Об угрозе нового гуманитарного кризиса в сирийском Идлибе

С начала мая с. г. активизация военной операции Дамаска против оппозиционных группировок в сирийской провинции Идлиб создает риски эскалации гуманитарного кризиса на северо-западе Сирии. Только за первые две недели мая новая волна внутренне переселенных лиц в Идлибе составила почти 200 тысяч человек. Эскалация вооруженного противостояния возникла в результате неспособности найти долгосрочные развязки под эгидой российско-турецкого посредничества, которое, как выяснилось впоследствии, носило сугубо тактический и конъюнктурный характер и не предусматривало устойчивых и долгосрочных решений конфликтной ситуации. В итоге в мае текущего года мы наблюдаем новую волну обострения ситуации в Идлибе с угрозой полномасштабного гуманитарного кризиса. В середине мая сирийская армия возобновила наступление на севере провинции Хамы, что привело к миграции гражданского населения из этих районов на север Идлиба и в Алеппо.

Разумеется, поставленная Дамаском политическая задача окончательной консолидации и объединения всех территорий под единое управление является очевидной и в нынешних условиях Идлиб является, пожалуй, последним существенным оплотом оппозиционных сил. Не считая конечно же курдский фактор — но его решение представляется более комплексным и региональным, c учетом вовлеченности Ирака, Ирана и ведущих внешних игроков во главе с США. Благодаря тактическим маневрам на российско-турецком фронте, за последний год удалось постепенно перемолоть наиболее радикальные исламистские силы в Идлибе, открыв дорогу к доминированию умеренных протурецких кланов и группировок. Тем не менее, в долгосрочном плане решить задачу подавления сепаратизма в Идлибе и вовлечения этих сил в орбиту влияния официального Дамаска не представляется возможным. Как раз наоборот — по мере отмежевания от Дамаска (линии разграничения вдоль демилитаризованной зоны) и контроля над значительной частью Идлиба протурецкие силы все более тяготели к соседней Турции и стали ощущать свою независимость от правительства Б.Асада. Благодаря мощной финансовой подпитке, эти силы укрепляли свою экономическую и социальную автономию от Дамаска.  Существующий статус-кво устраивал их стопроцентно, поскольку позволял в условиях фактического перемирия планомерно двигаться по пути полного отмежевания от сирийского правительства. Видимо, стратеги в Дамаске осознали, что некая точка невозврата неизбежно приближается, и решили по этой причине активизировать военную составляющую.

Угроза гуманитарного кризиса вокруг Идлиба сегодня реальна как никогда. В зоне деэскалации в Идлибе по состоянию на май 2019 года может находиться около 3 миллионов гражданских лиц, из которых 1.3 млн человек являются внутренне перемещенными лицами и требуют особых условий гуманитарного содействия. По данным гуманитарных организаций, вместимость существующих пунктов для временного размещения внутренне переселенных лиц ограничена, и они по большей части уже переполнены. Разумеется, в случае эскалации ситуации, число беженцев внутри Идлиба будет неуклонно расти, в том числе с прицелом на внешнюю миграцию в соседнюю Турцию. Политика турецких властей в отношении новой волны беженцев в случае такого сценария трудно предсказуема – и есть вероятность, что границы будут перекрыты, что еще более усилит напряженность внутри идлибского анклава. В таких условиях внутренние кондиции в Идлибе будут и далее стремительно ухудшаться: в начале мая по сводкам гуманитарных партнеров нагрузка на социальные услуги и инфраструктуру в провинции существенно возросла, а стоимость аренды жилья выросла в пять раз по сравнению с прошлым годом.

Активизация вооруженной операции в Идлибе в мае с.г. уже привела к разрушению в результате обстрелов важнейшей инфраструктуры. По сообщению оппозиционных сил в Идлибе и на севере провинции Хама, в результате возобновивших интенсивных воздушных и артиллерийских обстрелов сирийской армии пострадало 15 медицинских центров, 16 школ и 3 центра по временному размещению беженцев. Разрушение медицинских центров наиболее чревато: ежемесячно они обеспечивали проведение 30 тысяч консультаций, 860 приемов в больницах и 700 хирургических операций. Разрушение образовательных учреждений нарушило обучение 400 тысяч школьников и студентов.

Оборотной стороной эскалации вооруженного конфликта в Идлибе стала приостановка деятельности на местах гуманитарных организаций системы ООН и неправительственного сектора. 16 гуманитарных партнеров с 8 мая с.г. решили временно приостановить свою текущую оперативную деятельность в Идлибе в целях обезопасить персонал и до улучшения ситуации в сфере безопасности. По их информации, c момента обострения ситуации в Идлибе с конца апреля с.г. в результате обстрелов погибло 5 гуманитарных сотрудников.

Тем не менее, гуманитарное сообщество готовится к худшему и составляет план чрезвычайного содействия в случае начала полномасштабного гуманитарного кризиса на северо-западе Сирии. Данный план предполагает обеспечение поддержки и гуманитарной помощи дополнительно для 700 тысяч новых внутренне перемещенных лиц в районах, контролируемых неправительственными вооруженными группировками в Идлибе (к середине мая их число достигло уже 200 тысяч человек). Масштабы гуманитарного кризиса могут еще более возрасти с учетом того, что нынешняя эскалация совпадает по срокам с периодом сбора урожая, что может привести к усугублению продовольственной ситуации. В этой связи Всемирная продовольственная программа ООН приступила к адресной поддержке и в мае 2019 года смогла расширить свою программу помощи дополнительно на 60 тысяч новых внутренних переселенцев. Однако еще 140 тысяч человек из новой волны беженцев пока по-прежнему остаются неохваченными. Одним из решений могла бы стать диверсификация производства важнейшей продовольственной номенклатуры на местах, но процесс сдерживается ввиду объективных факторов. Попытки расширить производство хлеба в этих районах пока не принесли особых результатов: ограниченность предложения пшеничной муки ввиду явной изоляции региона и растущая инфляция не позволяют увеличить производство хлеба, что ведет к росту цен на хлебную продукцию и его дефициту на рынках.

52.2MB | MySQL:103 | 0,373sec