О политической ситуации в секторе Газа и интересах Израиля

Исламистская военизированная группировка «Палестинский исламский джихад», признанная в западных странах и в Израиле террористической, готовит «значительную» террористическую атаку на еврейское государство для подрыва соглашения о прекращении огня между Израилем и правящим в секторе Газа «Исламским движением сопротивления» (ХАМАСом). Об этом сообщила газета «Едиот ахронот». Израильские военные, развернутые вдоль забора безопасности на границе с сектором Газа, заметили «необычную» активность военного крыла группировки  («Бригад Аль-Кудс»), что заставило сотрудников службы безопасности предположить, что группа может планировать ракетный обстрел или прорвать забор безопасности в ближайшие часы или дни. Утром 2 апреля в населенных пунктах на территории регионального совета Шаар а-Негев вновь была слышна сирена «Цева адом». В пресс-службе ЦАХАЛа сообщили, что это была ложная тревога[i].

В руководстве «Палестинского исламского джихада» опровергли информацию о готовящихся провокациях, заявив, что «в этих сообщениях нет правды. Время от времени Израиль пытается запутать ситуацию на палестинской арене, но эти попытки потерпят неудачу».

«Палестинский исламский джихад», вторая после ХАМАСа организация в секторе Газа, оценивается военной разведкой как фактор, увеличивающий риск эскалации в блокированном Израилем прибрежном анклаве, поскольку она не находится под прямым контролем ХАМАСа и действует самостоятельно, преследуя свои собственные интересы.

Считается, что эта группа стоит за ракетным обстрелом Израиля в субботу вечером, когда пять ракет были выпущены по южным израильским общинам после относительно спокойного дня, когда около 40 000 палестинцев митинговали вдоль забора безопасности в «День земли» и первую годовщину «Великого марша возвращения». Эта группировка несет ответственность за ряд нападений на военнослужащих Армии обороны Израиля во время «Маршей возвращения», включая первую гибель израильского солдата у границы с Газой со времени проведения операции «Нерушимая скала» в 2014 году. Сержант Авив Леви был убит снайпером возле кибуца Киссуфим. Менее чем через неделю другой солдат был поражен снайперским огнем в этом же районе. В конце января офицер ЦАХАЛа был легко ранен после того, как его шлем был пробит снайперской пулей у пограничного заграждения в секторе Газа в ходе атаки, ответственность за которую взяла на себя эта организация.

В Армии обороны Израиля предупреждают, что ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» восстановили свои военные возможности до уровня, который у них был до 2014 года, поэтому ожидается, что в следующей войне южные израильские общины, граничащие с сектором Газа, будут непрерывно обстреливаться ракетами и минометами.

На фоне этого 1 апреля утром израильские власти расширили жителям Газы разрешенную зону для рыболовного промысла на расстоянии от 22 до 28 км после того, как на прошлой неделе был введен полный запрет на рыбную ловлю. Этот запрет был введен в ответ на ракетный обстрел из Газы центральной части Израиля, в результате которого был разрушен жилой дом и ранены восемь мирных жителей. Запуск ракеты привел к очередному витку насилия между Израилем и ХАМАСом. Израильское армейское руководство развернуло три пехотные бригады и артиллерийское подразделение для усиления Южного военного округа, а также отменило отпуск военнослужащим всех боевых частей, приписанных в настоящее время к южному военному командованию.

Все эти дни на юге Израиля сохранялось напряженное спокойствие с сообщениями о достигнутом соглашении о прекращении огня при посредничестве египетской делегации. В израильских СМИ появилась информация о том, что в феврале глава Совета по национальной безопасности Меир Бен-Шабат посетил Египет с целью проведения переговоров с представителями египетской разведки об урегулировании конфликта в секторе Газа[ii]. По факту, частью сделки стало расширение рыболовной зоны. Как пишут израильские СМИ, разрешенный диапазон для рыбного промысла стал беспрецедентным со времен Второй интифады («Интифады Аль-Акса», 2000-2005 гг.).

Камиль Абу Рокун, координатор действий правительства на территориях заявил, что расширение рыболовной зоны является частью политики по предотвращению ухудшения гуманитарной ситуации в секторе Газа и «политики, которая проводит различие между терроризмом и гражданским населением». По словам Абу Рокуна, «реализация этого шага обусловлена ​​соблюдением соглашения с рыбаками в Газе. Отклониться от согласованных диапазонов будет невозможно, и на любое отклонение последует соответствующая реакция»[iii]. Так и произошло, утром 2 апреля израильские ВМС обстреляли лодку с палестинскими арабами неподалеку от Хан-Юниса в секторе Газа. Как утверждают военные, лодка вышла за пределы зоны, разрешенной для рыболовства. К тому же речь идет о районе, где чаще всего осуществляется контрабандная доставка грузов из Египта[iv].

