О новых тенденциях во внешней политике Иордании

В течение последних полутора лет Иордания сталкивается с беспрецедентным внешнеполитическим давлением, имеющим целью изменить ее курс по палестинскому вопросу. Иорданский монарх и правительство испытывают опасения перед проектом «сделки века» по окончательному решению палестинского вопроса, автором которой является президент США Дональд Трамп, а непосредственным исполнителем зять президента  и его советник Джаред Кушнер. Этот проект подразумевает аннексию Израилем Иерусалима и поселений на Западном берегу реки Иордан и фактический крах идеи палестинского государства. При этом в Аммане опасаются притока на иорданскую территорию около миллиона палестинцев (все это может произойти и в рамках передачи Иордании оставшихся палестинских территорий). Такое развитие событий взорвет стабильность в Иордании, где уже сейчас заметен межэтнический конфликт между палестинцами и потомками бедуинов.

Нынешний король Иордании Абдалла II всегда последовательно отстаивал концепцию двух государств в решении палестинского вопроса. При этом он особенно обеспокоен высказываниями некоторых американских официальных лиц о том, что создание палестинского национального государства не имеет смысла, так как палестинцы уже имеют свое государство в Иордании, где проживают два миллиона лиц палестинского происхождения, как граждане королевства, так и беженцы.

Вернувшись из рабочего визита в Соединенные Штаты в марте с.г., где он встречался как с ближневосточной командой Трампа под руководством Джареда Кушнера (особенно с заместителем госсекретаря по Ближнему Востоку Джейсоном Гринблаттом), так и с американскими конгрессменами, Абдалла II занял еще более жесткую позицию по Восточному Иерусалиму, особенно по Хашимитской защите исламских и христианских святынь в старой части города. В феврале-марте с.г. в Аммане были обеспокоены слухами о том, что Вашингтон хочет сменить иорданское покровительство над священными местами ислама в Иерусалиме саудовским. Пока «Хашимитская защита» мечетей Иерусалима давала Амману несомненные внешнеполитические преимущества, повышая статус и престиж королевства. Правда, король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз, побывавший в начале апреля с официальным визитом в Иордании, пообещал королю Абдалле II, что статус Хашимитского покровительства останется неприкосновенным. Однако в Иордании знают, что в Эр-Рияде все решает не Сальман, а его сын, являющийся конфидентом Дж.Кушнера в проталкивании  «сделки века». 21 марта во время посещения города Зарка король Абдалла II вновь подтвердил свою приверженность защите мусульманских и христианских святынь в Иерусалиме, назвав их неприкосновенность «красной линией». Он также заявил, что испытывал давление как защитник святых мест. Абдалла бен Хусейн не уточнил, что это было за давление, но констатировал, что «никогда не изменит свою позицию по Иерусалиму, а весь иорданский народ будет на его стороне».

По мнению иорданского журналиста Усамы аш-Шарифа, король Иордании, несмотря на шаги, последовательно осуществляющиеся командой нынешнего американского президента с 2016 года, надеялся, что его связи в Конгрессе как с республиканцами, так и с демократами помогут отстоят создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Однако односторонний шаг Трампа по признанию Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года убрал иерусалимский вопрос с повестки дня переговоров. Несмотря на зависимость от американской помощи (1,5 миллиарда долларов в год), Абдалла II остро критиковал американцев за решение Трампа прекратить финансовую помощь агентству Relief and Works Agency for Palestine (UNRWA), ответственному за обустройство палестинских беженцев. С конца марта в Иордании прошли несколько маршей граждан королевства (несомненно, срежиссированных королевской администрацией) в защиту Иерусалима. Этими шагами король дает ясные сигналы США и Израилю о своем недовольстве планами «сделки века».

Противодействуя указанным планам американской администрации, Абдалла II ищет новых внешнеполитических союзников, которые помогли бы в защите иорданских национальных интересов. Такими союзниками, по мнению арабских аналитиков, не смогут стать Саудовская Аравия и ОАЭ. В последнее время монархи этих стран существенно сократили экономическую помощь Иордании. В декабре 2017 года закончилось действие финансового гранта размером 3,6 млрд долларов, выделенных КСА, а предоставление нового пакета помощи не вошло в повестку дня. В Аммане не удовлетворены качеством и уровнем иордано-саудовских отношений. Экономическая помощь от КСА поступает нерегулярно, а если поступает, то приводит, по мнению короля Абдаллы II, к высокомерно-покровительственному тону со стороны саудовских партнеров. Правда в этом году Саудовская Аравия, ОАЭ  и Кувейт предоставили королевству помощь в размере одного миллиарда долларов для поддержки курса иорданской валюты, но в Аммане такие меры считают явно недостаточными.

В этих условиях иорданское руководство решилось на сближение с Катаром и Турцией, чья позиция по палестинскому вопросу отличается твердостью. 17 апреля Абдалла II принял в королевском дворце депутатов иорданского парламента от блока «Реформа», представляющего парламентариев от движения «Братья-мусульмане» (плюс пять независимых депутатов) во главе с Абдаллой аль-Акалией. Это была первая аудиенция «Братьев-мусульман» за всю историю правления Абдаллы II . Иорданские СМИ описывают встречу как прошедшую « в сердечной атмосфере, несмотря на краткость». Остается добавить, что еще недавно отношение иорданского монарха к «Братьям-мусульманам» было очень холодным. В феврале 2016 года иорданское правительство под юридическим предлогом истечения срока регистрационных документов запретило деятельность «старого» движения «Братьев-мусульман». В стране появились три политические группировки, отпочковавшиеся от «братьев»: старые «Братья-мусульмане» во главе с Бани Иршидом, не прошедшие перерегистрацию и действующие под маркой «Фронта исламского действия»; новые «братья»; группа «Земзем» во главе с бывшим лидером «братства» Рухайлем Горайбой. На парламентских выборах, прошедших в сентябре 2016 года, «Братья-мусульмане», по мнению одного из их лидеров, набрали 25% голосов, но им было предоставлено только 15 мест из 130 в парламенте страны. Внимание, оказанное королем «братьям», является посланием Р.Т.Эрдогану и эмиру Катара Тамиму бен Хамаду. 19 апреля в Аммане прошли переговоры между премьер-министром Иордании Омаром аль-Раззазом и министром обороны Катара Халедом аль-Аттыйей. По сообщению иорданских СМИ, на них было достигнуто несколько важных договоренностей, хотя детали этих соглашений не уточняются. Эти контакты, равно как и переговоры Халеда аль-Аттыйи с начальником Генштаба ВС Иордании генералом Махмудом Фрейханом свидетельствуют о том, что Амман не собирается присоединяться к блокаде Катара, ведущейся с 2017 года аравийской четверкой. Обращает на себя внимание также активизация информационной деятельности иорданских действующих и отставных политиков на телеканале «Аль-Джазира». За две недели там выступили бывший премьер-министр королевства Тахер аль-Масри, бывший вице-премьер Джавад аль-Анани и нынешний спикер Атиф аль-Таравне. В ходе этих выступлений гости критиковали план ближневосточного урегулирования, предложенный нынешним президентом США.

Таким образом, Иордания стремится избежать худшего сценария, при котором в состав королевства включат оставшиеся палестинские земли на Западном берегу реки Иордан. Ведется дипломатический флирт со стратегическими противниками КСА. К чему это может привести, покажет время.

52.23MB | MySQL:103 | 0,709sec