Речь короля Абдаллы в Консультативном совете

14 апреля саудовский монарх выступил с речью на открытии работы третьего года четвертой сессии национального парламента, созданного в 1992 г. на основании одного из принятых в начале 1990-х гг. конституционных актов королевства – Закона о Консультативном совете. Это уже сложившаяся традиция — саудовский парламент (оставаясь, по сути дела, «экспертным советом» при саудовской исполнительной власти) постепенно обретает черты внутриполитического «центра силы», целенаправленно принимаемого во внимание создавшим его и патронирующим его деятельность саудовским «политическим классом». Изложение программы деятельности саудовской исполнительной власти, персонифицированной королем, стало сегодня обязанностью монарха.

Стоит заметить, что Консультативный совет продолжает развиваться. Если в момент его создания число его депутатов было равно шестидесяти, то в 1997 г. национальное парламентское представительство было увеличено до девяноста депутатов. Впоследствии же, в 2002 г., новым королевским указом численность депутатского представительства была увеличена до 120 «избираемых королем лучших сыновей родины – «людей науки, опыта и умения». Наконец, в апреле 2005 г., накануне открытия нынешней сессии Консультативного совета (длительность каждой парламентской сессии составляет четыре года по мусульманскому календарю), численность его депутатского корпуса вновь возросла и составила 150 человек. Каждый из «избранников» короля должен быть «саудовцем по гражданству, происхождению и месту рождения», «быть известным своим благонравием и высокой профессиональной квалификацией», возраст депутата не может быть «менее тридцати лет».

Итак, новая тронная речь короля перед назначаемыми им же депутатами Консультативного совета включала полный письменный текст выступления, который, однако, не оглашался королем, а был распространен среди депутатов, а также текст его устного выступления. Внимания заслуживают оба документа, но прежде всего, собственно, выступление монарха.

Король счел своим долгом изложить «достижения родины» за истекший парламентский год — эвфемизм, означающий в саудовских условиях складывающуюся в королевстве систему «отчетности» (инициатором ее формирования стал, придя к власти в стране, нынешний саудовский монарх) исполнительной власти перед пусть даже пока и не реальным центром национальной законодательной власти. Развитие связанной с этой отчетностью тенденции стимулируется самим монархом.

Тем не менее эти «достижения», как и следовавшие далее в тронной речи короля задачи будущего этапа развития «родины», оформлялись концептуально. Это оформление не могло не быть религиозным. «Господь, — подчеркнул король Абдалла, — облагодетельствовал нас Своей верой, ставшей нашим курсом, а на столпах веры возникло это государство». Далее в религиозный контекст вводится «человек, опиравшийся на Господа, позволившего ему вместе с преданными ему людьми объединить землю Аравийского полуострова, возглавить этих людей и водрузить знамя единства и объединения, знамя становления Королевства Саудовская Аравия». Этот человек – отец короля Абдаллы Абдель Азиз. Так созидается саудовский религиозно-исторический нарратив, оправдывающий центральное место (так пожелал Господь!) Аль Сауд в системе государственной власти страны.

Этот нарратив нужен для того, чтобы далее сказать: «Великая историческая эпопея (время короля Абдель Азиза. – Г.К.) не прошла бесследно. По его пути пошли его наследники – его сыновья и внуки». Важная фраза! Речь идет не только о правивших и правящих ныне Саудовской Аравией после смерти «отца-основателя» сыновьях Абдель Азиза — король значительно расширяет круг его «наследников», включая в их число едва ли не всех граждан своей страны и осеняя их славой «объединителя родины». Он делает это, конечно же, потому, что выступает в Консультативном совете, в присутствии им же (как и его предшественником – королем Фахдом) «избранных лучших сыновей родины». Так король творит «национальное единство» социума в государстве, однажды возникшем на основе военной экспансии, созданном «с бору по сосенке», возлагая на них бремя ответственности: «А как обстоят дела сегодня? – продолжает он. – Какова наша роль, роль его (Абдель Азиза. – Г.К.) сыновей и внуков? Что мы сделали, чтобы с честью нести его великую и тяжелую ношу? Не преувеличу, если скажу, что наша роль связана с еще большей ответственностью, поскольку мы строим, опираясь на построенное до нас. Каждый из нас в нашем отечестве должен нести свою долю общей ответственности».

