Ситуация в Газе в годовщину «Марша возвращения» и ежегодно отмечаемого «Дня земли»

Правящее в секторе Газа с 2007 года «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) продолжает поощрять массовые акции протеста и беспорядки вдоль границы с Израилем. В Армии обороны Израиля заявили, что в субботу, 30 марта, 30 000 палестинцев приняли участие в беспорядках на границе с Сектором. Некоторые протестующие бросали камни, гранаты и взрывчатку в забор безопасности и поджигали шины. Израильские солдаты ответили используемыми в таких случаях «средствами для разгона массовых беспорядков» и применили огонь в соответствии с правилами ЦАХАЛа. При этом в пресс-службе армии отметили, что большинство палестинцев оставалось на расстоянии от границы. В Палестинском Красном Кресте сообщили, что 33 человека получили ранения, из которых четверо – в результате стрельбы боевыми патронами. Представители Министерства здравоохранения Газы заявили, что израильские войска выстрелом в голову убили палестинца, участника т.н. «подразделения по организации беспорядков» возле пограничного заграждения. Израильские войска арестовали двух палестинских подростков, вооруженных ножами, которые пытались прорваться через пограничный забор. Подростки были допрошены и отправлены домой.

Министерство внутренних дел в секторе Газа объявило о развертывании 8000 сотрудников службы безопасности вдоль границы, чтобы не позволить демонстрантам к ней приблизиться. Тем временем Израиль предупредил палестинцев о том, чтобы они не приближались и не пытались прорваться через забор безопасности во время демонстраций. С помощью телефонных звонков, сообщений, публичных заявлений и брошюр, сброшенных с самолетов, ЦАХАЛ сообщала палестинцам в Секторе, что любые попытки прорваться через пограничный забор будут встречены огнем.

Авихай Адраи, представитель ЦАХАЛа, на арабском языке в Facebook обратился к жителям Газы, пообещав им определенные преимущества, если они воздержатся от насилия[i].

ХАМАС активно готовилось отметить первую годовщину «Маршей возвращения» в субботу 30 марта. Мероприятие получило название «Марш миллиона». Это событие совпало по дате с «Днем земли», который палестинцы отмечают 30 марта ежегодно в память о 6 арабах, убитых в 1976 году полицейскими во время протеста против насильственного отторжения израильскими властями палестинских земель в Галилее (на севере Израиля). Для запланированных на субботу массовых мероприятий ХАМАС организовало массовые перевозки демонстрантов из 38 районов Сектора на пять участков вдоль пограничных заграждений. Бульдозеры подготовили площадку для митинга, разбили палатки, даже распределили специальный бюджет, чтобы участники получали бесплатное питание. Протестующих обеспечили Wi-Fi, чтобы они могли быстро публиковать сообщения в социальных сетях. Как пишут в израильских СМИ, «ХАМАС подготовил инфраструктуру для широкой медиа-операции, которая должна была транслироваться в прямом эфире. Цель: показать палестинцев, раненых в акциях протеста»[ii].

Посредники из Египта вели интенсивные переговоры в попытках добиться некоторого спокойствия перед ожидаемым столкновением. В четверг египтяне передали ХАМАСу сообщение из Израиля, в котором говорилось, что «любая ошибка, которую вы совершите в субботу, может привести к войне». Согласно сообщениям в СМИ, египтяне предложили ХАМАСу ряд мер по ослаблению блокады анклава. В обмен на это власти в Газе должны были пообещать прекратить ракетные обстрелы Израиля и держать ситуацию под контролем вдоль израильской границы. Утверждалось, что сделка вступит в силу только после демонстраций. Хотя Исмаил Радван, высокопоставленный представитель ХАМАСа, допускал, что в случае прогресса, его организация готова свернуть субботнюю демонстрацию. Сообщалось, что организаторы протеста в Газе пытались ослабить напряжение, призывая протестующих «не давать израильским снайперам возможности нанести им удар».

Изначально не было никакой уверенности в том, что усилия исламистов по сдерживанию массовых акций протеста окажутся продуктивными. В конце концов, сложно одновременно организовывать демонстрации и призывать к сдержанности их участников. Не возможно было предсказать, как демонстранты будут действовать после «экстремистских речей и подстрекательства к насилию против Израиля». Особенно после «промывки мозгов» активистами ХАМАСа, которые вновь призвали палестинцев к марш-броску на еврейское государство.

Египтяне присутствовали в приграничной зоне во время демонстраций для того, чтобы повлиять на их ход. С ними на связи по телефону были израильские офицеры спецслужб. Присутствие египтян в прошлых демонстрациях оказалось эффективным, в тех местах, куда они прибывали, беспорядки почти прекращались[iii].

