Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9 – 15 апреля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг ядерной программы Ирана и в Алжире. Заявления представителей иранского руководства о якобы имеющем место прогрессе в развитии национальной ядерной программы вызывали негативную международную реакцию. Теракты в Алжире, произошедшие 11 апреля, могут привести к обострению внутриполитической обстановки в этой стране.

Президент Ирана М. Ахмадинежад 9 апреля объявил, что его страна вышла на «промышленный уровень» обогащения урана, однако не уточнил, что это конкретно означает. Секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Лариджани сообщил, что Иран располагает тремя тысячами центрифуг для обогащения урана. Вместе с тем, по оценке специалистов, для промышленного производства ядерного топлива необходимо задействовать 50-60 тыс. центрифуг. В тоже время в МАГАТЭ считают, что на ядерном объекте в Натанзе установлено не более тысячи центрифуг и далеко не все из них готовы к работе. По утверждению главы МАГАТЭ М. эль-Барадеи, строительство Ираном завода по обогащению урана находится на начальной стадии, однако беспокойство вызывают не масштабы производства, а «устремления и мотивация» иранского руководства.

На Западе последние иранские заявления вызывали однозначно негативную реакцию. Так, США считают, что они «являются причиной недоверия ООН в том, что ядерные амбиции Ирана имеют мирный характер». Свое неудовлетворение действиями и словами Тегерана выразили Германия, Великобритания, Франции, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Глава МИД РФ. С. Лавров заявил, что Россия не располагает данными, подтверждающими начало Ираном промышленного обогащения урана. При этом в Москве относятся «очень серьезно» ко всему, что относится к ядерной программе ИРИ, но стремятся основываться не на «эмоциональных политических жестах, а на фактах».

Тегеран в ответ на все эти заявления в очередной раз предложил Западу начать «серьезные» переговоры, считая, что для этого «наступил подходящий момент». Причем иранцы вновь категорически отказываются приостановить работы, связанные с обогащением урана, в качестве предварительного условия для возобновления диалога по ядерной проблеме, настаивая на том, что «противоположная сторона должна действовать в условиях новой реальности».

В целом последние заявления на ядерную тему, прозвучавшие из Тегерана, способствовали дальнейшему осложнению ситуации вокруг ИРИ, что не могут не осознавать иранские руководители.

На прошедшей неделе глава МАГАТЭ М. эль-Барадеи сообщил, что международное агентство готово помочь странам-членам ССАГПЗ в реализации их программ развития ядерной энергетики в мирных целях. Сообщается, что ядерные объекты аравийских монархий будут использоваться для нужд экономического и социального развития: производства электроэнергии, опреснения морской воды, в медицине и сельском хозяйстве.

В столице Алжира 11 апреля террористами-смертниками путем подрыва автомашин, начиненных взрывчаткой, было совершено два крупных теракта: у здания правительства АНДР в центре города и на востоке столицы, где целями террористов были штаб-квартира алжирского отделения Интерпола и казарма полицейского подразделения спецназначения. В итоге 33 человека погибли, а свыше 220 получили ранения. Ответственность за оба теракта взяла на себя экстремистская группировка «Аль-Каида в странах исламского Магриба», ранее действовавшая главным образом на алжирской территории под названием «Салафистская группа проповеди и джихада». 12 апреля в алжирской столице был предотвращен еще один теракт – полиция обезвредила автомашину, начиненную 500 кг взрывчатки.

Действия экстремистов в Алжире по времени совпали с серией взрывов соседнем Марокко, где террористы-смертники, также связанные с «Аль-Каидой», попытались совершить свои акции в различных районах Касабланки, однако удачные действия полиции и надежность системы охраны вынудили их подорвать себя преждевременно. Король Марокко Мохаммед VI обратился к руководству стран Магриба, в первую очередь Алжира, с призывом к организации совместных действий против терроризма, однако, учитывая серьезные политические противоречия между Алжиром и Марокко, налаживание эффективного антитеррористического сотрудничества между этими странами вряд ли станет возможным. Теракты, совершаемые в Алжире и Марокко в последнее время, свидетельствуют о том, что местные радикальные исламистские силы, связанные с международной террористической сетью, набирают силу и могут оказать дестабилизирующее воздействие на внутриполитическую обстановку в этих странах.

11 апреля Марокко представило в ООН проект документа по урегулированию проблемы Западной Сахары, который предусматривает предоставление этой территории автономии, но в качестве неотъемлемой части марокканского королевства. При этом в Рабате по-прежнему негативно относятся к возможному проведению референдума по будущему статусу Западной Сахары. Ранее, 10 апреля, Фронт ПОЛИСАРИО, поддерживаемый Алжиром и выступающий за независимость Западной Сахары, предложил проведение референдума с участием коренного населения территории, в ходе которого оно должно выбрать один из трех вариантов: (1) предоставление Сахаре независимости, (2) вхождение в состав Марокко на правах автономии, (3) полная интеграция с Марокко.

