Ситуация в Марокко: апрель 2019 г.

1 апреля в докладе Совету Безопасности ООН генсек ООН Антониу Гутерриш призвал стороны западносахарского конфликта «сделать жесты доброй воли» с  тем, чтобы достичь прогресса в его решении. При этом утверждалось, что оно «возможно». Тем не менее в документе не уточнялось, какого рода может быть это решение. По мнению генсека ООН, это решение должно привести к «самоопределению населения Западной Сахары», но для этого потребуется «сильная политическая воля» сторон конфликта и всего мирового сообщества.

А.Гутерриш выразил сожаление в связи с «отсутствием доверия» между сторонами конфликта, признав, что для исправления ситуации потребуется время. Он приветствовал решение сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО избавиться от его последнего склада мин.

Генсек ООН призвал Совбез продлить истекавший в конце апреля мандат Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso) без определения конкретного срока. Как известно, с целью оказания давления на стороны конфликта с апреля 2018 г. по настоянию США мандат Миссии продлевается не на год, а на 6 месяцев.

Он сообщил, что предложил Генассамблее ООН утвердить бюджет Minurso в объеме 56,4 млн долларов на период с 1 июля с.г. по 30 июня 2020 г. Бюджеты миротворческих операций ООН ежегодно утверждаются в июне.

В настоящее время в составе Minurso 235 человек. Они следят за соблюдением сторонами конфликта режима прекращения огня, установленного в 1991 г.

В конце марта с.г. по завершении второго раунда переговоров «за круглым столом» с участием Марокко, Фронта ПОЛИСАРИО, Алжира и Мавритании, который проходил в Швейцарии с декабря 2018 г., эмиссар ООН в Западной Сахаре Хорст Кехлер констатировал «фундаментальные противоречия» в позициях сторон. «Никто не должен ждать быстрого результата», — предупредил он.

Как известно, Фронт ПОЛИСАРИО требует проведения под эгидой ООН референдума о самоопределении сахарских провинций. Марокко отвергает любое другое решение кроме автономии этой территории при сохранении суверенитета над ней.

4 апреля Палата представителей блокировала принятие закона, предусматривающего лингвистическую открытость при изучении таких предметов, как математика и физика. Здравый смысл говорит за то, что эти предметы должны преподаваться в Марокко на французском языке, однако категорически против этого выступила национал-консервативная Партия Истикляль (ПИ), заявившая, что действует в интересах защиты национальной идентичности. Цель проекта закона – лучше подготовить молодых марокканцев к учебе в ВУЗах, где по большинству технических специальностей преподавание ведется на французском языке. Он был подготовлен Высшим советом по образованию. В противодействии принятию этого закона ПИ выступила единым фронтом с исламистской Партией справедливости и развития.

Арабизация системы образования в Марокко была осуществлена в начале 80-х годов прошлого столетия с главной целью усилить позиции национал-консерваторов и исламистов, боровшихся тогда с левыми. Тем не менее многие политики, в том числе консерваторы, предпочитают отдавать своих детей в платные иностранные школы с тем, чтобы обеспечить их будущее. В Марокко в настоящее время насчитывается порядка 40 частных школ, где преподавание ведется на французском языке.

Между тем по данным ЮНЕСКО, Марокко входит в число 25 самых «неграмотных» стран, показатель неграмотности составляет около 30%.

5 апреля суд второй инстанции Касабланки после 4-месячного процесса подтвердил приговоры для 42 активистов протестного движения «Хирак», сотрясавшего регион Рифа в 2016 – 2017гг. Некоторые из них, и в частности, лидер движения Насер Зефзафи, получили по 20 лет тюрьмы. Все они обвинялись в «заговоре, нацеленном на нанесение ущерба безопасности государства». Остальные получили сроки тюремного заключения от 1 до 15 лет.

11 из 53 активистов движения «Хирак», осужденных ранее судом первой инстанции, в августе 2018 года были помилованы королем Мухаммедом VI.

11 апреля осужденные активисты движения «Хирак» были переведены из Касабланки в одну из тюрем на севере королевства.

21 апреля тысячи марокканцев вышли на улицы Рабата с тем, чтобы потребовать освобождения осужденных активистов движения «Хирак». Манифестация была организована родственниками осужденных, несколькими политическими и правозащитными организациями.

10 апреля марокканские власти объявили о нейтрализации «террористической ячейки» из 4-х человек, подозревавшихся в подготовке терактов на территории королевства. Все арестованные проживали в г.Таза на севере страны. Руководил группой марокканец, успевший повоевать в Ираке и Сирии. В 2015 г. он уже приговаривался к тюремному заключению по делу, связанному с терроризмом. Еще один участник группы был причастен к отправке соотечественников на фронты джихада в Ирак и Сирию. Как подчеркивалось в заявлении МВД, полицейская операция проводилась в рамках «борьбы против угроз, связанных с джихадистской группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).

