О попытках добиться полного признания «Хизбаллы» террористической организацией в ФРГ

Германская еврейская политическая некоммерческая ассоциация, как она сама себя определяет, WerteInitiative еще в марте 2019 г. запустила инициативу, направленную на то, чтобы добиться от правительства ФРГ полного запрета на деятельность ливанской шиитской группировки «Хизбалла», которую Берлин продолжает делить на «боевое» и «политическое» крыло. По первоначальному замыслу, Германии в пример ставился опыт других государств, классифицировавших организацию как террористическую, среди которых США, Канада, Нидерланды и, разумеется,  Израиль. Впрочем, главной ролевой моделью для ФРГ, как ожидалось, должна была стать Великобритания, которая решила перестать разграничивать партию и боевую структуру на основании опасности, которую она несет, будучи иранской прокси.

Еще одним элементом кампании стала намеренная демонстрация опасности  организации для граждан ФРГ. По данным председателя WerteInitiative Э.Адлер, группировка причастна к торговле наркотиками и отмыванию денег. При этом средства, которые она получает от нелегальной деятельности в Европе уходят на Ближний Восток, где идут на нужды развития террористических сетей. Наконец, вновь по аналогии с Соединенным Королевством, WerteInitiative пыталась через полный запрет «Хизбаллы» добиться блокировки проведения ежегодного дня «Аль-Кудс», проходящего в Берлине под антиизраильскими лозунгами. Эта задача объяснялась необходимостью обезопасить представителей немецкой общины ФРГ от подобных настроений, подпитывающих антисемитизм, импортированный с Востока.

Такую идею поддерживает депутат СвДП Б.Джир-Сарай, по мнению которого, есть только одна организация, не имеющая «политического оружия», которая контролирует внешнюю и внутреннею политику Ливана, дестабилизирует Сирию и в целом работает в интересах Ирана. Основываясь на этом, парламентарий сообщил, что его партия намерена активизировать усилия по запрету «Хизбаллы» через парламентские дебаты в Бундестаге. При этом с его точки зрения, позиция ФРГ могла бы изменить подход к группировке в рамках всего ЕС.

Несмотря на все изложенное выше, пересмотру взглядов федерального правительства это не способствовало, ввиду чего была запущена новая кампания, на которую СМИ обратили внимание на текущей неделе. Комитет по запрету «Хизбаллы» в Германии обратился с призывом к потребителям из США не покупать немецкие автомобили, распространив это сообщение на страницах лос-анджелесского Jewish Journal. Помимо этого, активисты Комитета настаивают, что будут общаться с дипломатами из ФРГ  и представителями немецких автомобильных концернов в самой Германии, а также на территории других государств, таким образом, судя по всему, надеясь усилить международное давление.

Опасность «Хизбаллы» с точки зрения ФРГ сомнений не вызывает. По данным Федеральной службы защиты конституции Германии, в стране находится порядка 950 активистов ливанской группировки. Также в отчетах ведомства открыто говорится об антиизраильской пропаганде. В докладе «Антисемитизм в исламизме», опубликованном в марте нынешнего года, говорится об общности призывов к уничтожению Израиля, характерных для ХАМАСа и «Хизбаллы». Особенно стоит подчеркнуть то, что о различиях боевого и политического крыла в рамках последней в тексте не упоминается, а также утверждается, что борется с Израилем группировка в том числе террористическими методами.

Несмотря на все это, Германия продолжает настаивать на своем. И, как кажется, последняя кампания лишь подталкивает ее к этому. Использованные ранее опасения еврейской общины относительно риска всплеска антисемитизма на фоне активности «Хизбаллы» в целом находят отклик у политиков, представляющих разные полюса германского политического спектра, чего не скажешь об использовании фактора США. Мало того, что страна в целом не довольна давлением американской администрации, приведенная выше реклама задевает Берлин за живое еще по одной причине, а именно из-за протекционистской торговой политики Д.Трампа. Так, в феврале президент США заявил о намерении ввести дополнительные импортные тарифы на европейские автомобили запчасти, а теперь не покупать продукцию немецкого автопрома призывают в связи с деятельностью «Хизбаллы».

С другой стороны, помимо торгового подтекста, Вашингтон тщательно старается добиться объявления всей группировки вне закона в ФРГ. При этом Берлин среди других влиятельных членов ЕС воспринимается в данном контексте как наиболее сложный партнер. В Белом доме, как считают израильские источники, полагают, что убедить Париж особенно при положительном решении Берлина будет проще. Работа над этой задачей поручена американскому послу в Берлине Р.Гренеллу, который, судя по публикациям в СМИ, пытается поднять данную тему чуть ли не на каждой встрече с немецкими контрпартнерами. Это должно поддержать собственный курс Д.Трампа, характеризующийся усилением нажима на группировку как прокси Ирана, в связи с чем в среду стало известно о санкциях в отношении ее активистов, введенных США, под которые попали два физических лица (граждане Ливана и Бельгии), а также три организации, зарегистрированные в Бельгии и Великобритании.

Эксперты расходятся в оценках того, по каким причинам Берлин так настаивает на делении группировки на две составляющие. Кто-то склонен видеть в этом антиизраильский настрой федерального правительства или нежелание потакать слишком произраильской активности США на Ближнем Востоке. Также есть предположения, что ФРГ руководствуется интересами поддержания отношений с Ливаном, поскольку «Хизбалла» именно как политическая структура является частью ее нового правительства, при этом весьма влиятельной по итогам прошлогодних выборов. К этим же причинам хотелось бы добавить и желание сохранить самостоятельность внешней политики ФРГ в частности и ЕС в целом на фоне наступления на их интересы США.

Если же обратиться к отчетам, публикуемым в ФРГ, сравнив недавний пример с облавами на организации, поддерживающие ХАМАС, и ситуацию вокруг «Хизбаллы», то можно отметить, что в первом случае опасным показался не палестинский протестный дух, а то, что те же фонды спонсируют радикальных исламистов, особенно салафитов. При этом если некоторые американские и египетские источники говорят о связях, имеющихся у боевиками в Газе с ответвлением запрещенной в России группировки «Исламское государство» – «Вилайет Синай», что говорит, как минимум, о неоднозначном отношении, то Ливан воспринимает салафитов как угрозу, причем как раз с точки зрения идеологии. Таким образом, пока федеральное правительство не ощутит действительной опасности для внутренней ситуации со стороны «Хизбаллы», то не будет принимать серьезных мер против нее, особенно в условиях американского давления.

52.22MB | MySQL:103 | 0,570sec