Размышления о том, кто на самом деле мог стоять за террористическими актами на Шри-Ланке

21 апреля произошли беспрецедентные по своему масштабу террористические акты в островном южноазиатском государстве Шри-Ланка. В результате мощных взрывов погибло 290 человек и 500 получили ранения. Ответственность за теракты взяла на себя экстремистская организация «Исламское государство» (запрещена в России). Это преступление было приурочено к католической Пасхе. Мишенью террористов стали три крупных христианских отеля: собор святого Антония в Коломбо, святого Себастьяна в Негомбо и Сионская церковь в Баттикалоа, а также отели Cinnamon Grand, Shangri-La и Kingsbury. Таким образом, жертвами теракта стали в основном местные христиане и иностранные туристы.

Необходимо отметить, что Шри-Ланка в свое время очень сильно пострадала от терроризма, только терроризм этот носил не исламский, а индуистский окрас. Для того, чтобы лучше раскрыть этот факт, целесообразно обратиться к недавней истории острова. 75% населения Шри-Ланки составляют сингалы (сингалезы), говорящие на языках индоарийской группы и исповедующие буддизм, а 12% — тамилы, дравиды и индуисты. Последние компактно проживают в северных и восточных районах острова. Тамильское население еще больше увеличилось в период британского колониального господства, длившегося в стране вплоть до конца пятидесятых годов. Англичане с размахом завозили на остров тамилов с материка для работы на чайных плантациях. Как и везде англичане, придерживавшиеся политики «разделяй и властвуй», оказывали тамильскому меньшинству предпочтение, открыв тамилам доступ в колониальную администрацию и поощряя их европейское образование. После достижения островом независимости сингалы решили отыграться за годы унижений и в свою очередь начали дискриминировать соседей. Ланкийское правительство даже переселяло сингальских крестьян с перенаселенного Юга на более плодородные земли Севера.

Реакцией на данные шаги стало образование партии «Тигры освобождения Тамил-Илама», начавшей в 1983 г. вооруженную борьбу за образование на севере острова независимого государства. Кровопролитная гражданская война на Шри-Ланке не могла оставить в стороне соседнюю Индию, тамильское население которой составляет 60 млн человек. В 1987 г. было достигнуто соглашение, согласно которому правительство острова пошло на уступки тамильскому меньшинству, а Индия ввела на остров свой вооруженный контингент для помощи Коломбо в борьбе с сепаратистами. 1200 индийских солдат погибли в ходе миротворческой операции. В 1990 г. индийские войска были выведены, но это решение не спасло премьер-министра страны Раджива Ганди, погибшего в 1991 г. в результате взрыва террористки-смертницы тамильского происхождения. В 1993 г. в результате взрыва погиб президент Шри-Ланки Ранасингхе Премадаса. «Тигры» основательно перешли к террористическим методам борьбы.

В 2002 г. в Осло при посредничестве Норвегии было подписано Соглашение о прекращении огня между ланкийским правительством и «Тиграми», уже располагавшими на тот момент солидной армией. Помимо двадцати тысяч штыков в их распоряжении находились несколько десятков танков, тяжелая артиллерия и даже несколько легких самолетов. В том же году впервые показался на людях лидер тамильских сепаратистов Веллупилай Прабхакаран (в середине мая этого года мировые СМИ объявили о его гибели в ходе антитеррористической операции на Шри-Ланке). Вышедший из джунглей командир дал пресс-конференцию, на которой заявил, что согласен не на независимость, а на широкую автономию при условии уважения центральным правительством прав тамилов. Однако политическое соглашение было сорвано. Главной причиной этого было желание ланкийского руководства сформировать правительство тамильской автономии уже после полного умиротворения и разоружения сепаратистов. Последние же требовали, чтобы Коломбо вел переговоры с уже сформированным правительством. Война возобновилась.