12 апреля суд в Сале приговорил к 10 годам тюрьмы 33-летнего гражданина Швейцарии Николаса Р. по обвинению в «создании террористической банды». Швейцарец был арестован 10 января в Темаре в ходе волны арестов, последовавших вслед за убийством в середине декабря в Атласе двух скандинавок.

17 апреля МВД Испании объявило об аресте в Марокко джихадиста, подозреваемого в подготовке теракта в испанском городе Севилья. По данным ведомства, этот арест жителя Севильи стал результатом взаимодействия спецслужб двух стран.

23 апреля марокканские власти объявили о нейтрализации «террористической ячейки» из шести сторонников ИГ, подозреваемых в намерении совершить теракты на территории королевства. Аресты были проведены в Сале – городе-спутнике Рабата. Позднее в тот же день было объявлено об аресте в Дахле (сахарские провинции) еще одного человека. По версии следствия, он был связан с этой ячейкой.

14 апреля стало известно, что тысячи преподавателей, работавших по контрактам ограниченного срока действия, возобновят работу с 15 апреля, прекратив таким образом забастовку, продолжавшуюся с начала марта. 23 апреля должна была состояться встреча представителей контрактников с чиновниками Министерства образования. Сразу же было объявлено, что если требования учителей не будут удовлетворены, 25 апреля забастовка возобновится. Само решение приостановить забастовку было принято после первой встречи в Минобразования, по итогам которой ведомство заявило, что «приостанавливает действие всех административных и юридических мер, принятых в отношении участников забастовки».

В движении преподавателей участвуют примерно 55 тысяч человек, принятых на работу по контрактам ограниченного срока действия начиная с 2016 г. Главное их требование – добиться статуса чиновников Министерства национального образования. Они имеют одинаковую зарплату с другими учителями – 5 тысяч дирхамов в месяц (460 евро), но не имеют одинаковых прав с теми, кто имеет статус чиновников, в частности, по пенсионному вопросу.

Как ранее заявил министр национального образования Саид Амзази, главными потерпевшими в результате забастовки стали примерно 300 тысяч школьников.

23 апреля, в день, когда должны были состояться переговоры между представителями контрактников и Министерства национального образования, несколько тысяч учителей вышли на улицы Рабата на манифестацию. Шествие прошло от медины до здания парламента. Поводом для шествия стала отмена встречи с представителями министерства. Вечером 23 апреля полиция разогнала участников акции протеста, применив водометы. При разгоне манифестации ранения получили 70 ее участников. Все они были госпитализированы.

19 апреля королевская канцелярия объявила о предстоящем строительстве трех «больших» плотин на севере страны с тем, чтобы удовлетворить растущие потребности региона в пресной воде. Соответствующее решение было принято на совещании, которое провел король Мухаммед VI в присутствии членов правительства и королевских советников. Монарх также поручил правительству завершить «разработку приоритетной национальной программы, касающейся управления водными ресурсами».

Проблема водоснабжения остро стоит в настоящее время в Марокко из-за длительной засухи. В 2017 году перебои в водоснабжении привели к манифестациям протеста в городе Загора на юге страны.

19 апреля стало известно, что свыше 300 врачей, работавших в больницах на севере Марокко, подали заявления об увольнении в знак протеста против существующих условий труда. Об этом они сообщили в совместном письме, направленном в профильное министерство. Акция была организована независимым профсоюзом врачей, работающих в госсекторе. По оценке врачей, ситуация в медицинских учреждениях не отвечает «ни ожиданиям марокканцев, ни их праву на получение медицинской помощи».

По данным ВОЗ, марокканская система здравоохранения сталкивается с «дефицитом персонала», а также проблемами «глубокого географического и социально-экономического неравенства».

25 апреля правительство Марокко объявило, что подписало «новое социальное соглашение» с патронатом и основными профобъединениями, которое предусматривает повышение в течение трех лет зарплаты для ряда категорий работников на 400 или 500 дирхамов (37 и 46 евро). Предусматривается также 10-процентное увеличение минимальной зарплаты (2570 дирхамов) для всех секторов, кроме сельскохозяйственного, в котором она составляет 1800 дирхамов. Заявленная цель соглашения – «улучшение покупательной способности и социального климата».

Стремление марокканских властей ослабить накал протестных выступлений понятно. Однако острота социально-экономического кризиса такова, что это соглашение вряд ли изменит критический настрой многих марокканцев.

62.84MB | MySQL:102 | 0,569sec