О гуманитарной миссии по разминированию Армении в Сирии

2 марта гуманитарная миссия по разминированию Армении прибыла в Сирийскую Арабскую Республику. Приветствуя членов гуманитарной миссии, посол Армении в САР выразил уверенность в том, что армянские специалисты с честью выполнят поставленную перед ними задачу    «содействовать в достижении мира братскому народу Сирии, который еще 100 лет назад открыл свои двери и сердце перед армянами, чудом пережившими Геноцид в Османской Империи».

Впервые об отправке армянских саперов и медиков в Сирию официально заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян 9 сентября во время визита в Москву. Он, в частности отметил, что Армения и Россия скоро осуществят совместную программу в Сирии и пояснил, что она будет полностью гуманитарной и не будет включать в себя какой-либо военной составляющей.

Н.Пашинян подчеркнул, что единственным адресатом миссии является армянская община и так как армянское население продолжает проживать в этой стране, то параллельно с проведением этой программы целесообразно предоставление необходимых финансово-технических средств.

Несмотря на различные заявления официальных лиц Армении, такое ответственное решение Еревана сразу вызвало разногласия как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Многие задались вопросом о целесообразности такого решения Армении.

На данном этапе в Сирии не ведутся активные военные действия и все ключевые акторы находятся в статусе выжидания. После  заявления президента США Дональда Трампа о выводе американского военного контингента, вопрос кто заполнит политический и военный вакуум, остается открытым.

Главным претендентом является Турция, которая и не скрывает своих амбиций. Однако беспрецедентное заявление Д.Трампа о готовности своей страны экономически разорить Турцию, если она ударит по курдам, указывает, что не существует полной договоренности между Турцией и США о дальнейших совместных действиях. Кроме того, Иран также не допустит усиления турецкого влияния в Сирии, тем более под эгидой США.

Ситуация вокруг Идлиба, последнего оплота террористов, тоже накаляется. Москва, Тегеран и Дамаск все чаще говорят о необходимости начала военных действий в провинции, однако до сих пор Турции удается противостоять и предотвращать столь опасное для Анкары военную наступление на Идлиб.

Именно поэтому, в такой многосложной ситуации, вовлеченность других стран в сирийский конфликт, в любом своем проявлении, рассматривается как поддержка той или иной стороны конфликта. Для маленькой страны как Армения, у которой ограниченные энергетические ресурсы, решение отправить миссию, пусть даже гуманитарную, подразумевает определение политической ориентации на сирийском направлении.

Политическому руководству Армении всегда удавалось вести сбалансированную внешнюю политику и ярким тому подтверждением можно считать подписание Арменией соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, находясь в составе ЕАЭС. Новое руководство Армении, в свою очередь, неоднократно заявляло, что кардинальных перемен во внешней политике не будет.

Востоковед, старший преподаватель факультета востоковедения Ереванского госуниверситета Варужан Гегамян считает, что необходимо рассматривать подобную инициативу армянского правительства в более широком контексте. В беседе с нами он отметил, что у Армении есть реальные возможности стать мостом между разными игроками и способствовать уменьшению напряжения на Ближнем Востоке. «Армения должна показать, что выступает исключительно как конструктивный игрок на Ближнем Востоке и не вмешивается в сектарианскую политику региона. В случае правильного и сбалансированного подхода это может стать хорошей и интересной почвой для более интенсивной внешнеполитической политики Армении в регионе, что является крайне важным направлением как для Армении, так и для всего Южного Кавказа»,- подчеркнул В.Гегамян.

Конструктивный подход всегда был основой внешней политики Армении. Критики даже осуждают ее за чересчур сдержанную политику на внешнем фронте и призывают к более активным и решительным шагам. С точки зрения сирийского конфликта стабильность и конструкивность именно то, что может стать «брендом» Армении.

Однако, как мы отметили выше, решение Армении об отправке гуманитарной миссии в Алеппо вызвало критику не только в самой Армении, но за ее пределами. Официальный Вашингтон прямо заявил, что не поддерживает сотрудничество с вооруженными силами Сирии, будь то для помощи гражданским лицам или для военных целей. «Мы также не поддерживаем сотрудничество Армении и России для выполнения этой миссии»- говорится в заявлении Госдепа.

