О влиянии на внешнюю политику Турции сделки по приобретению С-400 у России

Палата представителей Конгресса США в понедельник 10 июня  единогласно одобрила резолюцию, которая содержит призыв к вашингтонской администрации к всестороннему применению санкций в отношении Турции в рамках принятого в США в 2017 году закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), если Анкара получит российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400. Трансляцию заседания вел телеканал Си-Эс-пи-эй-эн. Резолюции Конгресса США носят сугубо декларативный характер, а их положения не обязательны для выполнения. Конгрессмены призвали американского лидера Дональда Трампа «к всестороннему осуществлению санкций в соответствии с CAATSA, если Турция приобретет российские ЗРС С-400», а турецкое правительство — «отменить покупку российских С-400». Законодатели осудили данную сделку и считают, что она «ставит под угрозу целостность американо-турецкого союза и подрывает НАТО».    Турция заказала у США к настоящему времени 30 самолетов F-35 из возможных 100.  Еще один законопроект о запрете на передачу Турции истребителей-бомбардировщиков F-35 в случае получения ею зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 подготовлен в Конгрессе США. Его автором стал председатель комитета по делам вооруженных сил (ВС) Палаты представителей Конгресса США Адам Смит (демократ от штата Вашингтон). Запрет включен в проект американского военного бюджета на 2020-й финансовый год, подготовленный Смитом. Его аппарат обнародовал в понедельник текст данного законопроекта, ставшего ответом на бюджетный запрос администрации США на 2020-й финансовый год, переданный на Капитолийский холм 11 марта. Выработанный Смитом законопроект уже был обсужден в рабочем порядке демократами и республиканцами в комитете по делам ВС нижней палаты Конгресса, по ряду основных положений документа сложился межпартийный консенсус. Законопроект предусматривает отказ Вашингтона от поставок истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Анкаре, если Турция не предоставит «вызывающие доверие гарантии того, что не примет поставки зенитной ракетной системы С-400» ни в настоящее время, ни «в будущем». При этом поручиться за такие гарантии должны будут, согласно тексту законопроекта, вместе министр обороны и госсекретарь США. Ранее США уже ввели на законодательном уровне запрет на передачу F-35 Турции в случае покупки ею ЗРС С-400. Этот запрет был включен в бюджет Пентагона на текущий финансовый год, подписанный президентом Дональдом Трампом в августе 2018 года. Первые сообщения о переговорах России и Турции о поставках С-400 появились в ноябре 2016 года. Факт заключения контракта был подтвержден российской стороной 12 сентября 2017 года. Как сообщил в декабре 2017 года генеральный директор компании «Ростех» Сергей Чемезов, стоимость поставки Анкаре систем С-400 составляет 2,5 млрд долларов. Турция — первое государство — член НАТО, которое получит от России ЗРС подобного класса. Турецкие летчики, проходящие в США, на авиабазе Люк, обучение навыкам пилотирования истребителей-бомбардировщиков F-35, прекратили тренировочные полеты. Об этом агентству Рейтер сообщил в понедельник официальный представитель Пентагона подполковник Майк Эндрюс. «Министерству известно, что турецкие летчики на авиабазе Люк не летают, — сказал он. — Мы продолжим тесно работать с нашими турецкими союзниками по прекращению их участия в программах, связанных с F-35, если политика Турции не изменится». Обратим внимание на очень своеобразную манеру американского полковника выражать свои мысли: в его мозгу активно борются наработанные штампы «о  непоколебимом альянсе США  с их союзниками» и констатация приостановке такого сотрудничества с Турцией. Вместе с тем агентство отмечает, что турецкие специалисты продолжают подготовку на авиабазе Эглин во Флориде. Как сообщил 7 июня журнал «Форин полиси», и. о. министра обороны США Патрик Шэнахан в письме, направленному министру национальной обороны Турции Хулуси Акару, уведомил, что к 31 июля командировочные предписания турецких летчиков, обучающихся на базах во Флориде и Аризоне, аннулируют, их доступ на базы будет прекращен. США также отказались принять 34 летчиков из Турции, которые должны были прибыть в страну позже в этом году, поскольку Вашингтон принял решение «приостановить участие Турции в программе F-352. Приостановка обучения турецких летчиков вызвана решением Анкары приобрести российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400. США предпринимают активные попытки не допустить покупки Турцией С-400. Ранее Вашингтон уже предупреждал Анкару, что в случае приобретения этих систем вооружений Соединенные Штаты могут отказать Турции в продаже F-35.

В этой связи отметим несколько важных моментов.