Как сделать, чтобы эта «ответственность» действительно осознавалась всеми членами созидаемого королем «национального единства»? Разумеется, разделив ее между всеми гражданами государства. Король продолжает: «Я говорю вам, что ваше право состоит в том, чтобы требовать от меня быть справедливым к несчастным и обездоленным, чтобы я нес ответственность за веру, родину и за вас. Ваше право требовать от меня, чтобы все мои силы, дарованные мне Всевышним Творцом, я направил на то, чтобы суверенитет родины, ее единство и безопасность остались неприкосновенны, как того требует от меня Сильный и Могучий (эпитеты Господа. – Г.К.)». Ну, что ж! Король напоминает своим «избранникам» о качествах подлинного мусульманского правителя. Но он и требует от них, чтобы они стояли на страже, не позволяя этому правителю отклоняться от предначертанного Господом пути.

Саудовский монарх сознательно разделяет роль институтов исполнительной и законодательной власти? Определяет сферу деятельности законодательной власти? В этом не приходится сомневаться. Если его действия и окрашены в религиозные тона, то они лишь приобретают тем самым оттенок божественной законности. При этом король Абдалла с трибуны Консультативного совета торжественно провозглашает, что те же требования депутаты национального парламента должны обратить и к каждому «ответственному лицу государства, добиваясь от него того, чтобы оно верно служило родине и народу», поскольку «с каждого ответственного лица государства будет спрошено Всевышним Господом, мною (самим королем. – Г.К.) и саудовским народом за каждое его прегрешение или намеренно совершенную ошибку».

Итак, первая задача, которую предстоит решить в будущем: если коррупция и непотизм – реальность саудовской жизни, то им объявляется бой, в котором король провозглашает своими союзниками «избранных лучших сыновей родины».

Вторая задача, которую король Абдалла считает самой актуальной проблемой страны, — это «всеобъемлющее развитие родины». Эта задача также ставится в религиозный контекст: «Господь требует от каждого отдать все на благо родины». Это развитие «невозможно, если в нем не станут участвовать все – служащий на месте его службы, учитель и учительница в школе, рабочий на заводе, крестьянин в его хозяйстве, наши героические воины на местах их боевого долга, каждый гражданин в том месте, где он находится». Король вместе с тем счел необходимым специально выделить роль сотрудников органов безопасности: «ведь есть люди, защищающие наши достижения от остатков банд террористов, противников веры, ценностей, морали и подлинной доблести».

Завершая устное выступление, король сказал: «Благородный народ! После Господа к тебе я обращаю мои усилия. Наши общие устремления и надежды требуют от нас железной решимости, без которой мы не сможем их осуществить на благо нашего отечества».

Однако важен и письменный текст тронной речи. В нем король Абдалла отмечает: «Я вновь встречаюсь с вами, дорогие братья, на нашей очередной ежегодной встрече для того, чтобы изложить вам, что сделало правительство в сфере внутренней политики для обеспечения безопасности, процветания и расширения участия граждан в принятии политического решения. Моя задача и в том, чтобы рассказать вам о позиции правительства по вопросам внешней политики, которая имеет непосредственное отношение к защите национальных интересов государства, укреплению мира, региональной и международной стабильности».

