О возможном расширении военно-технического сотрудничества между Пакистаном и Королевством Саудовская Аравия в области боевой авиации

Как известно, Эр-Рияд и Исламабад объединяют общие военно-политические интересы и, по данным китайских источников, в целях укрепления  обороноспособности, а именно возможностей истребительной авиации ВВС Пакистана саудовские военные передали со своих складов 200 управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120-C5, которые входят в номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) истребителя F-16.

По информации китайских наблюдателей, в прошедшем 27 февраля 2019 г. воздушном бою пилоты F-16 С/D Block 52 ВВС Пакистана использовали несколько указанных УР ВВ. Индийские военные смогли даже собрать некоторые элементы ракет, упавших на подконтрольной территории.

В настоящее время, ВВС Пакистана располагают 76 (по другим данным 85) истребителями F-16 разных модификаций, однако полностью готовыми к боевому применению можно признать только 45 самолетов —  остальные нуждаются в капитальном ремонте и модернизации бортовой радиоэлектронной аппаратуры и замене некоторых узлов, в т.ч. двигателей на более мощные.

Необходимо отметить, что на складах ВВС Пакистана находится менее 100 УР ВВ модели AIM-120-C5, и именно в этот критический момент саудовские партнеры оказали содействие. По данным китайских источников, поставку на коммерческих контейнеровозах (два судна следовали через порт Карачи) организовали и оплатили Вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов, которые также установили тесные связи с пакистанскими военными, которые осуществляют подготовку подразделения ВС ОАЭ перед отправкой в Йемен.

В дополнение к сказанному отметим, что по данным китайских источников, ВВС Индии также располагают крайне ограниченным запасом АСП на складах. По некоторым расчетам, наличных боеприпасов  будет достаточно только для ведения боев в течение 7 суток (по другим данным не более 10 суток).

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают повышенный интерес со стороны Командований ВВС КСА и ОАЭ к легкому истребителю JF-17 Block 2 (китайско-пакистанская разработка), поскольку в условиях снижения поступлений от продажи углеводородного сырья военные бюджеты стран Персидского залива также были ограничены. Вполне очевидно, что у военных из стран Аравийского полуострова стало значительно меньше финансовых средств на приобретение дорогостоящих тяжелых двухмоторных самолетов оперативно-тактической авиации европейского и американского производства.

Известно, что ВВС КСА впервые выказали интерес к приобретению JF-17 после начала событий «арабской весны» 2010 г., которая была инспирирована странами Запада и при этом не была согласована с Эр-Риядом. В качестве последствий такого расхождения в стратегическом планировании переформатирования Северной Африки и части Ближнего Востока следует привести осложнение взаимодействия ВС КСА и предприятий оборонно-промышленного комплекса США, Великобритании и других стран.

Одним из поводов для блокирования или отказа поставок также стала  операция ВС стран аравийской коалиции в сопредельном Йемене. Частично напряженность в отношениях между арабскими военными и ОПК США пытается гасить президент США Дональд Трамп, однако по мере роста потерь в технике и личном составе ВС КСА и ОАЭ все больше обращают внимание на менее дорогостоящую технику и вооружение китайского производства.

В начале марта 2019 г. летчики ВВС КСА уже приступили к выполнению ознакомительно-тренировочных полетов на JF-17 Block I в воздушном пространстве на востоке Пакистана , что подтверждают многочисленные фотографии, размещенные в социальных сетях на личных страницах пилотов. Основными преимуществами JF-17  является их низкая стоимость – от 25 до 32  млн долл. США в зависимости от комплектации, приемлемый уровень расходов на эксплуатацию и закупку АСП.  Следует учитывать, что основное производство истребителей JF-17 развернуто на территории Пакистана – на авиастроительном предприятии Камра (размещено на одноименной авиационной базе ВВС), тогда как выпуск ключевых радиоэлектронных компонентов налажен в КНР.

