Оценки китайских специалистов поставок самоходных гаубиц для нужд Армии обороны Израиля и Вооруженных сил Пакистана

В условиях современного вооруженного конфликта мотострелковые и специальные подразделения регулярно нуждаются в мощной артиллерийской поддержке, которую могут оказать батареи или дивизионы укомплектованные орудиями калибра 155 мм. В настоящее время специалисты оружейных компаний из нескольких государств (Франция, Израиль, Югославия, КНР и ЮАР) предлагают иностранным заказчикам свои разработки в области колесных самоходных артиллерийских установок (САУ), которые могут быть укомплектованы орудиями с длиной 39, 45 и даже 52 калибра, что позволяет вести обстрел на дальности около 50 км.

Благодаря унификации, которая описана в Совместном баллистическом меморандуме о взаимопонимании  ВС стран-членов НАТО  могут приобретать различные колесные самоходные артиллерийские установки (САУ) без опасений в вопросе применения стандартных боеприпасов различного назначения (осколочно-фугасные, осветительные, специальные и т.д.).

 

ATMOS 2000 для Армии обороны Израиля

По данным китайских военных обозревателей, на вооружение артиллерийских подразделения Армии обороны Израиля принята колесная САУ под обозначением ATMOS 2000 (Autonomous  Truck MOunted). Данная установка представляет собой классическое сочетание гаубицы калибра 155 мм ATHOS 2052 (длина ствола 52 калибра) и колесного шасси от чешской компании «Татра».

Рассматриваемое орудие изначально спроектировано специалистами компании Soltam Systems, которая в начале 2000-х вошла в состав более крупной Elbit Systems. По требованию заказчика израильские специалисты могут использовать в САУ орудия калибра 155 с длиной ствола 39 или 45 калибров, а также орудие калибра 130 мм советского производства.

Базовое шасси

В отношении автомобильной платформы, выбранной для размещения орудия и всех необходимых компонентов известно, что это модель Т-815 VVN, которая оснащена форсированным 12-ти цилиндровым дизельным двигателем (максимальная мощность 315 л.с. при 2200 об/мин.). Данный силовой агрегат передает крутящий момент на 10-ти ступенчатую механическую коробку переключения передач, которая распределяет его между всеми колесами – формула 6х6 с постоянным приводом.

Подобное технологическое решение основано на том, что САУ должна самостоятельно передвигаться вне сети автомобильных дорог Израиля. Приемлемая проходимость машины обеспечена за счет дорожного просвета – 0,4 м, возможности въезда на вертикальные препятствия высотой до 0,6 м. Кроме того, машина позволяет преодолевать броды глубиной до 1,4 м.

Также, известно, что максимальная длина САУ составляет 9,5 м, ширина 2,65 м, высота 3,26 м., снаряженная масса 22 тонн, что позволяет перевозить ее даже в грузовом отсеке среднего военно-транспортного самолета С-130. Фактически, израильским конструкторам удалось создать достаточно легкую САУ.

Батареи, составленные из таких орудий, могут быть оперативно доставлены в любую заданную точку. Как известно, бронированная кабина САУ позволяет разместить от 4 до 6 военнослужащих расчета и оснащена пулеметом калибра 12,7 мм, для самообороны.

Орудие

Согласно информации из открытых источников, впервые концепт орудия ATHOS 2052 был представлен вниманию специалистов еще в 1999 г., а основные данные опубликованы только в 2001 г. Первый экспортный контракт на САУ ATMOS2000 был подписан в 2003 г. (для ВС Королевства Таиланд), а испытания в интересах АОИ были начаты только в 2006 г.

Китайские обозреватели отмечают, что израильские специалисты разработали полуавтоматическое орудие калибра 155 мм, со стволами длиной 39, 45 или 52 калибра, которые позволяют применять стандартные осколочно-фугасные снаряды (ОФС) с дальностью полета до 30 км  (достигается за счет переменных зарядов), снаряды увеличенной дальности (до 41 км) и активно-реактивные ОФС с максимальной дальностью полета до 56 км. Необходимо обратить внимание, что заряжание осуществляется за счет вспомогательной электросиловой установки, которая получает питание от двух аккумуляторных батарей, работающих под напряжением 12 Вольт.