В рамках соглашения с ХАМАСом, помимо расширения рыболовной зоны Израиль вновь открыл пограничные переходы «Керем-Шалом» и «Эрез» в воскресенье после того, как руководство организации сдержало обещание и 30 марта относительно спокойно прошли демонстрации под названием «Марш миллионов». При этом израильские военные 2 апреля в который раз задержали одного из лидеров ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан 64-летнего шейха Хасана Юсуфа.

Все эти события в секторе Газа и вокруг правящего в нем движения обусловлены рядом факторов. По мнению Коби Майкла, старшего научного сотрудника Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, в последние месяцы в отсутствие каких-либо достижений руководство ХАМАСа столкнулось с дилеммой, которая проявляется на нескольких уровнях[v].

Во-первых, в Секторе сложная гуманитарная ситуация и народный гнев направлен на власти в Газе, а не на Израиль или главу Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса (Абу Мазена). Лидеры организации стремятся к снятию блокады анклава и значительному улучшению условий жизни, но на приемлемых для себя условиях. Другими словами, наряду с принципиальной готовностью прекратить ракетные обстрелы Израиля, они готовы остановить массовые протесты на границе – «Марши возвращения» – только в обмен на полное снятие блокады. Такую политику проводит Яхья Синвар, глава ХАМАСа в секторе Газа, хотя с ограниченным успехом и с большими потерями для местного населения. Похоже, что население сектора Газа не испытывает уже былого страха перед исламистами. Акции протестов под социально-экономическими лозунгами говорят о дальнейшем размывании легитимности правящего движения среди местных жителей, особенно на фоне насилия, применяемого при их подавлении. Развитие ситуации по аналогии с событиями на площади Тахрир в Египте в 2011 году – это то, что вызывает обеспокоенность в руководстве движения. Все это может привести к потере контроля и власти, а значит, может подталкивать их к продолжению ракетных обстрелов Израиля. Если власти в Газе не справятся с протестами, они могут столкнуться с трудностями при наборе участников демонстраций в рамках «Марша возвращения» и даже с проблемой дезертирства из рядов служб безопасности, учитывая насилие в отношении гражданских лиц. С другой стороны, чтобы сдерживать и подавлять протесты, руководство ХАМАСа может предпочесть соглашение с Израилем при посредничестве Египта, которое подразумевает если не решение, то облегчение гуманитарных проблем, даже на условиях, которые в настоящее время для него неприемлемы. Необходимо только соблюсти одно условие – договоренность должна включать нечто, что можно представить палестинской общественности как стратегическое достижение.

Во-вторых, необходимо учитывать внутреннюю напряженность между фракциями ХАМАСа. Внутри организации критика руководства усилилась, с одной стороны, из-за его беспомощности перед лицом сложной гуманитарной ситуации и неспособности навести порядок, а с другой – со стороны воинственных элементов в политическом руководстве, которые выступают за связи с Ираном, а не с Египтом. Контрольно-пропускной пункт «Рафиах», спасательный круг для сектора Газа и канал связи с внешним миром, используется Каиром для оказания давления на ХАМАС в рамках усилий по заключению соглашения с Израилем. В отсутствие какого-либо эффективного посредника, кроме Египта, руководство ХАМАСа должно принимать во внимание требования Каира, что в свою очередь, позволяет местным «ястребам» обвинять власть в Газе в том, что она поддалась давлению со стороны Египта и Израиля. По их оценке это не приведет к улучшению условий жизни в Секторе, не укрепит статус ХАМАСа в анклаве и не поможет в борьбе против М.Аббаса, а также не позволит сдерживать Израиль.

В-третьих, в секторе Газа действуют боевики «Палестинского исламского джихада», который выступает в роли иранского представителя и бросает вызов ХАМАСу, зачастую демонстрируя более воинственный подход. Эта группировка наряду с другими военизированными группами, а также некоторые лидеры ХАМАСа и члены его военного крыла ранее уже саботировали усилия по урегулированию с Израилем. На этот раз «ястребы», вероятно, также будут стремиться сорвать любой переговорный процесс с Израилем при посредничестве Египта. Это далеко не единичный случай, когда боевые отряды в секторе Газа действуют в противовес взглядам политического руководства правящего в анклаве движения.

В-четвертых, не стоит забывать о соперничестве с ПНА. Политика М.Аббаса включает жесткие санкции в отношении сектора Газа, которые усилились, когда процесс примирения между ХАМАСом и ФАТХом зашел в тупик. Недавно после отставки Рами Хамдаллы главой правительства ПНА стал Мухаммед Штайе. Это назначение считается вызовом для ХАМАСа и еще одним подтверждением того, что стратегический выбор Рамаллы – разъединение с движением и сектором Газа.