В 2005 г. президентские выборы на острове выиграл Махинда Раджапакса, сильный политик, сразу же начавший проводить жесткую линию по отношению к сепаратистам.  У Раджапаксы к «Тиграм» не только политические, но и личные счеты. Ведь это они в свое время убили его брата, министра обороны Шри-Ланки. Уже в 2006 г. в боевых действиях был достигнут перелом, приведший к апрелю с.г. к полной победе правительственных войск. Весной 2009 г. в ходе решительного наступления правительственных войск последние отряды сепаратистов были буквально уничтожены огнем ланкийской армии на северном полуострове Джафна.

Интересно, что в последний год твердые намерения ланкийского руководства огнем выжечь сепаратизм и терроризм вызвали явное недовольство Запада. Несмотря на то, что США и Великобритания с середины восьмидесятых годов находились в хороших отношениях с Коломбо, а с начала двухтысячных симпатизировали правительству Раджапаксы и оказывали ему экономическую помощь, с активизацией военных действий они стали резко критиковать ланкийское правительство. В феврале 2009 г. был оглашен совместный план США, Евросоюза и Японии, согласно которому правительство острова должно было прекратить наступление, объявить сепаратистам амнистию и признать «Тигров» в качестве третьей по значению в стране политической партии. А в начале мая 2009 г. министр иностранных дел Великобритании Дэвид Миллибанд и его французский коллега Бернар Кушнер призвали к прекращению огня, заявив, что дальнейшее продолжение военных действий увеличивает количество жертв среди мирного населения. Ответ тогдашнего президента Шри-Ланки Махинды Раджапаксы был крайне резким. Он посоветовал западным коллегам не вмешиваться во внутренние дела своей родины и заявил, что сам Запад в массовом порядке нарушает права человека, упомянув о бомбардировках Афганистана.

В связи с тем, что отношения с западными партнерами были испорчены, Коломбо нашел другого стратегического партнера, которым оказался Китай. Вскоре островное государство стало полноценным партнером в китайском проекте «Нового Шелкового пути». С китайской помощью был построен огромный и современный морской порт Хамбантота стоимостью 3,1 млрд долларов. По мнению экспертов, Хамбантота наряду с пакистанским Гвадаром и портами в Мьянме является важным звеном в китайском «Жемчужном ожерелье» — сети портов на побережье Индийского океана. При случае порт может выполнять не только экономические функции, но и служить базой для китайских ВМС. Еще 3,9 млрд долларов китайских кредитов было выделено на строительство нефтеперерабатывающего завода для производства нефтепродуктов из оманской нефти. Кстати, наряду с союзническими отношениями с КНР, ланкиийское правительство проявляло интерес и к развитию отношений с мусульманскими государствами, прежде всего, с Пакистаном, Саудовской Аравией и Ираном. Поэтому у стран Персидского залива нет никаких причин добиваться дестабилизации обстановки в этом южноазиатском государстве.

Усиление китайских позиций на острове вызывало беспокойство как среди части местной политической элиты, так и в ряде зарубежных государств, особенно в Индии, США и странах НАТО. В январе 2015 г. М.Раджапакса проиграл президентские выборы. Президентом страны стал его однопартиец (Партия свободы Шри-Ланки) и одновременно политический оппонент Майтрипала Сирисена. Для победы над популярным Раджапаксой он был вынуждено объединиться с Объединенной национальной партией (ОНП) и ее лидером Ранилом Викремасингхе, которому дал должность премьер-министра. Однако отношения между новыми союзниками с самого начала не сложились, а в ноябре 2018 г. Сирисена даже грозился отправить премьера в отставку и заменить его экс-президентом Раджапаксой.