Обстановка в Ираке продолжает характеризоваться высокой степенью нестабильности и напряженности, о чем свидетельствуют многочисленные теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия совершаемые различными группировками боевиков и террористов в различных районах страны. Меры, принимаемые американским военным командованием и иракским правительством, по укреплению безопасности в стране не приводят к желаемым результатам. Так, 12 апреля теракт был совершен в здании парламента Ирака, которое расположено в особо тщательно охраняемой т. н. «зеленой зоне» Багдада. Не снижается уровень насилия, связанный с противоборством между арабами-суннитами и шиитами. 14 апреля в священном для шиитов г. Кербела был совершен крупный теракт, в результате которого погибли несколько десятков человек. В условиях сохраняющейся слабости национальной армии и полиции премьер-министр Ирака Н. аль-Малики выступил против разработки графика вывода войск США из страны. В Пентагоне принято решение о продлении срока пребывания американских военнослужащих в Ираке (а также в Афганистане) с 12 до 15 месяцев.

На минувшей неделе обострились турецко-иракские отношения. Поводом для этого послужило заявление президента курдской автономии М. Барзани о том, что в случае, если турецкие войска вторгнутся в северный Ирак, то иракские курды «оккупируют юго-восточные города Турции». Это заявление вызвало немедленную резкую реакцию в Анкаре, где не только посоветовали Барзани «следить за своей речью и не говорить слов, под тяжестью которых он будет раздавлен», но и с еще большей настойчивостью стали ратовать за необходимость проведения военной операции в Иракском Курдистане с целью разгрома находящихся там баз и лагерей Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу против турецкого правительства. Одновременно Турция вновь потребовала от иракского правительства принятия мер по обеспечению безопасности на иракско-турецкой границе. США и Евросоюз рекомендуют Анкаре воздержаться от активных военных действий против курдских сепаратистов на Севере Ирака.

Между тем вооруженные силы Турции продолжают проведение крупной войсковой операции против боевиков КРП в юго-восточных районах страны. В ней участвуют до 13 тыс. военнослужащих, главным образом из частей спецназа, которых поддерживают боевые самолеты и вертолеты.

В последнее время внутриполитическая обстановка в Турции имеет тенденцию к осложнению, что связано с предстоящими в мае с. г. выборами президента республики. Сторонники сохранения в стране светского образа правления опасаются избрания на пост главы государства Р. Т. Эрдогана — нынешнего премьер-министра и лидера правящей исламистско ориентированной Партии справедливости и развития. Они считают, что в случае, если Эрдоган станет президентом Турции, то может предпринять конкретные шаги и исламизации политического и общественного устройства страны. 14 апреля в Анкаре состоялась массовая манифестация, в которой приняли участие свыше 200 тыс. человек, прибывших из различных районов Турции. Ее участники выразили протест против возможного избрания Эрдогана президентом республики. За сохранение в Турции светского режима твердо выступает влиятельное в стране высшее военное руководство.

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. На территориях Западного берега реки Иордан армия Израиля продолжала проводить операции по поиску и аресту боевиков палестинских экстремистских группировок. Израиль отклонил список из 450 палестинских заключенных, которых руководство ХАМАСа требовало освободить в обмен на пленного израильского капрала Г. Шалита. В хамасовском списке фигурировало много лиц, ответственных за гибель большого числа израильтян.

Палестинское правительство 14 апреля одобрило план по поддержанию безопасности. В частности, предусматривается создание единого оперативного центра по координации действий всех официальных вооруженных формирований. 15 апреля М. Аббас объявил о создании палестинского Совета национальной безопасности (СНБ). Заместителем Аббаса в СНБ станет премьер-министр И. Ханийя. В Совет также войдут главы МВД, МИД, минфина, руководители силовых структур. СНБ будет отвечать за разработку мер по восстановлению законности и порядка на палестинских территориях. В то же время имеются большие сомнения насчет того, как можно будет согласовывать действия сил, верных ФАТХу и ХАМАСу.

15 апреля в Иерусалиме состоялась встреча премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с главой ПНА М. Аббасом, на которой были рассмотрены вопросы безопасности, в частности, совместных действий по предотвращению контрабанды оружия на границе сектора Газы с Египтом. Глава ПНА также обещал разместить на границе Газы с Израилем специальные подразделения для борьбы с ракетными обстрелами израильской территории. ХАМАС заранее осудил встречу Аббаса с Ольмертом и назвал ее «бесполезной».

Глава правительства Израиля Э. Ольмерт заявил 15 апреля, о готовности вести переговоры «с любой комбинацией арабских государств» и готовности «услышать их мысли по поводу саудовской инициативы».