В качестве снарядов могут быть использованы стандартные ОФС М107 (пр-во США), L15 (пр-во ЕС) а также активно-реактивные М454 (пр-во Израиль). В укладке САУ предусмотрена возможность размещения 27 снарядов и 26 зарядов к ним. В модификации для АОИ укладка рассчитана на 32 снаряда.

Рассматриваемая САУ позволят расчету орудия выполнить 3 выстрела в течение 30 секунд (по некоторым данным экстренный режим позволяет выполнить равное количество выстрелов за 15-20 секунд). Максимальная скорострельность достигает 9 выстрелов в минуту, средний темп стрельбы составляет 4 выстрела в минуту (не более 5 минут), а продолжительный темп стрельбы – 70 выстрелов в час. Основное отличие САУ с орудием 52 калибра — двухсекционный дульный компенсатор и более развитое гидропневматическое откатное устройство.

Упомянутые выше расчеты по скорострельности основаны на принципах безопасности и произведены в целях недопущения скопления продуктов горения пороха в казенной части орудия. Подобное явление может привести к разрыву ствола и гибели расчета.

В состав системы наведения САУ входят модуль инерциальной навигации, приемник сигнала системы глобального позиционирования, компьютер управления огнем, направленная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которые в совокупности позволяют корректировать данные уже после первого выстрела. Китайские специалисты отмечают, что израильские военные и оружейники прикладывают значительные усилия по разработке и внедрению новых образцов вооружений, которые предназначены для обеспечение превосходства на поле боя.

В дополнение к вышесказанному, отметим, что специалисты израильской Elbit Systems в сотрудничестве с индийской Kalyani Strategic Systems Ltd работали в рамках проекта Karan над созданием целой серии артиллерийских орудий (буксируемых, самоходных и т.д.). В результате совместных усилий были созданы такие орудия как Bharat 52  (фактически адаптированная копия ATHOS 2052) и Garuda 105.

 

САУ T5-52 для ВС Пакистана

Как  сообщают китайские источники, ВС Пакистана активно ведут переговоры с известной южноафриканской компанией Denel Land Systems на предмет поставки партии САУ под обозначением T5-52, которые представляют собой сочетание орудия калибра 155 мм с длиной ствола 52 калибра и автомобильного шасси Т815-7 с колесной формулой 8х8, которое выпускает чешская компания «Татра».

Данный автомобиль оснащен турбированным дизельным двигателем мощностью 355 л.с. максимальная скорость при движении по шоссе составляет 85 км/ч, а запас хода достигает 600 км. Снаряженная масса САУ с учетом полного боекомплекта (27 выстрелов) составляет 28 тонн.

Известно, что орудие размещено на основании модели G5-2000, которое обеспечивает возможность ведения огня в любом направлении (поворот на 360 градусов по горизонтали) и при возвышении ствола до угла 80 градусов. Стабилизацию орудия обеспечивают два бортовых и один кормовой упор. Расчет САУ способен перевести установку из походного положения в боевое за 60 секунд, тогда как обратный перевод требует 90 секунд.

Следует отметить, что по оценкам китайских специалистов, в современном вооруженном конфликте гарантированное выживание батареи возможно только при нахождении на одной огневой позиции не более трех минут. Каждая последующая минута пребывания на позиции сокращает живучесть батареи на 10%.

По данным китайских обозревателей, в боекомплект  рассматриваемой САУ могут входить как стандартные боеприпасы производства стран-членов НАТО, так и разработанные специалистами южноафриканской компании. Так, осколочно-фугасный снаряд увеличенной дальности позволяет поражать цель на удалении до 42,5 км, тогда как активно-реактивный V-LAP  позволяет уничтожать объекты противника на дальности до 56 км. Система управления огнем позволяет выполнить 5 выстрелов в течение минуты по пяти разным целям на дальности от 13 до 30 км. Максимальная скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту.

Очевидно, что пакистанским военным необходима надежная, маневренная колесная САУ, которая станет адекватным ответом на сверхлегкие авиадесантные гаубицы М777А2 (пр-во США), поступившие на вооружение ВС Индии.

51.47MB | MySQL:101 | 0,350sec