Усилия Индонезии по снижению имиджа арабских стран в мусульманском мире

В стремлении Индонезии к лидерству в исламском мире все более проявляется ее возрастающее намерение вырваться за пределы традиционно укоренившегося за ней статуса страны периферийного ислама, чьи дела и поступки, связанные с религией, а также образ мысли и понимание ислама в качестве образа жизни находятся под непосредственным воздействием изначального носителя религии, т.е. арабского мира. Есть основания полагать, что этот курс, в значительной степени инициированный руководством страны и поддержанный двумя основными объединениями мусульман страны — “Нахдатул Улама” и “Мухаммадия”, число приверженцев которых в общей сложности приближается к 100 миллионам, постепенно превращается в общенациональную идею.

В Индонезии, как, впрочем, и в Малайзии, пока подспудно проводится мысль о том, что обладание святынями ислама, как то места поклонения в Мекке и Медине, тот факт, что Аравия является местом ниспослания исламского Откровения, а арабский язык – языком Корана, уже не является абсолютным гарантом верховенства в исламском мире. По всей вероятности, мы становимся свидетелями и современниками переломных событий в исламском мире в целом. Обладание символами религии перестает сочетаться с незыблемостью представлений о том, что те, кто его персонифицируют естественным и закономерным образом, и должны стоять во главе всемирной уммы.

Переживаемые ею ныне потрясения влекут за собой неизбежную перегруппировку сил. Наблюдающиеся здесь недовольства и опасения связаны с волной исламского экстремизма, ростом напряженности во взаимоотношениях суннитов и шиитов, фактами возрастающего вторжения Запада в исламский мир. Весьма остро воспринимается усиление роли США на Ближнем Востоке, размежевание арабских стран на их сторонников и противников и игра, которую они ведут на этом поле. Неспособность Саудовской Аравии, как и всех арабских стран, традиционно считающихся ядром мусульманства и его исторической сердцевиной, если не предотвратить, то хотя бы обуздать эти процессы, утрата ими координирующих и интегрирующих функций дают основание вступить в борьбу за лидерство странам так называемого периферийного ислама. Связанная с этим политическая борьба и пропагандистская деятельность размывает сложившиеся в них понятия и представления. В этих странах происходит явное смещение приоритетов тех ценностей, которые оставались незыблемыми практически на протяжении всей истории ислама. Имидж арабских государств в качестве носителей изначального ислама подвергается ревизии. Прослеживается явное желание понизить значимость арабских стран, в том числе и в собственных глазах, самоутвердиться и на этом черпать силы для последующего наступления на позиции арабов.

В Индонезии заявляет о себе движение, направленное на отказ от восприятия действительности, касающейся религии, через призму арабского мира. Отмечается возрастающее число пока что “крамольных” примеров ведения службы в мечетях не на традиционно арабском, а на индонезийском языке. Получивший негативный оттенок введенный в оборот термин “арабизация” начинает рассматриваться как нежелательное явление с точки зрения проявления индонезийской самоидентификации. В прессе дискутируется неправомерность, казалось бы, незначительного факта вытеснения индонезийских приветствий “selamat pagi” и “selamat sore” на арабское “assalamualaikum”. Муссируются события не столь далекого прошлого, связанные с предложением бывшего президента страны, исламского богослова Абдурахмана Вахида отказаться от арабской формы приветствия в пользу индонезийской и с жестким сопротивлением в связи с этим исламских радикалов.

Отмечается также, что ислам, являясь для мусульман не только религией, но и образом жизни, определяет в первую очередь необходимость следования учению Пророка Мухаммада, а не подражания чужому жизненному укладу. Указывается на то, что хотя Пророк Мухаммад был арабом, данный факт не может служить оправданием “арабизации”. Это, по мнению авторов высказывания, не дает основания копировать образ жизни арабов, поскольку не связано с исламской идентификацией. ”Не вся арабская культура означает ислам, и не вся арабская идеология всегда исламская” – указывается в комментариях. Арабский мир подвергается критике за его неспособность установить мир на Ближнем Востоке, где события, по мнению обозревателей, развиваются вопреки заповедям Пророка. “Мусульмане поклоняются Мухаммаду не как арабу, а как божеству”. Тем самым делается попытка обоснования отсутствия у арабов каких-либо предпочтений на религиозном поприще. Отмечается, что аналогичное положение присутствует и в других религиях – христианстве и индуизме (1).

Совершенно очевидно, что такой подкоп под авторитет арабов в мусульманстве, осуществляемый внутри страны, имеет явный выход на международную арену и рассчитан на широкий резонанс.

При всей справедливости отмеченных выше высказываний все же нужно отметить, что их появление неотделимо от времени и ситуации в исламском мире, связанной с явным ослаблением в нем позиций арабских стран, выходом на орбиту борьбы за лидерство новых претендентов, в том числе и Индонезии. Ее желание не упустить ситуацию проявляется по многим направлениям, главное из которых заключается в активном вмешательстве в международную ситуацию во всемирной умме. Эта работа ведется по государственным и религиозным каналам. Борьба за сферы влияния разрастается, она уже не ограничивается ареалом мусульманских государств. Примером такого подхода стала позиция второго по численности объединения мусульман Индонезии “Мухаммадия”. Оно, в частности, заявило о том, что заслуживает того, чтобы быть моделью и образцом международной исламской организации в Западной Европе, и явно претендует на лидерство в европейском мусульманском движении. Просматривается явное желание оттеснить вполне вероятных конкурентов из других стран и ослабить влияние на европейских мусульман со стороны арабских государств. В качестве доказательства и обоснованности своих претензий лидеры “Мухаммадии” приводят такие достоинства своей организации, как умеренность, сдержанность, способность к взаимопониманию. Заявлению “Мухаммадии” предшествовала обширная пропагандистская деятельность. Так, в Лондоне в начале с.г. прошла конференция индонезийских и британских мусульман на тему “Ислам – религия мира, милосердия и терпимости”. По мнению руководства объединения, таким образом оно может снять вполне вероятное негативное отношение к себе окружающей среды, развеять подозрительность, существующую в Европе в отношении мусульман.

В комментариях самого объединения отмечается, что “Мухаммадия” снискала себе сторонников и успех в политике, не ведя политическую борьбу в прямом ее понимании, а лишь проводя курс на человеколюбие и терпимость (2). В качестве доказательства оно приводит свою умеренность, сдержанность, способность к взаимопониманию. Ясно, что за строкой такого заявления содержится намек на то, что отмеченная подозрительность основана на влиянии реакционных сил арабского Востока на мусульман, проживающих в Западной Европе. Одновременно делается вполне откровенная заявка на передел сфер влияния в такой все более значимой части всемирной уммы, каковой является находящаяся в этом регионе исламская диаспора.

1. Jakarta Post, 14.04.2007.

2. Antara, 08.04.2007.

62.88MB | MySQL:102 | 0,697sec