Сирия борется против экономической блокады

После восстановления правительством контроля над 80% территории страны и окончания активной фазы военных действий основные проблемы САР лежат в сфере экономики и связаны с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства. Наряду с разрушенной промышленностью и инфраструктурой одним из серьезных вызовов для Сирии стал топливный кризис. Нехватка нефтепродуктов привела к ведению «умных карт», ограничивающих их продажу сирийским водителям в объеме 20 литров, что больно ударило по экономике страны и ее населения. Как пишет палестинский журналист Халед аль-Джуюши: «Если такая ситуация будет продолжаться, многие сирийцы вынуждены будут оставить свои автомобили, и передвигаться пешком или вновь пересесть на ослов и верблюдов». В настоящее основные сирийские нефтяные месторождения в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор находятся не под контролем сирийского правительства. Ими владеют боевики из «Сил демократической Сирии» (СДС), продающие сирийскую же нефть сирийскому правительству. В этих условиях Сирия впервые за 40 лет стала зависеть от нефтяного импорта, что диктует необходимость восстановления нормальных отношений с нефтеносными арабскими государствами.

В конце прошлого года произошел ряд событий, свидетельствующих о заинтересованности ряда арабских стран в нормализации отношений с Дамаском. В сентябре 2018 года на полях сессии Генассамблеи ООН в теплой, дружественной обстановке прошли переговоры между министрами иностранных дел САР и Бахрейна. В декабре 2018 года Дамаск с визитом посетил ныне уже свергнутый президент Судана Омар аль-Башир, который привез Башару Асаду послание от короля Саудовской Аравии и других монархов ССАГПЗ. В конце декабря 2018 года Бахрейн и ОАЭ объявили об открытии своих посольств в Дамаске. Однако в начале 2019 года процесс нормализации отношений приостановился. В середине января американцы оказали давление на своих арабских союзников, запретив им развивать активные отношения с Сирией и участвовать в восстановлении экономики этой страны. В связи с санкциями США и Евросоюза против Сирии египетское правительство запретило иранским танкерам с нефтью для САР прохождение через Суэцкий канал. Некоторые арабские аналитики убеждены, что Абдель Фаттах ас-Сиси пошел на такой шаг, чтобы задобрить американцев и побудить их поддержать результаты недавно проведенного в АРЕ референдума, существенно продлевающего полномочия нынешнего египетского президента. Одновременно, несмотря на открытие пограничного КПП «Насиб», не произошло прорыва в торгово-экономических отношениях с Иорданией. По информации газеты «Рай аль-Йаум», коммерческий отдел посольства США в Аммане оказывает давление на иорданских бизнесменов, чтобы, во-первых, не допустить поступления иорданских инвестиций в Сирию, а, во-вторых, заставить их не поставлять в Сирию нефтепродукты.

На этом фоне в Дамаске с большими надеждами встречали прибывшего туда 20 апреля с рабочим визитом спецпредставителя президента РФ по Сирии Александра Лаврентьева. По сообщению агентства РИА Новости, спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев в ходе визита в Сирию в пятницу передал властям страны послание от Саудовской Аравии о намерении восстановить отношения с Дамаском. Лаврентьев и замглавы МИД РФ Сергей Вершинин обсудили в пятницу с президентом САР Башаром Асадом задачи скорейшего формирования и запуска Конституционного комитета Сирии и постконфликтное обустройство страны, сообщил МИД РФ. Ранее в пятницу межведомственная делегация РФ с участием Лаврентьева и Вершинина обсудила в Эр-Рияде с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом политическое урегулирование в Сирии. «Лаврентьев –  передал позитивные послания от саудовского руководства властям Сирии. Послания касаются восстановления отношений и обсуждения всех тем между странами», — заявил агентству РИА Новости источник.

Сирийский журналист Сами Мубайед связывает потепление в позиции Эр-Рияда с беспокойством политической элиты КСА за возможное усиление в Сирии позиций Турции и Ирана. За неделю до А.Лаврентьева в Дамаске побывал министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, который направился в Сирию из Анкары, где побуждал Реджепа Тайипа Эрдогана нормализовать отношения с Сирией и рассказал Башару Асаду о реакции турецкого лидера. Топливный кризис побудил сирийского президента еще более укрепить стратегическое партнерство с Ираном, отдав в аренду ИРИ порт Латакию. Все это побуждает Эр-Рияд более внимательно отнестись к сирийскому вопросу. Кроме того, фигура наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (МБС) не вызывает отторжения в сирийском обществе. Он даже популярен у части сирийской молодежи, видящей в МБС политика нового поколения, способного вывести регион из бесконечных конфликтов и экономического застоя. Мухаммед бен Сальман после своего фактического прихода к власти в 2015 году демонстративно отстранялся от сирийского конфликта и постепенно сокращал саудовское вмешательство во внутренние дела этой страны в отличие от своего предшественника короля Абдаллы и недоброй памяти принца Бандара бен Султана, покровителя джихадистов Ближнего Востока.

Одновременно предпринимаются усилия по расширению торгово-экономического сотрудничества Сирии с Ираком. 10 апреля состоялся визит в Дамаск министра торговли Ирака Хашима аль-Ани. В ходе визита был подписан совместный протокол о сотрудничестве двух государств в сферах энергетики, водного хозяйства и транспорта. Одновременно стороны констатировали намерение развивать отношения в сферах торговли, инвестиций и банковского дела. Премьер-министр САР Имад Хамис, озабоченный топливным кризисом, призвал к скорейшему открытию сухопутного сообщения между странами и начала торговли через КПП на сирийско-иракской границе.

В настоящее время единственным КПП на 600-километровой границе Сирии и Ирака, находящимся под контролем сирийского правительства, является Аль Бу-Камаль (Аль-Каим на иракской стороне). Долгое время он находился под контролем террористов из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), но был освобожден в конце 2017 года в ходе совместной операции сирийской армии и иракских вооруженных формирований «Аль-Хашед аш-Шааби». За неделю до Хашима аль-Ани Дамаск посетил начальника Генштаба иракских вооруженных сил генерал-майор Усман аль-Гани, предложивший открыть Аль-Каим для взаимной торговли. Ряд арабских экспертов считает, что до сих пор американцы оказывали давление на Ирак с целью не допустить открытия этого КПП. В то время как Аль-Каим до сих остается закрытым, два других основных КПП, к сожалению, остаются вне контроля Дамаска. КПП «Рабия» на севере занят СДС, а южный КПП «Эт-Танф» (Аль-Валид) контролируется различными фракциями сирийской вооруженной оппозиции. При этом обе эти силы так или иначе находятся под контролем США.

Пока торговля между двумя странами (сирийский экспорт) осуществляется самолетами из аэропорта Дамаск рейсами в Багдад и Неджеф. До военно-политического конфликта, разразившегося в Сирии в 2011 году, экспорт из САР в Ирак оценивался в 3 млрд долларов. В настоящее время общий экспорт из Сирии за рубеж сократился с 12 млрд долларов в 2011 году до 700 млн долларов. Ирак при этом остается четвертым по значимости торговым партнером сирийцев. Поставки сирийских товаров составляют 15% внешней торговли (100 млн долларов в 2018 году). В основном они состоят из сельхозпродукции, продуктов питания, текстиля и медикаментов. Сирийское руководство надеется, что расширение торговли с Ираком позволит преодолеть растущий дефицит в сирийском товарообороте с зарубежными странами (4 млрд долларов по состоянию на 2017 год) и удержать на плаву обесценивающуюся сирийскую валюту.

52.26MB | MySQL:103 | 0,466sec