Ирак: о мерах властей на случай возникновения вооруженного конфликта между Ираном и США

25 мая, министр нефти Ирака, Тамир аль-Гадбан выступил с заявлением, в котором предостерег все «вовлеченные стороны» от блокирования Ормузского пролива. Эскалация военного противостояния между США и Ираном, в результате чего, единственный выход их Персидского залива может быть закрыт для судоходства, по мнению Т.аль-Гадбана «окажет негативное воздействие не только на Ирак, но и на все остальные страны региона, экспортирующие нефть через Ормуз». Ирак, в этой связи, срочно реализует антикризисный план, сводящийся, главным образом, не столько к поиску возможных обходных путей для продолжения экспорта нефти, сколько пытается минимизировать возможные сокращения поставок нефтепродуктов и газа из соседнего Ирана.

Некоторые детали этого плана министр привел в интервью порталу «Аль-Иракийя»: согласно им, рассматриваются все возможные сценарии развития кризиса, причем, с учетом наступления летнего, пикового сезона потребления электричества. Упор делается на обеспечение ТЭЦ газом и жидким топливом, в темпах «значительно превосходящих аналогичные, годом ранее».

«Мы концентрируем внимание на создании стратегических резервов, очень значительных размеров, топочного мазута. Кроме этого, предпринимаются все меры для увеличения производства газа», — пояснил Т.аль-Гадбан, высказав уверенность, что развитие конфликта, все-таки, не приведет к закрытию Ормуза, что стало бы «настоящей катастрофой, ведь ежесуточно через пролив следует порядка 18 миллионов баррелей нефти только в направлении Юго-Восточной Азии».

Следует отметить, что Министерство нефти Ирака достаточно оперативно отреагировало на апрельские заявления начальника Генерального штаба ВС ИРИ, генерала Мохаммада Бакери о вероятности блокирования Ормуза, в случае, если будут приняты соответствующие решения иранского руководства, например, из-за того, что возникнут препятствия для перемещения танкеров с иранской нефтью. Уже в середине мая, источники в ведомстве сообщили о введение в действие комплекса «чрезвычайных мер».

В самом деле, окажись Ормуз блокированным, это станет для Ирака, равно как и для всех его соседей, крайне неприятным событием, но основная угроза для Багдада исходит от прекращения поставок газа и электроэнергии из Ирана, окажись его инфраструктура под ударами США, или если часть ресурсов будет переориентирована на его внутреннее потребление, что логично и весьма вероятно, начнись вооруженный конфликт с США. Главной проблемой станет нехватка газа, поскольку газохранилищ в Ираке недостаточно, и, примерно, до половины генерирующих мощностей могут оказаться без топлива.

Поступающие из Ирака сообщения свидетельствуют о серьезном отношении его государственных структур к вероятному военному конфликту между Ираном и США, а вернее, следует сказать, между Ираном и проамериканской коалицией, где против Исламской Республики выступят Саудовская Аравия, Израиль, возможно, ряд стран НАТО. Сейчас никто не возьмется просчитать, каким образом тогда начнет развиваться ситуация, но, совершенно ясно, что Ормуз будет блокирован и гораздо в более «жестком виде», чем это имело место в ходе танкерной войны между Ираком и Ираном в середине 80-х гг. прошлого века. Помимо этого, с очень высокой степенью вероятности ВС Ирана, части КСИР, прежде всего, предпримут массированные ракетные атаки и действия диверсионных сил против всех объектов США и их союзников, расположенных в относительной близости. В Ираке такие объекты имеются, и о них шла речь в выступлении исполняющего обязанности руководителя округа Рамади Ибрагима аль-Авсуджа. Как известно на территории провинции Анбар, к которой относится Рамади, расположена крупная база ВС США, «Эйн аль-Асад».  Это передовая операционная площадка для действий как в Западном Ираке, так и на сопредельной сирийской территории, к востоку от Евфрата, и в последние дня на ней была отмечена повышенная активность, воспринятая местным населением, как подготовка к возможным иранским ракетным ударам: идет перемещение и рассредоточения части сил и средств, возводятся новые укрытия.

По мнению И.аль-Авсуджа, «серьезных оснований считать, что по Анбару будут нанесены иранские удары, пока нет». Хотя бы потому, что «Эйн аль-Асад» достаточно удалена от Ирана. А американских объектов, гораздо более крупных, хватает в тех же Катаре и в Кувейте, не говоря уже о КСА и ОАЭ. Возможно, чиновник местной администрации имеет собственные источники информации в штабах КСИР и знает об их планах, мы же предположим, что если начнется военный конфликт между ИРИ и США, удары будут нанесены не только ракетами и не только по «Эйн аль-Асаду». Достанется, например «Таджи», где располагается главная перевалочная база ВС США на иракской территории и центр спецназа. При этом, в крайне затруднительном положении окажутся ВС Ирака: поблизости есть и их объекты, а возможностей оказать сопротивление, начни Иран обстреливать американские объекты в Ираке, у местных военных практически нет. А вот количество сочувствующих Ирану, не говоря уже о личном составе Народного ополчения, велико. И вряд ли все эти люди останутся безучастными наблюдателями происходящего.

Поэтому обращение местных властей в Анбаре адресовано федеральному центру и содержит вполне прагматическое предположение: начни реализовываться какой-то из сценариев противостояния США и ИРИ на территории Ирака, выиграют от этого террористические группировки, находящиеся сегодня в подполье. «Сейчас, террористы изгнаны из городов Западного Ирака, однако, если начнется война межу американцам и проиранскими силами, они обязательно вернутся, сея хаос и смерть», — рассуждает чиновник.

То обстоятельство, что база «Эйн аль-Асад» не нацелена на Иран, как считает, И.аль-Авсудж, служит гарантией ненападения на нее иранских сил, на деле, может оказаться ничего не значащим. Этот объект важен с точки зрения обеспечения действий ВС США в Сирии, где американцы и их союзники противостоят силам, поддерживаемым Ираном. Поэтому несколько  ракет для этого объекта у Ирана обязательно найдется.

Органы местного управления и военные Ирака готовятся на случай возможного конфликта – уверен И.аль-Авсудж. Как именно они это делают, кроме мероприятий по усилению режима и охраны объектов военной и гражданской инфраструктуры, сказать сложно, поскольку Ирак в случае подобного конфликта, оказывается, повторим, в крайне затруднительной ситуации, чреватой выходом части его силовых структур из подчинения приказам о нейтралитете, которые, скорее всего, будут отданы высшим политическим руководством страны. Как максимум, обстановка может вылиться в разворачивание широкомасштабных действий Народного ополчения и части ВС Ирака против американских военнослужащих, то, что Иран очень постарается в этом направлении, сомнений нет, хотя желающих без посторонней помощи или напутствий давно избавится от американского присутствия в стране, итак хоть отбавляй.

Что характерно, сторонники известного общественного и религиозного деятеля шейха М.ас-Садра пока не делали официальных заявлений касательно американо–иранского кризиса. Остальные представители правительства и политических партий, уделившие в последние дни этому вопросу внимание, указали на «крайнюю опасность эскалации конфликта». С этим трудно не согласится, как и с резонностью действий нефтяников и энергетиков Ирака, старающихся подстраховаться на случай начала боевых действий.

52.22MB | MySQL:103 | 0,551sec