  1. Сделка по С-400, судя по этим сообщениям, становится фактически необратимой. Выйти из этой ситуации путем аннулирования сделки без потери лица президент Турции Р.Т.Эрдоган уже не сможет. Это принесет ему безусловные электоральные риски, на что он пойти не может. Особенно в условиях нынешних перевыборов мэра Стамбула, в которых важное место будут иметь голоса националистов. Пусть даже официально с ними ПСР сейчас и не находится в блоке.  Но даже если эти выборы ПСР и выиграет, то по оценке многих экспертов, ситуация в Турции складывается так, что очень вероятны досрочные президентские выборы.
  2. Отказ в этой ситуации от сделки по С-400, помимо чисто экономических издержек (немалый аванс будет утрачен безвозвратно, плюс новые затраты на американскую ПРО), несет в себе серьезные репутационные риски лично для Р.Т.Эрдогана: не надо забывать, что Турция — это все-таки страна с имперским мышлением, и слова о суверенитете для турок не просто звук. Тем более, что какие-то шаги по блокированию сделки по С-400 теоретически  были возможны только после каких-то внятных уступок Вашингтона по вопросу поддержки курдов на севере Сирии, созданию по турецким рецептам «зоны безопасности» по всему периметру турецко-сирийской границы, и экстрадиции проповедника Ф.Гюлена. Но ни по одному из этих вопросов американцы ни на какие уступки не пошли. Не пошли они и на уступки в рамках чистой экономики, введя торговые пошлины на ряд ключевых турецких товаров, прежде всего сталь. При этом Анкара сделала все ритуальные шаги, и теперь уже в принципе позиции окончательно определились. Все нынешние предложения конгрессменов, демарши Пентагона и соответствующая разгневанная риторика властей Турции в принципе это уже арьергардные бои и констатация факта. Финалом этой истории помимо законопроектов Конгресса США надо полагать и следующее заявление Анкары. Соединенные Штаты так и не предприняли каких-либо шагов для создания совместно с Турцией рабочей группы для разрешения разногласий по поставкам российских зенитных ракетных систем С-400. Об этом заявил в понедельник руководитель Управления оборонной промышленности (УОП) Турции Исмаил Демир. «Подход Турции по теме приобретения С-400 совершенно ясен, мы постоянно говорим, что для нас эта тема закрыта. В связи с этим, если у США есть какие-либо опасения насчет дислокации С-400 на территории Турции, то мы неоднократно заявляли, что мы готовы этот момент обсудить. Мы по этой теме предложили создать техническую рабочую группу, которая бы обсудила все необходимые вопросы, но другая сторона так и не предприняла никаких шагов в этом направлении», — приводит его слова газета «Акшам».

Есть еще несколько свидетельств того, что турки готовы дать бой в рамках ассиммиетричных ответов ВПК США. И эти меры дают основания полагать, что в конечном результате Вашингтон не пойдет на очень резкие шаги в рамках «наказания» Турции. Это чревато не только тем, что ситуация для американских сил и их союзников на севере Сирии самым серьезным образом осложнится. Этот процесс уже пошел, если мы имеем ввиду активизацию терактов на севере Сирии в отношении патрулей СДС и постоянные стычки арабов и курдов. В более глобальном смысле — это понижение уровня американской продукции ВПК на турецком рынке в пользу российской. При этом вся аргументация США в отношении того, что наличие С-400 у турок угрожает «совместимости» со стандартами НАТО, критики не выдерживает. У той же Греции С-300 давно присутствует и никого не смущают в этом контексте. В этой связи тема турецко-греческого регионального противостояния также стоит в качестве одной из причин приобретения Анкарой С-400. Греция обеспокоена решением Турции приобрести зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 у России, покупка приведет к перенастройке систем вооружений республики. С такими словами в четверг выступил министр национальной обороны Греции Эвангелос Апостолакис, выступая на организованной журналом «Форин полиси» конференции по вопросам внешней политики и безопасности в Вашингтоне. «Она [покупка] ставит противовоздушную систему региона в иную концепцию, — отметил министр. — Тогда [в случае покупки] мы должны перепланировать и перенастраивать нашу систему». По его словам, «параллельное приобретение F-35 и С-400 полностью меняет силы и стабильность в регионе». «Они [Турция] смогут стрелять во все, что летает», — полагает Апостолакис. «Это одна из множества проблем, она нас очень беспокоит», — сказал глава греческого министерства про покупку С-400. В связи с этим, по его словам, Афины поддерживают действия США в этом отношении. При этом он выступил и против покупки Анкарой американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. «F-35 — передовая технология, их очень сложно обнаружить нашим системам. Это технология «стелс»», — отметил Апостолакис. В этом случае он сказал глупость, но тут же поправился.  Тем не менее, считает глава оборонного ведомства, если страна — участница НАТО покупает вооружение у другого члена альянса, то «стабильность и баланс сил сохраняются». «Когда появляется другая система, как например С-400, баланс не остается прежним», — полагает он. Суть конфликтов между двумя странами следующая:  Турция не признает 10-мильную воздушную зону Греции вокруг ее островов, считая, что греческое воздушное пространство, как и территориальные воды, ограничено шестью морскими милями. В результате турецкие истребители с вооружением на борту регулярно вторгаются в район полетной информации соседнего государства без предоставления плана полетов, а Греция поднимает на их перехват свои самолеты. Это противостояние в рамках уравновешивания оборонного потенциала является еще одной причиной, которая делает сделку по С-400 практически решенным делом.