Ключевым элементом этого легкого одномоторного боевого самолета является российский тубореактивный двухконтурный двигатель РД-93 и от их регулярных поставок полностью будут зависеть плавность серийного производства. Следует отметить, что китайские специалисты предлагают двигатели собственного производства, но при этом внимательно отслеживают процесс работ российских конструкторов по совершенствованию конструкции РД-93. Вторым сложным моментом является недостаточная компетенция пакистанских самолетостроителей в области проведения среднего и капитального ремонта JF-17, который в настоящее время возможно провести только на двух предприятиях в КНР.

По оценкам китайских аналитиков, военно-политическое руководство КСА в серьез планирует заменить устаревшие F-5 и использовать JF-17 в качестве учебно-боевых машин, и в этом аспекте значительная доля денежных средств будет поступать именно в КНР, поскольку производство двуместных версии налажено только в Чэнду (пров. Сычуань). ВВС КСА планируют при помощи легкого, простого в обслуживании и надежного JF-17 заменить устаревающие тяжелые истребители британского производства «Торнадо» (всего 72 ед.), большую часть этих самолетов планируют вывести на базы хранения и ремонта и использовать в качестве доноров сменно-запасных частей для тех самолетов, которые будут выполнять боевые задачи в Йемене.

Кроме того, саудовские военные планируют именно при помощи JF-17 снизить расходы на выполнение боевых задач, которые традиционно выполняют тяжелые истребители-бомбардировщики F-15Е (72 ед.). Офицеры органов управления ВВС КСА тщательно анализируют возможности китайско-пакистанского JF-17 в сочетании с подвесной контейнерной оптико-электронной системой разведки и наведения ASELPOD, которая по своим тактико-техническим характеристикам превосходит аналогичные китайские разработки.

В этой связи отметим, что пакистанские конструкторы разработали и наладили серийное производство наборов под условным обозначением REK, предназначенных для модернизации свободнопадающих осколочно-фугасных бомб. Данный набор рулевых и несущих крыльевых поверхностей, а также навигационного модуля (пакистанская версия JDAM-ER) позволят модернизированной бомбе пролетать до 100 км и поражать наземную неподвижную цель с точностью до 10 м. В полнее вероятно, что в начале марта 2019 г. ВВС Пакистана провели контрольные пуски данных боеприпасов, а также проверили возможности новой высокоточной бетонобойной планирующей бомбы типа «Такбир»

В дополнение к вышесказанному, отметим, что в ближайшие 2 года на вооружение ВВС Пакистана поступит 62 истребителя JF-17 Block II и Block III, что позволит повысить боевую устойчивость дежурных подразделений. Новые самолеты будут оснащены радиолокационными станциями с тремя активными фазированными антенными решетками, которые позволят более эффективно сканировать воздушное пространство и поверхность земли.

Кроме того, китайские оружейники и летчики испытатели интегрируют УР ВВ большой дальности «Гром-15», которая позволит бороться даже с самолетами дальнего радиолокационного дозора и наведения как EMB-145, самолетами-заправщиками Ил-78 ВВС Индии. По данным китайских источников, максимальная дальность пуска «Гром-15» составляет 200 км, однако ее эффективная дальность пуска ограничена 80 км., но разработчики ракетных двигателей и твердых топлив работают над увеличением данного показателя до 150 км.

Подводя итог вышесказанному, отметим мнение Командующего ВВС КСА, который полагает, что даже при наличии высокотехнологичных(а значит дорогостоящих) боевых самолетов поколения 4+ или 4++ саудовские летчики не в состоянии в полной мере использовать их возможности из-за недостаточного уровня подготовки и нехватки преподавателей с реальным боевым опытом. В этой связи, приобретение партии JF-17 Block II и/или BlockIII выглядит вполне адекватно, поскольку при меньших расходах на покупку техники и ее содержание, а также привлечение пакистанских инструкторов позволит пилотам ВВС КСА получить новый опыт и пройти подготовку к пилотированию других типов самолетов.

52.02MB | MySQL:109 | 0,437sec