Идея принципа «совещательности» как основы нынешнего саудовского внутри- и внешнеполитического курса получила в письменной речи короля четкое оформление – ежегодные встречи с депутатами Консультативного совета и предоставление им отчета о деятельности возглавляемого королем Совета министров королевства. Но король также добавил: «Совещательность делает верными те решения, которые касаются родины и гражданина. Высказываемые вами объективные и открытые суждения в связи с этими решениями способствовали тому, что руководство верит вам, а граждане требуют развития этих суждений». Это означает лишь, что Консультативный совет, как отметил король, стал «собранием подлинно национальных и высококвалифицированных кадров, представляющих все регионы и общественные страны», а в силу этого и «основной опорой правительства в ходе процесса принятия им решений». Он, по мнению короля, не застынет в его нынешних формах, а будет последовательно и целенаправленно развиваться.

В письменном варианте тронной речи, конечно же, вновь присутствовал и религиозно-исторический нарратив. Однако, может быть, он был еще более четко нюансирован указанием на то, что «следование по пути исламского шариата позволило покончить с эпохой разделенности и построить национальное единство». Эта нюансировка была необходима для того, чтобы подчеркнуть положение королевства как «страны стабильности в взбаламученном океане раздоров и войн», а также в этой связи отметить задачи «сохранения национального единства и углубления его содержания». Что означали слова: «углубление содержания» этого единства? Король был откровенен: «Вспышка межконфессиональной борьбы, воскрешение регионалистских противостояний, провозглашение одной общественной группы более значимой по сравнению с другой, — все это противно смыслу ислама и его милосердию, все это являет собой угрозу национальному единству, безопасности общества и государства». Далее он добавил, определяя одну из задач Консультативного совета: «Я надеюсь, что вопрос о национальном единстве займет ключевое место в сфере устремлений Совета, а также в сфере устремлений каждого из вас».

Далее в письменном тексте речи ставился вопрос о терроризме. Король вновь был откровенен: «Отечество все еще сталкивается с феноменом терроризма, хотя в последнее время активность заблудшей секты (обычный термин саудовского дискурса, означающий сторонников террористического подполья. – Г.К.) и была снижена. Но единство и сплоченность народа и правительства, бдительность органов безопасности и мужество их сотрудников покончат, если позволит Господь, с заблудшей сектой». Итак, вторая задача Консультативного совета – противостояние внутрисаудовскому терроризму. Но эта задача выглядит как подчиненная на фоне более значительной: «Безопасность государства и его граждан, — подчеркнул монарх, — это столп, на котором зиждется общественная стабильность, и одно из условий развития».

Итак, развитие. Нынешний осуществляемый в Саудовской Аравии «восьмилетний план» должен «решить стратегическую задачу развития, превратив его в постоянную величину». Да, конечно, «приоритетами» этого плана должны стать «сохранение исламских ценностей, укрепление национального единства, национальной безопасности, социальной стабильности, повышение уровня жизни, предоставление гражданам новых рабочих мест». В числе этих «приоритетов» король назвал также «развитие человеческого потенциала, диверсификацию экономического базиса, увеличение вклада частного сектора в общее развитие, обеспечение пропорционального роста всех регионов королевства», а также «развитие научно-технической базы, внимание к информационным технологиям, поощрение научно-технических исследований, сохранение водных источников и охрану окружающей среды».

Все это, вне всякого сомнения, принципиально важные задачи, способные окончательно обеспечить вхождение Саудовской Аравии в число тех стран периферии современного мирового хозяйства, которые обеспечивают свой устойчивый экономический рост. Но важно и другое — «сохранение исламских ценностей» король назвал в числе важнейших приоритетов развития страны. Устремленность в будущее вовсе не отрицает, с его точки зрения, значения преемственности. Традиция сохраняется, но меняется, содействуя решению новых задач. Акцент на этих «ценностях» принципиально важен потому, что он означает последовательное и контролируемое государством развитие, которое должно исключить резкое социальное расслоение и, как его итог, укрепить то, что король назвал «национальным единством, национальной безопасностью» и «социальной стабильностью». Это тем более важно, что в своей тронной речи король Абдалла говорил и об «укреплении роли частного сектора, который должен стать стратегическим партнером государства в экономическом развитии», и о том, что в королевстве будет создана атмосфера, «содействующая росту саудовских и иностранных инвестиций ради изменения качественных параметров саудовской экономики».