Теперь возвратимся к апрельским терактам. Прежде всего, бросаются в глаза несколько странностей. Во-первых, нападение террористов не на буддистов, составляющих большинство населения острова и считающихся в исламе язычниками, а на христиан, имеющих статус «людей Книги» (ахль аль-китаб). Во-вторых, странная нерасторопность силовых структур Шри-Ланки. Оказывается, президент страны был за неделю предупрежден о готовящихся терактах, но не пригласил на заседание совета безопасности премьера, с которым находился в напряженных отношениях, а тот вовремя не принял необходимых мер. Предупреждения о возможных терактах поступали как от индийской разведки, так и от посольства Саудовской Аравии. В-третьих, ответственность за проведение терактов взяла на себя малоизвестная до этого радикальная исламистская группировка Национальный джамаат единобожия (National Thowheeth Jama’ath). Организатором преступления был радикальный мулла Моулави Захран Хашим. По информации индийских спецслужб 21 активист National Thowheeth Jama’ath прошел террористическую подготовку в Афганистане, в составе «велаята Хорасан» «Исламского государства».  В исламской умме Шри-Ланки она занимает маргинальные позиции. Большинство ланкийских мусульман придерживается традиционного ислама или входит в умеренное движение «Джамаат-э таблиг». При этом мусульманское сообщество не подвергалось дискриминации со стороны буддистов. Мусульманами являются губернаторы Западной и Восточной провинций Шри-Ланки, один министр правительства, несколько депутатов парламента. Одновременно наталкивает на определенные размышления то, что пропагандистские материалы, изъятые у группы, были на арабском и на тамильском языках. Таким образом, группа могла быть как инфильтрована старыми тамильскими террористами, так и иметь связи с огромной тамильской диаспорой во всех странах мира, а значит и стать объектом манипуляций со стороны западных спецслужб.

Между тем, с 2015 г. Запад неуклонно наращивал давление на ланкийскую политическую элиту с целью добиться прекращения самостоятельного политического курса и союза с Китаем. Данные об этом содержатся в статье ланкийской журналистки Ашоки Бандараиге, опубликованной в газете Asia Times (1). После прихода к власти в 2015 году президента Сирисены Шри-Ланка под давлением США присоединилась к резолюции Совета по правам человека при ООН, осуждающей военные преступления, допущенные при подавлении тамильской герильи. Во многом данная резолюция была инициирована тамильским лобби. Результатом стало увольнение 40 наиболее профессиональных офицеров спецслужб. В августе 2016 г. прошли первые совместные учения американских и ланкийских военнослужащих на территории островного государства. На них зачем-то присутствовали политики из Тамильского национального альянса. Одновременно ряд судов американского 7-го флота, включая авианосец USS John C Stennis , посетили стратегически важный порт Батикалоа. В декабре 2018 г. ВМС США анонсировали план по превращению Шри-Ланки в логистический хаб для снабжения американских  военных судов в Индийском океане. 24 и 29 января военно-транспортные самолеты США использовали международный аэропорт Бандаранаике для доставки необходимого снабжения на уже упомянутый авианосец USS John C Stennis . А 27 апреля премьер-министр Викремасингхе подписал соглашение с американской корпорацией Millennium Challenge Corporation (MCC). Судя по утечкам информации, попавшим в прессу, это соглашение «призвано расколоть Шри-Ланку и превратить ее в американскую военную базу».

Вероятно, американцы не упустят случая воспользоваться «возросшей террористической угрозой для Шри-Ланки» для того, чтобы предложить этой стране свои услуги в борьбе с мировым злом. Аналогичный случай уже наблюдался в Йемене, где американские военные под предлогом борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена в России) для того, чтобы разместить там свои беспилотники, а затем и спецназ. Создавать проблему, а потом предлагать заинтересованному правительству ее решение – типичный метод Вашингтона. При этом и Йемен, и Шри-Ланка занимают важное стратегическое положение в регионе Индийского океана. Борьба за этот регион между США и Китаем, судя по всему, будет геополитическим лейтмотивом ближайших десятилетий.

  1. https://www.asiatimes.com/2019/05/opinion/easter-attacks-and-geopolitical-conflict-over-sri-lanka/
52.36MB | MySQL:105 | 2,170sec