Несмотря на прогнозы синоптиков о дождях в субботу, в массовых акциях протеста в нескольких местах в приграничной зоне ожидалось участие более ста тысяч палестинцев. Министерство образования в Газе в этот день отменило занятия во всех учебных заведениях анклава. По данным израильской разведки, ХАМАС готовил провокации на границе. Помимо прорыва пограничного забора, планировались попытки похищения израильских солдат.

ЦАХАЛ готовился к тому, что ХАМАС потеряет контроль над протестующими, что приведет к необходимости задействовать израильских снайперов, дислоцированных вдоль границы. В случае необходимости, они готовы были стрелять по ногам нарушителей границы. Накануне граница была укреплена наземными препятствиями, вдоль забора были протянуты дополнительные километры колючей проволоки, а подразделения региональной дивизии «Газа» усилены дополнительной бронетехникой.

Бывший начальник Генерального штаба израильской армии Габи Ашкенази, который является одним из главных кандидатов в списке «Сине-белых» («Кахоль Лаван»), рассказал о том, как он боролся с террором ХАМАСа и запусками ракет из Газы. «Мы все устали от раундов [насилия]. Израиль должен проявлять инициативу, а не ждать, пока они в нас выстрелят. [Израиль] должен поймать террористов, когда они этого не ожидают – в их лагерях, в военном штабе, в постелях». «[Нам] необходимо убить как можно больше лидеров, командиров и членов ХАМАСа, не бояться широкомасштабной операции, включая отправку наземных войск, если это будет необходимо, – и сразу же после этого выдвинуть региональную инициативу по восстановлению Газы». На втором этапе, сказал Г.Ашкенази, необходимо привлечь такие страны, как Катар, Египет, Саудовская Аравия, Иордания, и председателя Палестинской национальной автономии (ПНА) Махмуда Аббаса, если он согласится. Этот этап будет включать сбор средств и предложение построить опреснительную установку и решить проблему сточных вод, очистки воды и поставок электроэнергии. «[Лидера ХАМАСа Яхью] Синвара больше нельзя игнорировать», – сказал Г.Ашкенази. «Общественность там начинает бунтовать. Протестовать. Люди устали от этого. Если Синвар не будет драться с нами в Израиле, он будет сражаться с жителями Газы. Он предпочитает проигрывать ЦАХАЛу, а не своему народу. Он помнит, что случилось с [бывшим президентом Египта Хосни] Мубараком»[iv].

По мнению Уди Декеля, исполнительного директора Института исследования национальной безопасности (INSS), запуск из Газы ракеты по центру Израиля и ответ израильских военных являются еще одним свидетельством того, что ХАМАС продолжает свою политику неповиновения, одновременно контролируя эскалацию и диктуя Израилю правила игры. Это означает, что израильская политика сдерживания в отношении ХАМАСа и других организаций, действующих в секторе Газа, подорвана. Самые последние события подчеркивают, что до тех пор, пока руководство исламистского движения чувствует угрозу или давление, даже если источник является внутренним/популистским, оно будет избирать насильственное неповиновение Израилю, зная, что Израиль не пытается его свергнуть или уничтожить его военный потенциал. Операции ЦАХАЛа в секторе Газа, которые всегда стремились усилить сдерживание Израиля, имели ограниченный эффект, если вообще имели. Поэтому Израиль должен провести глубокую переоценку своих действий.

По словам израильского эксперта, нынешняя политика Израиля, которая стремится сдерживать эскалацию путем облегчения режима блокады и усиления сдерживания, не решает фундаментальных проблем региона. Сектор Газа переживает давний гуманитарный кризис без надежды на восстановление. В анклаве правит ХАМАС, радикальный элемент, ведущий террористическую деятельность против Израиля. Шансы на то, что ПНА восстановит контроль над Газой, стремительно уменьшаются. Для решения этих проблем Израиль может использовать один из двух радикальных подходов.

Один из подходов заключается в том, чтобы официально признать режим ХАМАСа в секторе Газа и разорвать связь анклава с Западным берегом р. Иордан. Следовательно, морская блокада будет снята, и Сектор будет открыт для внешнего мира, а не через Израиль. Предпочтительным маршрутом в анклав станет Египет. Для того, чтобы  Каир не сопротивлялся, необходимо предложить обширную международную помощь и начать экономические проекты в северной части Синайского полуострова, которые будут обслуживать как Египет, так и население Газы. Если египетский маршрут все-таки останется закрытым, Израиль будет вынужден разрешить строительство морского порта в Газе с прохождением товаров через транзитный порт на Кипре или в египетском Аль-Арише, где грузы будут проходить проверку безопасности для снижения риска контрабанды оружия.