Политолог, эксперт по армяно-американским отношениям Сурен Саргсян в интервью с нами отметил, что это не первый случай, когда Вашингтон критикует Ереван и армянской стороне сегодня необходимо вести активные работы с американскими коллегами для разъяснения деталей цели отправленной миссии. Он так же подчеркнул, что уже после заявления секретаря Совета безопасности Армении о том, что страна приветствует действия России в Сирии, последовало жесткая реакция из Вашингтона. «Уже после факта отправки представителей Министерства обороны Армении в Сирию было второе заявление, о том что Вашингтон не поддерживает сотрудничество Армении и России в Сирии».

На наш вопрос почему США не критиковали Ереван за его вовлеченность в военные миссии в Косово, Ираке или в Афганистане, С.Саргсян отметил, что в этих случаях, никаких заявлений Госдепартамента быть не могло, так как эти миссии проводятся в рамках ООН и НАТО.

Отметим, что после смены власти в Армении отношения с Россией складывались неоднозначно. Дело в том, что многие представители нового правительства раньше выступали с резкой критикой в адрес России и армяно-российских отношений в целом. И решение правительства Армении отправить гуманитарную миссию в Сирию, некоторые российские специалисты рассмотрели как стремление Армении заручиться поддержкой Москвы в карабахском урегулировании, особенно после заявлений помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и завершившего свою посольскую миссию в Ереване Джона Миллза относительно перспектив карабахского урегулирования или двусторонних армяно-иранских и армяно-российских отношений.

Армянский политолог С.Саргсян придерживается иного мнения. Он, в частности, полагает, что армянский контингент направлен в Сирию не для того, чтобы заручиться поддержкой Москвы в карабахском конфликте. «Что же касается заявлений Болтона и Миллза, то надо обязательно понимать, что Вашингтон заинтересован в мирном урегулировании карабахского конфликта, хотя не прочь продавать оружие и Баку, и Еревану. Но, так как это вооружение стоит дороже, чем российские аналоги, вряд ли Ереван когда-либо заинтересуется американским предложением»,- отметил он.

Отметим, что Н.Пашинян охарактеризовал новый армяно-российский гуманитарный проект в Сирии как беспрецедентный. Министр обороны РФ Сергей Шойгу, в свою очередь, заявил, что Армения «первой откликнулась на наш призыв по оказанию помощи сирийскому народу». Другие государства — члены ОДКБ по проблемам Ближнего Востока занимают более осторожную позицию.

Антон Евстратов, востоковед, сотрудник кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского университета в Ереване, в интервью с нами отметил, что по сути, именно Армения на данный момент является единственным де-юре союзником России, задействованный в операциях в Сирии. «Армения связана с РФ, как в рамках ОДКБ, так и двусторонним военным союзом, а значит уровень координации работы российских и армянских военных специалистов будет неизмеримо выше, чем других партнеров, вовлеченных в конфликт»,- подчеркивает востоковед.

Несмотря на гуманитарный характер миссии, о чем заявляет официальный Ереван, этот шаг армянской стороны является важным политическим жестом, «демонстрирующий приверженность и лояльность Еревана, как своим союзническим обязательствам, так и внешней политике России в целом»,- считает А.Евстратов. По его мнению, такая позиция Армении особенно актуально, учитывая некоторые недопонимания, возникшие в отношениях двух стран после «Бархатной революции». «Кто-то должен был сделать первый шаг для разрыва порочного круга.  Сделал его Ереван. Вне сомнения, в Армении будут ожидать и уже ожидают ответных лояльных действий со стороны Москвы, и последняя имеет в этой связи хорошую возможность улучшить свой имидж в армянском обществе и укрепить чуть пошатнувшуюся конструкцию отношений с Арменией. В настоящее время это — лишь вопрос политической воли российского руководство и, в некотором роде, его внимания к Армении и Южному Кавказу в целом»- заключает востоковед.

62.87MB | MySQL:102 | 0,491sec