О сотрудничестве КНР с КСА

Основа сотрудничества КНР и КСА

Представляется возможным выделить следующие факторы, обусловливающие сотрудничество КНР с КСА.

Фактор первый. «Нефть ­– это кровь промышленности» и в этих условиях для «второй экономики мира – Китая» необходимы регулярные поставки как сырой нефти для создания резервов, так и нефтепродуктов для непосредственной продажи на внутреннем рынке.

Фактор второй. Регион Персидского залива является ключевым в вопросах транспортной доступности рынков на других континентах.

По мнению китайских аналитиков, руководству Поднебесной необходимо поощрять развитие культурного взаимодействия со странами Персидского залива, поскольку устойчивое сотрудничество в области культуры является залогом доверительного и долгосрочного партнерства в экономике. В качестве примера удачного «культурного» маневра председателя КНР Си Цзиньпина можно привести названия стратегических планов «Новый Шелковый путь» и «Морской Шелковый путь 21-ого века», которые оказали прямое воздействие на восприятие руководителей стран Персидского залива.

Председатель КНР определил следующие принципы дальнейшего развития отношений между Поднебесной и КСА, которые должны стать залогом развития политических, культурных и экономических контактов:

первый, взаимное уважение и взаимное доверие;

второй, равенство;

третий, взаимная поддержка и предоставление преференций;

четвертый, взаимные интересы и общая победа;

пятый, укрепление доверия между народами и искоренение недоверия.

Как заявил руководитель китайского государства, Китай и Саудовская Аравия «находятся в одной лодке и обе страны должны доверять и полагаться друг на друга, и, установив тесный контакт, двигаться к будущим свершениям».

КНР и КСА официально установили дипломатические отношения в 1990 г., а в 2008 г. они уже получили статус «стратегических и дружественных».

Экономические аспекты китайско-саудовского сотрудничества

Следует отметить, что с начала 90-х гг. прошлого столетия КСА является основным торгово-экономическим партнером КНР на Ближнем Востоке, именно в королевстве китайские компании реализуют важнейшие инженерные проекты. В 2014 г. объем двусторонней торговли составил 69,15 млрд долл. США, что в 230 раз больше по сравнению с показателями 1990 г. По объемам поставок нефти в КНР саудовские компании занимают лидирующие позиции. Так, в 2014 г. из КСА в Китай было импортировано почти 50 млн тонн нефти, что составило 16,1% от импорта.

В настоящее время в КСА осуществляют коммерческую деятельность более 160 компаний из КНР. Они участвуют в строительстве железных дорог, портов, электростанций (вероятно, будет построена АЭС на три энергоблока с реакторами АСР-1400), жилых домов и сетей сотовой связи. По данным статистики в 2014 г. китайские компании подписали контрактов на строительство на общую сумму в 9,47 млрд долл. США. (увеличение на 48,5% по сравнению с 2013 г.), а за 10 месяцев 2015 г. подписано контрактов еще на 5,37 млрд долл. США.

Сотрудничество в области переработки нефти

Одним из самых важных проектов стало строительство самого большого НПЗ на побережье Красного моря в г.Янбу (КСА). Контракт стоимостью 8,5 млрд долл. США реализуют CNPC 62% акций (КНР) и  Saudi Aramco37,5% акций (КСА). Согласно плана НПЗ будет занимать территорию в 5 200 кв. км и позволит ежегодно перерабатывать 20 млн тонн нефти, а доходы китайской стороны составят около 100 млрд долл. США ежегодно. Первая очередь этого гигантского завода была запущена 16 января 2015 г., но пока предприятие в основном производит только высокоочищенное дизельное топливо.

Кроме того, Saudi Aramco  в сотрудничестве с «Китайской северной промышленной группой компаний», также известная как НОРИНКО (ведущий производитель вооружения и военной техники для подразделений Сухопутных войск НОАК) еще в 2015 г. начали подготовку к созданию СП, которое будет контролировать деятельность нового нефтеперерабатывающего/нефтехимического кластера, запланированного  в провинции Ляонин в районе города Паньцзинь.

