Об использовании немецких вооружений в йеменском конфликте

Дискуссия о косвенном участии ФРГ в войне в Йемене, заключающемся в экспорте вооружений для аравийской коалиции во главе с КСА, продолжает разгораться в немецком обществе и политике. Одним из недавних поводов, послуживших основанием для серии обличительных репортажей, оказался проект #GermanArms, объединивший несколько немецких СМИ, включая Deutsche Welle, Stern, ARD Policy, Bayerischer Rundfunk, а также группу голландских независимых журналистов под названием Lighthouse Reports. Его участники проделали большую работу для того, чтобы установить, какие виды вооружений, полностью или частично произведенных в Германии, в дальнейшем оказываются использованным в йеменском конфликте, что напрямую противоречит федеральному законодательству в области экспорта вооружений и боевой техники.

Методология исследования, проведенного #GermanArms, проста и сводится к поиску в открытых источниках, таких как YouTube, Twitter, Google Earth, а также репортажах региональных СМИ и информации из социальных медиа, любых данных об арсенале, находящемся в распоряжении сторон противостояния. В ход идут любые материалы, от сюжетов, где на заднем плане проезжают какие-либо образцы боевой техники, до сообщений, попавших в открытые источники благодаря повстанцам-хоуситам, рапортующим об успехах или поражениях в борьбе с силами коалиции. Во многом свой подход журналисты объясняют тем, что официальный Берлин придерживается тактики отрицания любого подобного вмешательства в йеменские дела. Одним из последних свидетельств чего СМИ считают слова министра экономики и энергетики ФРГ П.Альтмайера (ХДС), прозвучавшие на конференции по безопасности в Мюнхене в прошлом месяце. Там, беседуя с журналистами канала Deutsche Welle, представитель федерального правительства сообщил, что «ему ничего не известно» о том, что Саудовская Аравия и ОАЭ, получающие немецкое оружие как стратегические партнёры, затем применяют его в Йемене. Вместе с тем любопытно, что в начале марта стало известно о продлении Берлином запрета на экспорт вооружений в КСА, но действовать мораторий будет лишь до конца месяца. При этом, комментируя данный шаг, глава внешнеполитического ведомства Германии Х.Маас заявил, что это делается «с целью развития событий в Йемене».

По данным #GermanArms, в том, что касается сухопутных вооружений лидером немецкой промышленности по представленности в Йемене можно считать Dynamit Nobel Defense (DND), изготавливающую модуль для установки вооружений различных типов Fewas, поставки которых в КСА  на сумму порядка 80 млн евро в 2009 г. одобрило федеральное правительство.  В случае с йеменским конфликтом оружейные станции устанавливают на американские бронированные  вездеходы Oshkosh. Такие комбинации техники были замечены на кадрах арабских телеканалов в провинции Ходейда в прибрежных районах. Также DND создает динамическую защиту CLARA (композитная адаптивная легкая реактивная броня). Ее в Йемене используют французские танки Leclerc.

При этом необходимо учесть, что DND, считаясь немецкой компанией со штаб-квартирой в Бурбахе (Северный Рейн-Вестфалия), с 2004 г. дочерняя структура израильского концерна Rafael. В таком контексте вопрос о том, кто, кого и каким оружием убивает, может иметь несколько ответов, чье удобство определяется в зависимости от ситуации. «Неумеренные» ближневосточные режимы любят говорить, что DND только ширма для контактов Израиля и ОАЭ на фоне отсутствия полноценных отношений, не выгодных для последней с точки зрения снижения влияния в регионе. В Германии же такое положение – своего рода механизм противодействия экспортным ограничениям, свое недовольство которыми выражает израильская сторона, под чьим контролем и действует фирма. При этом на официальном сайте DND четко прописано, что «бизнес подчиняется строгим экспортным правилам нашего (германского – авт.) федерального правительства», в то время как напрямую об отношениях с Rafael речь не идет. Сообщается лишь, что с 2004 г. DND отделилась от исторической группы, разрабатывавшей еще динамит, придуманный А.Нобелем.

На воде свидетельством присутствия немецких вооружений стал минно-тральный корабль Frankental, чье появление в порту йеменского города Моха удивительным образом совпало с приходом туда коалиции во главе с КСА, на вооружении которой данный тип судов имеется. Наконец, в воздухе используются истребители Tornado, Eurofighter и самолет-дозаправщик Airbus A330 MRTT. Они не создаются Германией напрямую, но компоненты к ним ФРГ разрабатывает  и поставляет для производства своим партнерам, таким как Италия и Великобритания. Данные о Tornado получены из социальных медиа, где размещено видео, на котором видно, как повстанцы-хоуситы радуются сбитому истребителю предположительно в районе Кетаф. Airbus был обнаружен не в самом Йемене, а где-то в приграничных районах, но использовался для заправки саудовского самолета.

Таким образом, собранные #GermanArms факты показывают, что в Германии остро стоит вопрос ужесточения контроля над экспортом вооружений и военной техники со стороны Бундестага. Вместе с тем еще более серьезной проблемой продолжает оставаться перспектива сотрудничества с зарубежными партнерами, которые давят на Берлин с тем, чтобы он не блокировал поставки боевой техники, за которую несут ответственность преимущественно европейские концерны, а не конкретные немецкие производители комплектующих. Самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации правительство ФРГ, судя по всему, не хочет, а точнее не может, полагаясь на то, чтобы продлять мораторий и закрывать глаза на обходные пути экспорта до тех пор, пока внутренняя ситуация не станет более стабильной и влияние критики оппозиционных или коалиционных фракций начнет играть меньшую роль в формировании политического будущего ФРГ.

52.19MB | MySQL:103 | 0,617sec