Алжирская улица против президентских выборов 4 июля

Непрекращающиеся протесты в Алжире наглядно свидетельствуют о том, что местная оппозиция не намерена принимать конституционное развитие политических процессов в стране.

Это наглядно показали массовые демонстрации, прокатившиеся по ней сразу после объявления властями АНДР о намерении провести президентские выборы 4 июля текущего года.

В свою очередь, силовые разгоны этих выступлений свидетельствуют о намерении армейского руководства во главе с начштаба Вооруженных сил АНДР генералом Ахмедом Гаидом Салахом игнорировать мнение общества и сохранить власть над страной при помощи демократических декораций.

При этом силовики реагируют на массовые демонстрации все жестче и все чаще для их разгона применяют спецсредства, включая резиновые пути.

Необходимо напомнить, что Ахмед  Гаид Салах заметно усилил свои позиции после ухода со своего поста бывшего президента Абдельазиза Бутефлики и он фактически диктует действия «халифа на час», Абделькадера Бенсалаха, временно занявшего президентский пост до проведения выборов главы государства.

Необходимо напомнить, что сначала болезнь бывшего президента, а затем и его исчезновение с политического и медиа-поля, сопровождались практически пропорциональным ростом политического влияния и медиа-присутствия Ахмеда Гаида Салаха.

И это не случайно: когда этот генерал выступил гарантом проведения президентских выборов в связи с известными событиями, связанными с отстранением Бутефлики, он, фактически, принял на себя роль главы государства; когда он обещает провести расследование прошлых и нынешних политических и финансовых скандалов, он принял на себе прерогативы правосудия; упоминая протесты и отношение власти к ним – он автоматически говорит как министр внутренних дел.

Иными словами, крах Бутефлики, одного из двух несущих столпов алжирского правящего режима, привел к тому, что вся властная нагрузка оказалась фактически на плечах Ахмеда Гаида Салаха.

Не случайно, что именно ему сейчас посвящено более половины лозунгов во время протестов алжирцев, резонно опасающихся того, что он продвинет на президентский пост своего ставленника-марионетку, от имени которого и будет управлять страной.

В частности, протестующие требуют от него и Бенсалаха уйти в отставку.

И население открыто отвергает такую схему, выступая против исторически сложившейся в стране модели «фасадной демократии», при которой президентские выборы являются лишь чистой формальностью с записыванием на счет заранее известного победителя любого количества процентов голосов.

Соответственно, по их мнению, единственной гарантией отсутствия махинаций в выборном процессе может стать полное удаление прежних управленческих фигур из власти. Только это, по их мнению, может гарантировать Алжиру проведение действительно демократического голосования.

При этом оппозиция заявляет, что власти уже сейчас готовятся к осуществлению «выборного подлога», указывая, что «Бенсалах начал свое президентство с серьезной юридической халатности», из-за которой сделанное им 10 апреля заявление о созыве избирательного корпуса, с чего в Алжире начинается выборная кампания, теряет для нее какую-либо ценность.

Дело в том, что, согласно оценкам оппозиционеров-юристов, решение провести выборы 4 июля не оставляет возможности для проведения второго тура выборов в том случае, если при голосовании ни один из кандидатов не получит более 50 процентов голосов.

Они обращают внимание на то, что по Конституции АНДР «временный президент», каким является Бенсалах, должен провести президентские выборы в течение 90 суток своего срока. Однако по Основному же закону страны голосование 4 июля уже не оставляет времени для проведения второго тура (по Конституции временной промежуток между первым и вторым голосованием должен составить не менее 15 дней).

Соответственно, чтобы удовлетворить положениям Основного закона, Бенсалах должен был это предусмотреть и назначить дату первого голосования на вторую половину июня текущего года.

И такие технические недоработки в скором будущем могут быть использованы оппозицией и крайне негативно сказаться на ходе политического процесса в стране и обострить ситуацию.

Соответственно, все большее число алжирцев призывает игнорировать «очередную готовящуюся фальсификацию». И настоящим их голосованием может быть массовый выход на улицы с целью его срыва.

Иными словами, диалог власти и общества фактически зашел в тупик, что чревато дальнейшим усилением внутреннего противостояния в Алжире со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Вопрос, что будет действовать армейское руководство, если демонстрируемый курс на силовое подавление протестов провалится, и до какого предела будут готовы идти военные ради обуздания бурлящей улицы и сохранения власти?

Он будет становиться все острее по мере приближения даты выборов.

Дело в том, что ставки к этому времени будут расти, а на кону будут не только власть и ресурсы, но и само физическое существование правящей алжирской элиты, которую все активнее начинает молодое поколение, требующее осуществления реальных перемен.

Между тем, для преодоления сопротивления отлаженной силовой машины подавления ему необходимо продемонстрировать настоящую политическую зрелость и сплоченность, единство целей и действий, что могло бы воплотиться в создании единого органа управления или координации протестов, чего пока нет.

Впрочем, даже если протестующие не смогут соорганизоваться, у них есть серьезный шанс сорвать планы военного руководства и остающейся у руля части правящего режима.

Это может стать реальностью в том случае, если они мобилизуют силы, выйдут на улицы и парализуют страну своими акциями. В этом случае властям будет крайне сложно рисовать прежние результаты голосования, а главное, убедить принять такие результаты в условиях обострения уличных столкновений не только свое собственное население, но и иностранных партнеров.

52.19MB | MySQL:103 | 0,676sec