Но, собственно, в чем состоял отчет исполнительной власти перед депутатами Консультативного совета? Король Абдалла подчеркнул, что возглавляемый им Совет министров уже решил многие из задач развития, «выдвинутых принятой ООН в 2000 г. Декларацией развития на новое тысячелетие». Другие же из списка этих задач, отметил он, «будут выполнены ранее сроков, намеченных декларацией». Он сказал, что «увеличение доходной части бюджета прошлого финансового года позволило сократить государственный долг с 660 до 366 млрд риалов». За истекший финансовый год были осуществлены принципиально важные для Саудовской Аравии проекты. Первым в их ряду король назвал «проект реконструкции Главной мечети в Мекке и других святых мест». Это естественно, поскольку определяется условиями и обстоятельствами легитимации саудовской власти и созидания «национального единства». Но в письменном варианте тронной речи говорилось и о «проектах улучшения инфраструктуры, улучшении медицинского обслуживания, развитии среднего, высшего и технического образования, создании жилых кварталов для народа», о «росте золотовалютных запасов государства и поддержке на их основе Национального инвестиционного фонда». В готовящемся же на будущий финансовый год государственном бюджете предусматривается «выделение значительных средств на реализацию качественного скачка в сфере развития человеческих ресурсов, а также в области здравоохранения и в социальной сфере, включая пособия сиротам и инвалидам, а также ликвидацию бедности».

Король коснулся и сферы внутриполитических изменений, назвав среди достижений «принятие Закона о комитете по принесению клятвы (регулирующему процесс престолонаследия. – Г.К.)», «начало эпохи выборов в местные советы». Он говорил и об «увеличении числа институтов гражданского общества», среди которых «Ассоциация прав человека, Центр национального диалога им. короля Абдель Азиза». Но главное, на его взгляд, заключалось в том, что «политическое развитие страны этим не ограничится, поскольку это развитие – постоянный процесс». Разумеется, король добавил: «Этот процесс определяется обстоятельствами и этапами социального развития государства. Иными словами, мы будем продолжать развитие, опираясь на праведные методы управления обществом и государством, призванные быть во благо вере, интересам отечества и гражданина». Король вовсе не давал надежды «революционному нетерпению» некоторых представителей саудовского «образованного класса». Напротив, последнее слово в развитии политических реформ в королевстве оставалось исключительной прерогативой его политического истеблишмента и его высшего представителя – монарха. Стоит заметить, что саудовский вариант демократизации, конечно же, «суверенен».

Наконец, сфера внешней политики. Король Абдалла подчеркнул: «Я не скрываю, что наш регион переживает опасное время, когда в нем множатся столкновения и последовательно сменяющие друг друга кризисы. В дела региона вмешиваются внешние силы, что и порождает его нестабильность. Это требует от саудовской дипломатии активных действий на региональной и международной арене. Ее действия основаны на диалоге, консультациях, на принципе “слова разума и мудрости”. Ее действия направлены на отражение угроз, рисков и устранение порождающих их причин, на смягчение положения, ликвидацию разрушительных противостояний, решение проблем мирными средствами, а именно этого и требует наша благородная вера, обязывающая наши души и чувства быть ответственными». Прекрасные слова! Тем не менее что же за ними стоит?

