Ситуация в Судане и Южном Судане: февраль 2019 г.

К началу февраля стало очевидным, что после более чем месяца народных протестов не все в порядке в составе правящей коалиции. Исламистская Партия народного конгресса (ПНК), несмотря на присутствие в составе действующего правительства, потребовала провести расследование в связи с убийствами участников манифестаций. 2 февраля стало известно, что в тюрьме несколько дней спустя после ареста скончался активист ПНК 36-летний учитель Ахмед аль-Хейр. Его арестовали по подозрению в причастности к организации антиправительственных манифестаций.

По официальным данным, на тот момент при подавлении манифестаций погибли до 30 человек. По данным неправительственных организаций, число погибших превысило 50 человек. Манифестации начались после увеличения в три раза цены на хлеб. Главным требованием их участников была отставка президента Судана Омара аль-Башира.

ПНК представлена в правительстве двумя госминистрами.

2 февраля премьер-министр Судана Мутаз Муса Абдалла заявил о необходимости уважать антиправительственное движение, которое сотрясает страну с середины декабря прошлого года. При этом он утверждал, что только выборы могут решить судьбу его кабинета. Президентские выборы, на которых О.аль-Башир намерен баллотироваться в третий раз, запланированы на 2020 год.

Премьер занимает этот пост с сентября 2018 г. До этого в течение почти 20 лет эта должность была вакантной.

Со своей стороны президент Судана Омар аль-Башир отказался поддаваться давлению «улицы», заявив, что насилие при подавлении манифестаций было вызвано действиями неких «заговорщиков».

3 февраля президент Судана О.аль-Башир в выступлении перед жителями штата Северный Кордофан по случаю открытия автотрассы между этим штатом и Омдурманом пообещал уделять больше внимания развитию сельскохозяйственных регионов страны. Он в очередной раз выступил перед своими сторонниками, пытаясь таким образом снизить накал антиправительственных выступлений. О.аль-Башир отметил, что «строительство такой дороги в существующих экономических условиях было нелегким делом». По его словам, вдоль автодороги будет построена ЛЭП, которая будет содействовать экономическому развитию региона.

3 февраля правительство Судана объявило, что мирное соглашение, достигнутое накануне между властями ЦАР и вооруженными группами, которые контролируют большую часть территории страны, будет парафировано 5 февраля в Хартуме. На тот момент ничего не было известно о деталях соглашения. По версии МИД Судана, речь шла о подписании соглашения. В церемонии планировалось участие президента ЦАР Фостина Аршанга Туадеры. До этого власти ЦАР утверждали, что соглашение будет подписано в Банги.

Переговоры между Банги и повстанцами шли в Хартуме с 25 января. Их инициаторами выступили Африканский союз и ООН.

В ЦАР с населением в 4,5 млн человек гражданская война идет с 2013 г. За пять лет были подписаны по меньшей мере 7 мирных соглашений, однако ни одно из них не заработало.

ЦАР – одна из наименее развитых стран мира. Тем не менее она богата алмазами, золотом и ураном. Вооруженные группы, которые контролируют от 70 до 80% территории этой страны, борются за право на разработку ее природных богатств. В стране развернута Миссия ООН в ЦАР (Minusca) численностью 12 тысяч человек, но она оказалась неспособной противостоять насилию. Интерес к этой стране особенно вырос после того, как там стало проявляться влияние России. Она поставила оружие правительственным войскам, россияне обеспечивают охрану президента ЦАР.

5 февраля в Хартуме было парафировано мирное соглашение между правительством ЦАР и 14-ю вооруженными группами, которые контролируют 80% территории этой страны. Этот документ получил название «Хартумское соглашение».

4 февраля полиция вновь применила слезоточивый газ для разгона участников антиправительственных манифестаций, организованных в Хартуме и Омдурмане профобъединением «Организация суданских профессионалов» (ОСП), ставшим во главе протестного движения. ОСП объединяет врачей, инженеров, преподавателей университетов.