Президент Пакистана П. Мушарраф признал, что правительство страны оказывало помощь пуштунским племенам в Южном Вазиристане в их вооруженном противостоянии с узбекскими боевиками, союзными «Аль-Каиде». Однако, по словам Мушаррафа, правительственная армия прямого участия в боевых действиях не принимала. По оценке президента, события в Южном Вазиристане показали, что Исламабад выбрал «правильную стратегию» в борьбе с терроризмом.

Министр обороны Афганистана А. Р. Вардак сообщил, что на сегодняшний день численность афганской национальной армии (АНА) составляет ок. 46,2 тыс. человек (по плану к 2008 г. – 70 тыс. чел.). Планируется, что АНА должна заменить устаревшее оружие советских образцов на современную боевую технику из стран НАТО. МО Афганистана уже израсходовало на создание новой армии 1,7 млрд долларов, предоставленных Соединенными Штатами, а в 2007-2008 гг. на эти цели афганцы рассчитывают получить из-за рубежа более 5,7 млрд долларов, причем большая часть этих средств также должна поступить из США.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал заявил, что отношения королевства с США остаются «здоровыми», несмотря на то, что король Абдалла недавно назвал американское военное присутствие в Ираке «нелегитимным». Аль-Фейсал подчеркнул, что между двумя странами «имеется больше того, что их связывает, чем того, что разъединяет».

Приложение

Об активизации внешнеполитической деятельности сирийского руководства

В последние годы положение Сирии в ближневосточном регионе и в мире заметно осложнилось. Страна во многом оказалась в международной изоляции и под нараставшим давлением со стороны внешних сил – США, некоторых стран Западной Европы, Израиля и умеренных арабских режимов (Саудовская Аравия и другие аравийские монархии, Египет, Иордания).

Причиной усиления внешнего прессинга на Дамаск является, прежде всего, то, что сирийское руководство стремится проводить собственный, независимый политический курс, который по целому ряду параметров «не вписывается» как в намерения и конкретные действия США на Ближнем Востоке, так и не всегда стыкуется с политической линией многих арабских государств.

Главными обвинениями в отношении САР стали:

— поддержка терроризма и радикальных организаций (ХАМАС, «Хизбалла» и др.). Эти обвинения, в первую очередь, исходят от США, Израиля, стран Запада. Поддержка Сирией ливанской шиитской радикальной организации «Хизбалла» во время вооруженного конфликта с Израилем летом 2006 г. вызвала однозначное неодобрение со стороны умеренных арабских режимов;

— содействие иракской (преимущественно суннитской) вооруженной оппозиции, неприятие должных мер по пресечению проникновения из Сирии в Ирак террористов и боевиков. С этими обвинениями выступают главным образом США и нынешнее иракское правительство;

— продолжение вмешательства в дела Ливана, стремление вернуть свои позиции в этой стране, утраченные после событий 2005 г. Также отметим подозрения в причастности сирийцев к организации убийства бывшего ливанского премьер-министра Р. Харири и других политических и общественных деятелей Ливана. Здесь против политики САР выступают США, Запад, умеренные арабские режимы, прежде всего, Саудовская Аравия, нынешняя ливанская правящая коалиция;

— продолжающееся военно-политическое партнерство Сирии с Ираном. Давление на Дамаск с целью вынудить его прекратить сотрудничество с Тегераном оказывают США, Запад, умеренные арабские режимы;

— подавление демократических свобод в стране. Нажим на САР в этом вопросе оказывают США и Запад.

Сирийское руководством, отдавая себе отчет в том, что дальнейшее осложнение внешнеполитического положения республики может привести к самым негативным последствиям для страны и правящего режима, в последнее время заметно активизировало свою деятельность в попытках вывести САР из международной изоляции, упрочить позиции Дамаска в регионе, арабском мире и на международной арене. С этой целью сирийцы действуют в направлении поиска путей налаживания диалога с США, улучшения отношений с арабскими странами, прежде всего, с Саудовской Аравией, а также пытаются сдвинуть с мертвой точки урегулирование конфликта с Израилем. При этом Сирия всячески позиционирует свою значимость в деле обеспечения «гарантированной стабильности» на Ближнем Востоке. Одновременно в Дамаске рассчитывают на то, что «внешние силы» (Запад и умеренные арабские режимы) признают жизненно важные интересы САР в Ливане, палестино-израильском конфликте и Ираке.

Сирийцы отчетливо понимают, что без учета американских интересов вести собственную успешную политику в регионе просто невозможно. Исходя из этого, руководители Сирии постоянно и настойчиво изъявляют желание путем диалога и поиска компромиссов снять наиболее острые, болевые моменты в сирийско-американских отношениях.