За ними стоит проведение Эр-риядского саммита ЛАГ, где, по словам короля Абдаллы, «королевство содействовало движению арабов и мусульман по пути реформ, единству их слова и дела, действуя в трех сферах – на арене Залива, в арабском мире и в мусульманском регионе». Эти действия должны «противостоять опасности бунтов, раскола и межконфессиональной борьбы», в первую очередь «противостоянию между мусульманами, прежде всего шиитами и суннитами», а также «вспышкам религиозных конфликтов в различных регионах мусульманского мира, включая в первую очередь Ирак и Ливан». Используя «особое положение королевства в мусульманском мире», саудовская дипломатия действует в направлении «исключения внешнего вмешательства во внутренние дела арабских и мусульманских государств», подчеркивая «равноудаленность королевства от всех конфессий, толков и религиозных групп, из которых состоит арабский и мусульманский мир». Эта дипломатия «всегда призывает к диалогу, взаимопониманию и примирению в любом регионе, где сеется раздор и раскол». Эта дипломатия, заявил он также, проводит курс на «реализацию мира как стратегического выбора, опираясь на всеобъемлющий мирный план, принятый арабскими странами на саммите в Бейруте и подтвержденный последующими встречами в верхах ЛАГ, и прежде всего последним Эр-риядским саммитом».

Король приветствовал решения последнего саммита глав государств — членов Совета сотрудничества арабских государств Залива, подчеркивая тем самым основной внешнеполитический приоритет королевства – регион Персидского залива. Он отметил важность усилий саудовской дипломатии, направленной на достижение Мекканского соглашения между ФАТХом и ХАМАСом, отметив роль «палестинской проблемы в качестве основной для арабского мира». Он заявил о том, что в качестве задачи саудовской дипломатии выступает «ликвидация причин возможного взрыва в Ливане на основе проведения курса переговоров и консультаций со всеми без исключения акторами ливанской политической жизни ради сохранения единства Ливана, его суверенитета и независимости с участием других региональных держав и международного сообщества».

Саудовский монарх подчеркнул, что дипломатия его страны продолжает действовать на региональном и международном уровне «ради восстановления безопасности и стабильности в Ираке, а также ради того, чтобы «все иракцы, вне зависимости от их религиозного или этнического происхождения и политических убеждений, жили в суверенном, едином и независимом Ираке, когда его будущее будет определять иракский народ, а не вмешивающиеся во внутренние иракские дела внешние силы». Таким образом, король Абдалла определил второе приоритетное направление деятельности саудовской дипломатии – арабский мир, что было подчеркнуто и указанием на суданский Дарфур и на ситуацию в Сомали.

Конечно, в письменном варианте речи короля Абдаллы в Консультативном совете присутствовало и иранское ядерное досье. В этой связи саудовский монарх отметил: «Кризис ядерного досье в нашем регионе серьезно осложнил ситуацию, поскольку наложился на ранее возникшие в нем кризисные ситуации. Саудовская дипломатия стремится решить проблему этого досье, опираясь на рациональный и объективный подход, а не используя язык давления и нагнетания напряженности. Она стремится обеспечить свободу региона Залива и Ближнего Востока от всех видов оружия массового поражения, считая, что правом всех государств региона является обладание ядерной энергией в мирных целях и на основе принципов МАГАТЭ. Ни одно из государств региона, включая Израиль, не должно стать исключением в отношении применения принципов Международного агентства по ядерной энергии. На XXVII встрече в верхах глав государств Совета сотрудничества арабских государств Залива, которая состоялась в Эр-Рияде, мы приняли стратегическое решение о начале использования ядерной технологии в государствах Совета. С Божьей помощью, мы станем для государств региона и всего мира образцом того, как мирно должна использоваться эта энергия для развития наших государств на основе высших принципов и решений международного сообщества, категорически исключающих опасность военного использования этой энергии, а также ее использования в качестве оружия воздействия на народы и природу».