И, наконец, в-пятых, политика Израиля ставит ХАМАС в сложное положение. Условия, изложенные израильским правительством в рамках договоренности по выходу из кризиса, ставят его руководство в ситуацию, когда нет значимых достижений, которые они могли бы представить общественности в качестве своей заслуги. Они опасаются, что принятие израильских условий не приведет к достаточному улучшению гуманитарной ситуации в анклаве и ограничит их возможности добиться большего в процессе заключения соглашения, отчасти из-за обязательств перед Египтом. Если так и произойдет, то это приведет к кризису ожиданий среди населения Газы. Последуют демонстрации против ХАМАСа, усилится критика внутри движения, а также вызовы со стороны других группировок, что в конечном итоге подорвет его статус в Газе и на палестинской арене, а, значит, поставит под угрозу стабильность его правительства.

По мнению эксперта INSS, у ХАМАСа есть два основных варианта. Во-первых, продолжать нынешнюю политику давления на Израиль посредством инициирования контролируемой эскалации с использованием различных памятных дат («День земли», «День накбы»), чтобы мобилизовать массы для «маршей» к израильской границе. Правда, злоупотребление этим подходом, основанным на предположении, что можно сколь угодно дразнить израильское правительство, т.к. оно не желает военной операции в Газе, может в итоге привести к войне. Во-вторых, отреагировать на усилия Египта по урегулированию и продвижению соглашения на израильских условиях, с тем, чтобы добиться быстрого улучшения гуманитарной ситуации в Газе и представить это народу как свое достижение.

Израиль предпочел бы второй сценарий. Однако это должно стать выбором ХАМАСа, а не навязанным ему курсом. В противном случае это решение будет оспорено оппонентами внутри организации и другими группировками, которые выступают против ее правления в секторе Газа. Для Израиля лучше всего не подчеркивать свое влияние на ХАМАС, который сделает этот стратегический выбор, и не хвастаться навязыванием своих условий. Искушение загнать ослабленных исламистов в угол очень велико, и некоторые в Израиле считают, что это возможность свергнуть ХАМАС. Однако образовавшийся в результате этого вакуум не обязательно будет заполнен ПНА или любым другим элементом, с которым Израилю легче иметь дело.

Следовательно, Израилю выгоднее признать существование враждебного государственного образования, контролируемого ХАМАСом, на его южной границе. По иронии судьбы в этом случае еврейское государство будет той силой, которая спасает ХАМАС от распада, так же как после процесса Осло была спасена от развала Организация освобождения Палестины (ООП). Чем больше ХАМАС будет придерживаться логики в своем политическом поведении, тем легче Израилю будет с этим справляться. Возможность иметь дело с враждебным государственным образованием в Газе, сохраняя при этом военное сдерживание, с одной стороны, и развитие необходимого сотрудничества в гражданских областях и обеспечение жизни в секторе Газа в разумных пределах, с другой стороны, является наименее худшим вариантом для Израиля, даже когда становится ясно, что эта будущая реальность время от времени будет прерываться вспышками насилия.

В концепции национальной безопасности Израиля признается, что боевые действия являются частью поддержания безопасности страны. Таким образом, Израиль должен стремиться увеличить интервалы между эскалациями, одновременно помогая облегчить гуманитарное положение в Газе, но наносить тяжелые удары в каждом раунде противостояния так, чтобы пресечь агрессию ХАМАСа.

[i]                      Сирена на границе с Газой. Ложная тревога // NEWSRU.co.il. 02.04.2019 -http://newsru.co.il/israel/02apr2019/azaka_702.html

[ii]                     Разрешено к публикации: в феврале глава Совета по нацбезопасности посетил Египет // NEWSRU.co.il. 01.04.2019 — http://newsru.co.il/israel/01apr2019/ben_shabat_007.html

[iii]                   Palestinian Islamic Jihad reportedly planning attack on Israel // The Jerusalem Post. 01.04.2019 — https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/Palestinian-Islamic-Jihad-reportedly-planning-attack-585428

[iv]                    ВМС обстреляли судно, вышедшее за пределы района, разрешенного для рыболовства на юге Газы// NEWSRU.co.il. 02.04.2019 — http://newsru.co.il/israel/02apr2019/vms_702.html

[v]                     Israel’s Strategic Choice in Face of the Hamas Dilemma // INSS. 01.04.2019 — https://www.inss.org.il/publication/israels-strategic-choice-face-hamas-dilemma/?offset=1&posts=2159

52.25MB | MySQL:103 | 0,544sec