турецкой публики. На своей принципиальной позиции по С-400 и по развитию собственного ОПК, действующее руководство страны в лице президента Р.Т.Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития, стремится заработать себе дополнительные очки в глазах избирателей в преддверии муниципальных выборов 31 марта.

С другой стороны, поддерживая на плаву вопрос The Patriot, для руководства страны обеспечивается связь и с прозападными избирателями, которым постоянно твердится, что именно «Запад не готов» серьезно разговаривать с Турцией, которая «открыта» к конструктивному разговору. Это если рассматривать только внутриполитический аспект сделки, не касаясь международных нюансов.

Очередная порция заявлений главы внешнеполитического ведомства в Турции прошла в турецких СМИ под заголовком «Переговоры по The Patriot начались, вызвав у публики очередную волну интереса. Но сами эти заявления были, в целом, охарактеризованы, как «запутывающие». Итак, что же заявил министр иностранных дел?

Процитируем главную мысль министра, разобранную турецкими СМИ на заголовки: «От американцев пришел положительный ответ на наше письмо, отправленное приблизительно 2 года назад, по вопросу The Patriot и переговоры начались».

Не преминул министр и упомянуть тот факт, что переговоры между Турцией и Россией по вопросу С-400 «завершены и соглашение подписано».

Процитируем М.Чавушоглу: «По состоянию на сегодня, поставка будет осуществлена ближе к концу года, осенью (президенты в Сочи говорили об июле месяце – В.К.). Мы купили С-400, потому что не смогли приобрести The Patriot… У нас есть потребность в системе противовоздушной обороны. Вокруг нас есть серьезные риски и угрозы. И ракетная угроза тоже присутствует. Следовательно, мы вынуждены защищать воздушное пространство нашей страны».

Вообще, фраза о том, что Турция не смогла произвести закупку необходимой техники на Западе, у своих союзников, и именно поэтому обратилась в сторону России, повторяется турецкими руководителями, включая М.Чавушоглу, практически как «мантра».

Процитируем турецкого министра: «Сейчас американцы заявили о том, что могут продать The Patriot и наши делегации ведут переговоры. Сейчас Америка заявляет об этом, однако, для нас есть нечто важное. Во-первых, цена. Во-вторых, срок поставки. В-третьих, в будущем предусматривается или же не предусматривается совместное производство или трансфер технологий? На наши возражения по поводу срока поставки, особенно в части одной системы (батареи – В.К.), Америка, в настоящее время, выразила готовность оперативно поставить одну систему (как потом уточнили турецкие СМИ, до конца текущего года – В.К.). Это хорошо».

Однако, как можно сделать вывод из дальнейших заявлений М.Чавушоглу, турецкая сторона настроена на длительный торг, направленный на извлечение для себя в этой ситуации максимальных выгод. Переговорная позиция Турции является выигрышной.

Процитируем М.Чавушоглу: «Подход «я хочу продать, но продам на своих условиях» не пройдет. У такого рода систем есть стоимость. В этом вопросе у Турции есть свои условия. Не являются важными лишь только условия Америки. Второе и самое важное, Америка должна обеспечить получение согласования в собственном Конгрессе. Она должна дать эти гарантии (Турции – В.К.). Вплоть до сегодняшнего дня были случаи, когда мы испытывали трудности с приобретением у Америки даже простого оружия. По вопросу The Patriot, равно как и по другим вопросам, мы садимся и разговариваем с каждой страной. Если мы договоримся, если это будет соответствовать нашим интересам, то купим. Если не договоримся, то всегда есть другие альтернативы. Это не является концом света. Мы уже в сфере оборонно-промышленного комплекса поставляем на экспорт множество позиций. Мы договариваемся с некоторыми странами или компаниями, между собой. Иногда, впрочем, не получается. Это будет ясно после переговоров. И никогда не является концом света. Всегда есть возможность выбора».

При этом, в контексте свежих заявлений М.Чавушоглу, турецкая пресса активно цитирует вице-президента США Майка Пенса: «Некоторые союзники по НАТО приобретают оружие у наших соперников. Мы открыто заявили о том, что не будем по этому поводу молчать (видимо, имеется в виду «секретный» телефонный разговор между М.Пенсом и Р.Т.Эрдоганом 12 февраля с.г. – В.К.). Мы не можем гарантировать безопасности Запада в то время, как наши союзники все больше начинают зависеть от Востока».

Итак, что можно зафиксировать? После официального предложения направленного со стороны США с согласием продать Турции системы The Patriot, последняя, наконец, официально подтвердила сам факт начала переговоров по этому вопросу. При этом, невзирая на сенсационность, которую стремятся придать этой новости турецкие СМИ, никаких быстрых прорывов не предвидится. Во-первых, и это видно из заявлений турецкого министра, у Турции, дожидающейся поставки С-400, больше «не горит». Во-вторых, США стремятся продать Турции системы ПВО на собственных условиях, что возможно делать лишь в ситуации, когда ты — единственный возможный продавец на рынке. Сегодня – не тот случай. И, в-третьих, Турция эти переговоры будет вплетать в общую нить отношений с США и увязывать с важными для себя вопросами, в частности, с зоной безопасности в Сирии и с курдами. Переговорная позиция это позволяет делать. Если увязать не удастся, то и сделку США навязать Турции не сможет. Вот так просто… А заявления М.Чавушоглу в турецких СМИ растиражировали лишь для подстегивания американцев. Публике в Турции эти маневры не слишком понятны, разве что она, в очередной раз, убеждается в принципиальной позиции собственного руководства.

52.23MB | MySQL:103 | 0,530sec