Второй вариант – военное противостояние, направленное на ликвидацию военного крыла ХАМАСа и других террористических организаций в секторе Газа. Это потребует длительной и масштабной операции, которая включает в себя как наземные маневры в глубине анклава, так и атаки по военной инфраструктуре в регионе, включая истребители, оружие, тоннели, производственные и складские объекты, а также командные и контрольные посты.

Цель такой кампании была бы тройной: лишить ХАМАС способности шантажировать и наносить ущерб Израилю; поддержать требование Израиля разоружить палестинские районы с террористическим и военным потенциалом, угрожающим еврейскому государству, что на данный момент относится только к контролируемым ПНА областям на Западном берегу р. Иордан; и создать условия для восстановления контроля над сектором Газа и политического процесса (в духе мирного плана Трампа), что включает обширные ресурсы для восстановления Сектора. Если ПНА изначально отказывается принять ответственность за Газу, необходимо создать международный или панарабский механизм – наподобие внешнего управления – для создания условий, которые потребуются ПНА для возвращения в сектор Газа или создания механизма для самоуправления населения. Военная кампания обязательно будет длительной и приведет к многочисленным жертвам среди гражданского населения и военных с обеих сторон, и, следовательно, потребует широкой общественной поддержки в Израиле. В то же время при любом таком сценарии ЦАХАЛ не должна оставаться в секторе Газа, даже если не появится ответственный элемент для управления этим анклавом. Военная кампания по демонтажу военного потенциала ХАМАСа создаст инфраструктуру. После того, как силы ЦАХАЛа отойдут, они в последующем смогут ее использовать для проведения рейдов, необходимых для демонтажа террористической инфраструктуры, как это было на Западном берегу р. Иордан, и изменят оперативный подход к терроризму.

Правительству Израиля настоятельно рекомендуется отказаться от своей концепции сдерживания ХАМАСа, потому что она подорвана. Вместо этого нужно стремиться изменить политику в секторе Газа в рамках усилий по преобразованию анклава с нуля. Чтобы воспользоваться любым из выше приведенных вариантов, Израиль должен продемонстрировать волю и готовность к крупномасштабному военному противостоянию с ХАМАСом, к изменению правил игры. Подготовка к военной кампании должна включать разработку механизмов, предпочтительно международных, для управления сектором Газа после разрушения потенциала ХАМАСа и, возможно, распада его правительства. Конкретные приготовления к военной конфронтации с силами и правительством ХАМАСа изменили бы расчеты движения. Оно больше не сможет полагаться на свой «страховой полис», который позволяет ему насильственное неповиновение Израилю, основанное как на том, что его правительство не заменимо, так и на нежелании Израиля участвовать в широкомасштабных военных действиях[v].

Вполне вероятно, что рост насилия перед выборами, назначенными на 9 апреля с.г., способно нанести действующему премьер-министру вред. Так, поддерживающая правительство Б.Нетаньяху газета Israel Hayom, максимально избегает упоминания о напряженности в Газе. Если в других изданиях это главная новость, то в Israel Hayom материал о ситуации в анклаве публикуется на 13-й странице. Б.Нетаньяху, которому принадлежит портфель министра обороны, сталкивается с серьезным вызовом со стороны группы бывших военачальников, которые критикуют, что они называют, его провальную политику в Газе. Он также подвергается критике за свою политику со стороны членов правящей коалиции, в том числе министра образования Нафтали Беннета, который неоднократно призывал к более масштабным военным действиям в секторе Газа.

[i] Army says 30,000 riot at Gaza border; IDF responds with live fire, tear gas

// The Times of Israel. 30.03.2019 — https://www.timesofisrael.com/army-says-30000-riot-at-gaza-border-idf-responds-with-live-fire-tear-gas/

[ii] Gaza border or (hopefully) bust: 8 things to know for March 29 // The Times of Israel. 29.03.2019 —

https://www.timesofisrael.com/gaza-border-or-hopefully-bust-8-things-to-know-for-march-29/

[iii] ХАМАС готовит израильским военным «сюрпризы» // 9-й канал. http://9tv.co.il/news/2019/03/28/268748.html

[iv] Blue and White leader: Kill Hamas commanders // Arutz Shaeva. 29.03.2019 — http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/261114

[v] Israel’s Exhausted Strategy of Deterrence vis-à-vis Hamas

// INSS. 19.03.2019 — https://www.inss.org.il/publication/israels-exhausted-strategy-deterrence-vis-vis-hamas/?offset=4&posts=2157

52.24MB | MySQL:104 | 0,554sec