5 февраля в Хартуме и ряде других городов страны были организованы раздельные собрания учителей, врачей и адвокатов, выдвинувшие одно требование – отставка О.аль-Башира. Все они были разогнаны полицией, применившей слезоточивый газ.

7 февраля сотни суданцев собрались на манифестацию протеста в центре Хартуме, который был закрыт для массовых мероприятий в предыдущие две недели. Участники акции, организованной по призыву ОСП, протестовали против арестов, проведенных властями при подавлении предыдущих шествий. По данным неправительственных организаций, с момента начала массовых выступлений 19 декабря прошлого года в тюрьмы попали свыше 1 тысячи человек из числа участников манифестаций, активистов оппозиционных партий, журналистов. В конце января правительство Судана объявило об освобождении всех заключенных, однако точное число вышедших из тюрем не известно.

13 февраля организаторы антиправительственных манифестаций в Судане объявили об их решимости продолжать акции протеста вплоть до падения режима Омара аль-Башира. Они исключили какую-либо возможность диалога с ним. «Режим должен пасть. Это – наша цель», — объявил на пресс-конференции представитель ОСП Мухаммед Юсеф. Она была проведена впервые с момента развертывания протестного движения. Местом ее проведения стало помещение основной оппозиционной партии «Аль-Умма» в Омдурмане. ОСП призвала оппозиционные политические партии подписать «Документ за свободу и изменения», в котором сформулирован план действий на период после удаления от власти О.аль-Башира.

14 февраля в Хартуме прошла манифестация в поддержку миллионов жертв конфликтов, которые были и имеют место в современном Судане – в Дарфуре, штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Как и предыдущие, она была организована ОСП. Едва начавшись, она была разогнана полицией, применившей слезоточивый газ. В тот же день власти пригрозили начать уголовное преследование организаторов манифестаций.

Также 14 февраля участники манифестации в Хартуме забросали камнями машину полицейского, который от полученных ран погиб.

18 февраля начали забастовку около 2 тысяч портовых рабочих в Порт-Судане. Поводом для акции стало решение властей передать в концессию одной из филиппинских компаний контейнерный терминал.

20 февраля в Хартуме громким заявлением отметился директор Африканского департамента Национального совета безопасности США Кайрил Сартор. Он предупредил, что использование чрезмерной силы при разгоне манифестаций неприемлемо, и может привести к тому, что под угрозой окажется диалог о возможности удаления Судана из американского «черного списка» государств, поддерживающих терроризм.

21 февраля участники манифестации в Хартуме попытались направиться к президентскому дворцу, но были рассеяны полицией. Были проведены массовые аресты среди участников акции. В знак солидарности с участниками манифестации объявили сидячие забастовки работники двух операторов мобильной связи MTN и Zain.

22 февраля президент О.аль-Башир ввел режим чрезвычайного положения на всей территории страны на один год и отправил в отставку правительство, а также провинциальных руководителей. Со своего поста был снят также первый вице-президент и давний сподвижник главы государства Бакри Хасан Салех. В ответ ОСП заявила, что продолжит организовывать акции протеста. 23 февраля ОСП поддержала партия «Аль-Умма», заявившая, что манифестации будут продолжаться несмотря на введение чрезвычайного положения.

23 февраля указом президента на пост премьер-министра Судана был назначен Мухаммед Тахер Аяла. Ранее он занимал пост губернатора сельскохозяйственного штата Аль-Джазира. На пост первого вице-президента был назначен бывший министр обороны генерал Ахмед Авад ибн Ауф. Его место занял генерал Эссамеддин Мубарак, занимавший до этого пост заместителя начальника Генштаба суданской армии.

24 февраля новый премьер принес присягу. В тот же день очередные манифестации прошли в Хартуме и Омдурмане.

На посты губернаторов 18 штатов Судана были назначены 16 армейских офицеров и два выходца из Национальной службы разведки и безопасности.

