Размышления об итогах визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Москву

8 апреля с.г. состоялся очередной визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Москву – вторая встреча с президентом В.Путиным в этом году (предыдущая была 14 февраля) и, как иногда пишет турецкая пресса, — первый зарубежный визит президента Р.Т.Эрдогана после муниципальных выборов в стране. Тем самым, вольно или невольно доводя уровень муниципальных выборов, до масштаба выборов президента или депутатов Великого национального собрания (Меджлиса) Турции.

Впрочем, кто ещё знает, чем вся эта эпопея с пересчетом голосов в Стамбуле закончится. Накануне представители ПСР уже прямо говорили про заговор, который имел место в крупнейшем городе страны и даже упоминали слово ФЕТО (так называемая террористическая организация Фетхуллаха Гюлена). Это вызвало буквально бурю даже в центральных СМИ, которые целиком и полностью, контролируются властью. Даже уже ведущие не могли сдержать саркастических вопросов, почему же, если ФЕТО продолжает действовать в Турции и имеет возможности влиять на мэрские выборы, они никак не проявили себя на президентских и парламентских выборах в 2018 году. Или все же проявили, но «мы об этом не знаем»?

Конечно, для власти это смотрится не просто плохо, а очень плохо. Вчера состоялась инаугурация значительного большинства мэров, включая старые и новые крепости оппозиции: Анкару, Измир и Анталью. А вот в Стамбуле оппозиция демонстрирует решимость идти до конца – после того, как Экрем Имамоглу подписался «мэром» в книге почетных гостей Мавзолея М.К.Ататюрка в Анкаре, ему просто, как политику, деваться уже некуда. А Р.Т.Эрдоган начал произносить вслух такие вещи, которые ему, как опытному политику, говорить и не стоило бы. Из серии «мы все равно заблокируем работу оппозиционных мэров» или «14 тысяч голосов – не та разница, с которой побеждают на выборах». Что это? – Даже перевес в 1 голос – это победа, и в прошлом сам президент не раз говорил об этом. Если это – уверенность в себе, то несколько напускная. Или это уже нервное напряжение сказывается…

Нет сомнений в том, что Запад – в первую очередь, в лице США – в ситуацию в Турции уже активно вмешивается, не ограничиваясь только мониторингом. Поскольку ситуация в Турции, после муниципальных выборов, демонстрирует «один из оттенков оранжевого». Если все же победителем, после пересчета голосов, объявят не Экрема Имамоглу, а Бинали Йылдырыма, то ситуация, с большой долей вероятности, выльется на улицы. И поддержки на Западе Р.Т.Эрдогану не видать – может случиться «Таксим / Гези – 2», но в другой экономической ситуации.

Понятно, что заседание российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня было запланировано заранее, когда никто и не предполагал, что будет происходит в Стамбуле. Но встреча эта для турецкой стороны оказалась нужной, как воздух. И, похоже, российская сторона это понимала и задала именно необходимую  для турецких коллег тональность мероприятия – трудно припомнить более благодушную обстановку чем та, которая вчера царила на пресс-конференции по итогам встречи двух глав государств.

Хотя поводов для этого – не так, чтобы очень много. Понятно, что торгово-экономические отношения функционируют в штатном режиме. Прорывов до 100 млрд долл. не предвидится, но даже 26 млрд долларов товарооборота в нынешних экономических условиях – удовлетворительный результат.

На полях встречи Российский фонд прямых инвестиций (​РФПИ) совместно с Суверенным фондом Турции подписал соглашение о создании совместного российско-турецкого фонда на 900 млн евро. Кроме того, «Роспатент» подписал Меморандум о взаимопонимании с Турецким ведомством по патентам и товарным знакам. Тот факт, что двигается вопрос с двухсторонним фондом это – позитив, но главное, в плане экономики и, одновременно, сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, прозвучало от В. Путина:

«Серьёзные задачи по укреплению сотрудничества стоят перед нашими странами и в военно‑технической сфере. В первую очередь речь идёт о завершении реализации контракта на поставку в Турцию зенитно‑ракетных систем С‑400 «Триумф». На повестке дня есть и другие перспективные проекты, связанные с поставками в Турецкую Республику современной российской продукции военного назначения». Кроме того, отвечая на вопросы журналистов, от президента РФ прозвучало и словосочетание «совместное производство» в сфере ВТС. Вот, собственно, тот приоритет, который обозначила для себя на этом этапе российская сторона – завершить сделку по С-400 и, в темп, продолжить другими военными контрактами, переговоры по которым уже ведутся. Р.Т.Эрдоган продолжает по С-400 занимать принципиальную позицию – любопытным образом, эта сделка, стала своего рода, символом сопротивления США. И проправительственные газеты 9 апреля вышли под заголовками из серии «По С-400 ни шагу назад», а оппозиционные «Мы не допустим!» (пересмотра результатов в Стамбуле — В.К.). Налицо, абсолютно две разные повестки дня.

Вот на этом фоне, российской стороне точно были не нужны публичные споры с турецкой стороной по Сирии и по Идлибу и давление по поводу исполнения условий Сочинского соглашения. Это читается так, что Турция получила для себя очередную отсрочку, которая крайне нужна руководству страны, чтобы привести в порядок дела дома. Ну, а Россия ослабила своё давление, рассчитывая на то, что она войдет на турецких оружейный рынок – всерьез и надолго. Это может стать ценным призом для российского ВПК и пока перевесило остальное. Вопрос с том, сколько продлится это «пока». Как минимум, получается, до июля месяца, когда начнутся первые поставки по С-400 в Турцию.

52.25MB | MySQL:103 | 0,482sec