Руководство САР позитивно оценило доклад американской комиссии Бейкера-Гамильтона по Ираку (декабрь 2006 г.), авторы которого рекомендовали администрации США установить контакты с Сирией по вопросам иракского урегулирования. В ответ президент САР Б. Асад заявил, что его страна имеет «доверительные и хорошие отношения» с различными политическими и религиозными силами в Ираке. Б. Асад даже подчеркнул, что переговоры между Сирией и Соединенными Штатами могут стать «последним шансом» в деле предотвращения полномасштабной гражданской войны в соседней стране. Вместе с тем, сирийцы, изъявляя желание помочь в деле стабилизации иракской ситуации, одновременно не желают «получать чьи-то инструкции» по этому вопросу. Сирия, наряду с США приняла участие в работе международной конференции по Ираку в Багдаде 10 марта с. г. Недавно в Дамаске прошли сирийско-американские консультации по вопросам, связанным с положением иракских беженцев на территории САР.

Очень важное значение придали в Дамаске визиту в Сирию в начале апреля с. г. спикера Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси, которая встретилась с президентом Б. Асадом, обсудив с ним различные аспекты двусторонних отношений и положение дел в конфликтных районах Ближнего Востока (сирийско-израильский конфликт, Ливан, Ирак, палестинские территории). Конечно, визит Пелоси не стал, да и не мог стать отправной точкой в нормализации сирийско-американских отношениях, но он показал, что при обоюдном желании стороны могут начать реальный политический диалог.

В то же время, все попытки сирийцев наладить серьезные контакты с администрацией президента Дж. Буша успеха пока не имеют. В Белом доме считают, что Сирия, «связанная с иранским режимом и рядом террористических групп», отказывается следовать выгодным для нее (по мнению Вашингтона) курсом. Буш негативно отнесся к поездке Пелоси в Сирию. Признавая, что Дамаск может сыграть позитивную роль в Ираке, Вашингтон настаивает, что при этом сирийцы не должны добиваться уступок от США по другим региональным проблемам, в частности, по Ливану.

Сирийское руководство в начале 2007 г. стало выступать с примирительными заявлениями и предпринимать политико-дипломатические шаги по нормализации отношений с умеренными арабскими режимами, в первую очередь, с Саудовской Аравией и Египтом. Причем эти действия сирийцев заметно активизировались по мере приближения арабского саммита в Эр-Рияде 28-29 марта.

Сирия позитивно оценила договоренности в Мекке о примирении между ведущими палестинскими организациями ФАТХ и ХАМАС, достигнутые при посредничестве короля Саудовской Аравии Абдаллы. При этом подчеркивалось, что «корни» мекканских договоренностей от 8 февраля, произрастают из встречи в Дамаске 21 января главы ПНА и лидера ФАТХа М. Аббаса с руководителем ХАМАСа Х. Машаалем. На саммите ЛАГ в Эр-Рияде Сирия фактически безоговорочно поддержала повторное выдвижение саудовской инициативы по арабо-израильскому урегулированию. Причем еще до начала саммита состоялась встреча президента САР Б. Асада с королем Абдаллой. Вместе с тем, достичь договоренностей о преодолении внутриполитического кризиса в Ливане, чего так желали в Эр-Рияде, не удалось. Однако, как видится, дело здесь не только в сирийско-саудовских разногласиях, но и в позиции третьих стран, прежде всего, США и Ирана.

Страны Евросоюза, в отличие от США, приняли решение о возобновлении политических контактов с Сирией, прерванных после убийства Р. Харири в 2005 г. В начале марта с. г. Дамаск посетил Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солана. На переговорах с Б. Асадом он призвал сирийцев содействовать смягчению напряженности в Ливане и Ираке, а также заявил о готовности Евросоюза активно содействовать возвращению Сирии Голанских высот, захваченных Израилем в 1967 г.

Сирия регулярно изъявляет готовность к возобновлению диалога с Израилем с целью достижения мирного соглашения между двумя странами. Но израильское руководство считает, что предварительно Дамаск должен прекратить поддержку терроризма, отказаться от участия в дестабилизации обстановки в Ливане, прекратить «поддержку террора в Ираке», а также свернуть «стратегические отношения с экстремистским режимом в Иране». В целом реальные перспективы сирийско-израильского урегулирования пока не просматриваются. Тем не менее, вполне возможны отдельные контакты неофициальных представителей САР и Израиля (как правило, в закрытом формате) по вопросам урегулирования двусторонних отношений.

В целом за последние месяцы сирийскому руководству удалось несколько улучшить внешнеполитическое положение своей страны. Однако говорить о том, что этот процесс продвигается ровно, поступательно, а главное – не пойдет вспять, достаточных оснований нет. Пока все стороны (Сирия, США, умеренные арабские государства, Израиль, Западная Европа) остаются на своих прежних позициях по основным ближневосточным проблемам и не высказывают явно выраженного желания идти на взаимные уступки и поиск компромиссных решений.

52.31MB | MySQL:103 | 0,474sec