В результате проведенной подготовительной работы саудовские инвесторы смогли ознакомиться с проектом будущего предприятия, которое будет способно перерабатывать 15 млн тонн нефти ежегодно и поставлять национальным и зарубежным потребителям такие продукты, как бензин (высокоочищенный авиационный бензин), высокоочищенное дизельное топливо, авиационный керосин, базовые гидрокрекинговые масла для двигателей внутреннего сгорания, этилен и параксилол. Кроме основного НПЗ на территории будут возведены два нефтехимических комбината.

Для сравнения: в настоящее время суммарные мощности нефтеперерабатывающих предприятий НОРИНКО, расположенных в провинции Ляонин, – всего 8 млн.тонн нефти в год.

 Строительство базовой инфраструктуры

Первой из китайских компаний, получивших доступ к железнодорожным проектам в КСА, стала China South Locomotive& Rolling Stock Corporation. Первый контракт с Эр-Риядом был заключен еще в 2009 г. Крупнейшая китайская компания по производству подвижного состава обязалась поставить грузовые вагоны разного предназначения для доставки грузов из северных районов страны в южные порты. Кроме того, контракт подразумевал участие китайской компании в развитии базовой инфраструктуры для строящейся ж/д линии «Юг-Север». Трудности при реализации данного проекта определяют природные и климатические особенности: песок, высокие температуры, сильный ветер.

Следует отметить, что конкуренцию китайским железнодорожникам в арабских проектах составляют мировые лидеры рынка: «Альстом» (Франция), «Хёндэ» и «Самсунг» (Республика Корея). При этом 18-е строительное управление China Railway Group Limited в сотрудничестве с французской Alstom и саудовскими АСС и MASCO успешно справляется со строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали «Харамейн», связывающей три ключевых города КСА на западном побережье: Мекка – Джида – Медина. Протяженность данной ж/д линии составит 450 км (480 км), по плану скорость перемещения пассажирских поездов – 360 км/ч, что позволит добраться из Мекки в Медину за два часа, а из Джиды в Мекку за 30 минут. Замысел строительства подобной железной дороги появился у официального Эр-Рияда еще в 2008 г., однако к переговорам с иностранными компаниями об участии в этом проекте приступили только в 2009 г. По информации СМИ КНР 18-е строительное управление China Railway Group Limited получило долю в 21,25% (384,5 млн долл. США) от первоначальной стоимости работ, которая на тот момент составляла 1,8 млрд долл. США, однако в процессе строительства объем инвестиций в проект составил 6 млрд долл. США. С учетом трехкратного удорожания проекта чистая прибыль 18-ого строительного управления China Railway Group Limited уже составила 380 млн долл. США.

Китайские строители выполнили практически все строительные работы по возведению бетонного основания пути, 27 мостовых эстакад и 13 арочных проходов для верблюдов. По информации СМИ КНР в отдельных случаях для выполнения работ в срок использовался известный «по стройкам социализма» метод – «ударные трудовые дни». Запуск линии Мекка – Медина состоялся в 25 сентября 2018 г. На ней задействованы 35 составов по 15 вагонов (3 вагона бизнес-класса), что позволит перевозить до 15 млн пассажиров ежегодно.

К 2016 г. китайские строители реализовали проект легкого наземного метро в г.Мекка. В рамках данного проекта возведена линия протяженностью 19,66 км, построено девять станций (семь из них на эстакадах). Проект выполнен за 22 месяца. Данная ветка обеспечивает перевозку до 72 000 человек в час.

В настоящее время КСА располагает ж/д линиями общей протяженностью всего 1200 км, а после реализации ряда крупномасштабных проектов (Мекка – Джида – Медина, «Юг – Север» и др.) в течение ближайших пяти – восьми лет планируется дополнительно ввести в строй еще 5800 км скоростных (до 250 км/ч) и высокоскоростных (до 400 км/ч) путей. Для этого в бюджете КСА предусмотрены 16,5 млрд долл. США инвестиций.

52.11MB | MySQL:101 | 0,342sec