Письменный текст тронной речи рассматривал и внешнеполитическую деятельность королевства на международной арене. Король Абдалла «отчитался» перед депутатами Консультативного совета о деятельности своего правительства и в этой сфере, которую он назвал «наведением мостов взаимопонимания и сотрудничества со всеми миролюбивыми народами и государствами ради укрепления принципов международной законности и диалога между цивилизациями и культурами». В этой связи он сказал: «Королевство Саудовская Аравия осознает свою ответственность за сохранение мира во всем мире, за укрепление сотрудничества между государствами и народами. Исходя из этого, я совершил несколько поездок в некоторые азиатские, исламские и дружественные государства – КНР, Индию, Малайзию, Пакистан. Эти поездки подтолкнули к сотрудничеству с этими странами на основе подписанных с ними договоров о взаимодействии в сфере экономики, безопасности, культуры и науки».

«Движение королевства на Восток», продолжал саудовский монарх, определяется «национальными интересами королевства, а также изменениями, произошедшими в мировой политике», когда «королевство стало основным торговым партнером КНР в регионе Западной Азии и Северной Африки, а Индия – четвертым торговым партнером королевства». Он также добавил, что развитие отношений с этими державами связано и с тем, что обе они «играют важную роль в региональной и мировой политике». То же относится и к Малайзии и Пакистану, с которыми королевство связывают, кроме того, и «религиозные узы». Король упомянул и свой состоявшийся в начале текущего года визит в Турцию, который, по его словам, «увенчался подписанием нескольких соглашений, в том числе соглашений о намерениях, направленных на углубление отношений между обеими странами ради сотрудничества и сближения в лоне мира ислама».

Он подчеркнул также, что «дипломатия встреч в верхах» стала в сегодняшнем мире «эффективным средством для укрепления отношений между государствами ради достижения мира во всем мире». Опираясь на этот принцип, он выразил желание «и в дальнейшем встречаться с руководителями дружественных государств в интересах реализации общих национальных интересов и укрепления международного сотрудничества». Увы, но король Абдалла не счел необходимым рассказать об итогах визита российского президента в Эр-Рияд. Впрочем, в равной мере это относилось, например, к посетившей саудовскую столицу накануне приезда туда В.В. Путина канцлеру ФРГ А. Меркель.

Международное сотрудничество оказалось для короля Абдаллы более важным (и это естественно) с точки зрения ситуации на мировом рынке энергоносителей. В этой связи он отметил: «Королевство Саудовская Аравия осознает свою международную ответственность в сфере нефтедобычи и поставок этого сырья. Оно действует в направлении установления справедливых цен на это сырье, цен, которые отвечают интересам как производителя, так и потребителя. Королевство стремится к укреплению своей производственной базы в области нефтедобычи с тем, чтобы в полном объеме выполнить свои обязательства, связанные не только с национальным развитием, но и с потребностями мировой экономики».

Наконец, король коснулся вопроса о «столкновении культур». Он сказал, что очень часто этот «новый и необычный вызов миру во всем мире» воплощается «в оскорблении достоинства пророков (в тексте его речи вопрос касался всех тех, кого в мусульманской традиции обычно называют русуль ва анбийя – цепи предшествовавших Мухаммеду посланцев Бога к людям, первым в которой является Адам и которая включает Моисея и Иисуса. – Г.К.)». Это «оскорбление» вызывает, по словам короля, «раздоры между народами планеты и вражду между нациями». Далее он продолжил: «Национальные интересы и укрепление мира во всем мире требуют всестороннего отпора этому новому вызову, а также выработки единой международной позиции, направленной на укрепление сотрудничества и уз братства между всеми народами планеты и содействующей защите ценностей и святынь, в первую очередь уважения всех пророков».

Письменный вариант тронной речи короля Абдаллы перед депутатами саудовского Консультативного совета завершала важная фраза: «Королевство Саудовская Аравия – миролюбивое государство. Оно стремится к справедливости, уважает права человека и действует в направлении того, чтобы отвечать требованию Господа – быть добродетельным, поскольку только так можно удовлетворить чаяния народа королевства, чаяния арабских и мусульманских народов на основе единого для всего человечества принципа, гласящего, что все народы мира любят благо и мир».

52.34MB | MySQL:103 | 0,527sec