25 февраля О.аль-Башир заявил, что отныне будут разрешены только те манифестации, которые будут предварительно санкционированы властями. Во всех штатах были учреждены специальные суды. Тогда же впервые дал о себе знать Альянс за свободу и изменения(АЗСИ), который, похоже, возглавил протестное движение вместо ОСП. Он призвал к немедленному проведению манифестаций, несмотря на их запрет.

26 февраля США, Великобритания, Канада и Норвегия распространили совместное заявление, в котором выразили сожаление в связи с возвращением Судана к «военному режиму». «Четверка» призвала суданские власти освободить всех арестованных участников манифестаций. Она также назвала «неприемлемым» использование «реальных патронов» для стрельбы по участникам манифестаций.

На следующий день «четверке» ответил новоиспеченный первый вице-президент Ахмед Авад ибн Ауф, утверждавший, что чрезвычайное положение было введено в стране не для подавления манифестаций, а  … для борьбы с контрабандой.

В целом, главным отличием развернувшегося в Судане с декабря прошлого года протестного движения он предыдущих массовых выступлений стало то, что его активисты не требуют от властей ответить на какие-то их требования, а выдвигают лишь одно требование – уход существующего режима. Движущими силами движения стали средний класс, рожденный относительно недавно в связи с монетаризацией экономики, и молодежь. При этом власти, имеющие репутацию авторитарных, достаточно осторожно применяют силу, что в общем то нетипично для Судана. Возможно, это связано с тем, что сейчас против режима выступают арабо-мусульманские городские жители центральных районов страны, которых невозможно подавить теми же методами, как население окраинных районов.

 

На фоне событий в Судане как то на второй план отошел Южный Судан. Там 4 февраля в военном трибунале начался суд над генералом Стефеном Буой Ролниангом, обвиненном в измене и попытке организации восстания против президента Сальвы Киира. Генерал был арестован в мае 2018 г. в Майуме (бывший штат Единство) на севере страны после того, как он отказался выполнить приказ, предписывавший ему прибыть в здание Генштаба южносуданской армии в Джубе. С момента начала гражданской войны в конце 2013 г. это второй случай, когда военный в столь высоком звании привлекается к суду военного трибунала.

5 февраля эмиссар ООН в Южном Судане Дэвид Шерер сообщил, что во исполнение мирного соглашения, подписанного в сентябре 2018 г., глава повстанцев Риек Машар планирует вернуться в Джубу в мае с.г. В настоящее время он находится в Хартуме, где его несколькими днями ранее посетил глава Миссии ООН в Южном Судане (Minus) с тем, чтобы обсудить вопросы формирования переходного правительства, которое должно подготовить выборы.

7 февраля в Джубу вернулся известный южносуданский оппозиционер Лам Аколь. В правительстве национального единства, сформированном в апреле 2016 г., он занимал пост министра сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Л.Аколь бежал из Джубы в августе того же года, когда в столице развернулись бои между сторонниками С.Киира и Р.Машара. Он был единственным соперником С.Киира на президентских выборах 2010 г., которые проводились за год до провозглашения независимости Южного Судана. Позднее создал собственное повстанческое «Национально-демократическое движение». Л.Аколь был одним из тех, кто подписывал мирное соглашение в сентябре 2018 г. По его словам, он вернулся в Джубу  с целью ускорить реализацию этого соглашения.

Р.Машар и Л.Аколь накоротке уже посещали Джубу в октябре прошлого года на торжества по случаю подписания мирного соглашения, однако затем вернулись в Хартум по соображениям безопасности.

10 февраля вертолет ВВС Эфиопии Ми-8 разбился на территории комплекса ООН в регионе Абьей, оспариваемом Суданом и Южным Суданом. В результате катастрофы 3 человека погибли, 10 получили ранения. Вертолет должен был совершить полет в интересах Сил внутренней безопасности ООН для Абьей (FISNUA). Этот контингент численностью 4,5 тысячи человек укомплектован военными из Эфиопии.

52.41MB | MySQL:103 | 0,405sec