Помимо гневных реляций Анкарой предпринимаются и вполне явные шаги в рамках ограничения деятельности американского ВПК не только в рамках F-35. Столичный турецкий прокурор начал в мае с.г. уголовное расследование в отношении должностных лиц США и представителей американского оборонного подрядчика Lockheed Martin по поводу их предполагаемой роли в попытке переворота 2016 года.  Сердар Кошкун, турецкий прокурор в Анкаре приказал Генеральному штабу раскрыть всю информацию о встречах по оборонным закупкам, состоявшихся в Анкаре в июле 2016 года. В юридическом резюме, поданном 27 июля 2016 года, Кошкун указал, что встречи, на которых американские должностные лица и сотрудники оборонного подрядчика США, возможно, были частью неудавшегося переворота 15 июля 2016 года, что требует изучения деталей этих встреч, включая содержание обсуждений и участников в рамках уголовного расследования. Отметим при этом, что на тех встречах речь шла о модернизации F-16 в составе ВВС Турции. Встречи между турецкими и американскими официальными лицами 12-13 июля 2016 года не были чем-то из ряда вон выходящим, носили технический характер и являлись частью программы модернизации турецких истребителей F-16. Они планировались давно и были организованы в рамках двустороннего соглашения, подписанного между Турцией и США 26 апреля 2005 года, срок действия которого истекал в 2020 году. Однако, нынешний демарш Кошкуна вызвал уже ряд движений в соответствующих ведомствах  1 августа 2016 года бригадный генерал и юрисконсульт Генерального штаба Динсер Урал собрал всю информацию о делегации США от командования ВВС и Министерства обороны и направил документы в прокуратуру по запросу. На сегодня Министерство обороны Турции уже направило в прокуратуру данные на граждан США, их турецких коллег, протоколы заседаний и данные по F-16.  Как стало известным, на этих встречах обсуждалась модернизация радара для военных самолетов F-16 Block 30 в составе турецких ВВС. Военно-воздушные силы изучали возможность приобретения активных систем электронного сканирования (AESA) для замены  механической сканирующей системы (MSA), и переговоры между турецкими и американскими официальными лицами по этому обновлению продолжаются с сентября 2013 года. В нем приняли участие Джон Филбин, начальник нового офиса  по программе F-16 на базе ВВС Райт-Паттерсон, и Рэнди Булкард из того же офиса. Турецкую делегацию возглавлял полковник Кадиркан Котташ, исполнявший в то время обязанности начальника отдела управления программами командования ВВС. В протоколах встреч указывалось, что официальные лица США говорили о различных турецких запросах на модернизацию самолетов F-16 в сотрудничестве с американским оборонным подрядчиком Raytheon, который имеет лицензию на оборудование. Турецкая сторона выразила свои предпочтения и способы, которыми они хотели бы продолжить модернизацию, в то время как официальные лица США объяснили процедуры и то, как они могли бы проводить юридическую «очистку» этой продукции, которая подлежат экспортному контролю и предварительному одобрению в США.  В ходе совещания были представлены дополнительные предложения. Турецкий полковник заявил, что ВВС особенно заинтересованы в модернизации SLEP, чтобы уменьшить время простоя самолетов. Стоимость модернизации, представленная американской стороной, была указана в размере 738 млн долларов.  В какой-то момент дискуссия перешла на то, могут ли американские чиновники урезать расходы и скорректировать цены в соответствии с турецкими запросами. Вся техническая спецификация предложений по модернизации и ценовые альтернативы для F-16 сейчас  включены в досье прокурора. Помимо этого туда же были включены документы о втором туре переговоров,  в центре внимания совещания были турецкие просьбы о создании лаборатории системной интеграции (SEL) и разработке внутристранового перепрограммирования (ICR) для размещения деталей отечественного производства для программы F-16.

Обе встречи состоялись в Офисе оборонного сотрудничества Турции (ODC-T), который функционирует в рамках американской организации содействия безопасности Турции. Первоначально отделение было создано в 1947 году под названием совместной американской военной миссии по оказанию помощи Турции (ДЖАММАТ) и с тех пор дважды переименовывалось. Документы показывает, что ВВС проинформировали как Генеральный штаб, так и Министерство обороны о встрече 12 июля 16 июля 2016 года. Письмо, в котором подробно излагались ценовые предложения по радиолокационной модернизации F-16, было подписано бригадным генералом А.Идрисом Аксоем, возглавлявшим департамент планирования  ВВС. В письме также перечислены 18 турецких офицеров в качестве участников предстоящего совещания.

Уголовное расследование прокурором было начато после того, как рядовой, проходивший обязательную военную службу и назначенный в отделение ОДК, обратился в полицию и дал заявление в контртеррористическое подразделение. Кроме того, Сарпер Кая Язгюноглу, 30-летний гражданин Турции, показал полиции 20 июля 2016 года, что он подозревает, что встречи, проведенные между турецкими и американскими чиновниками, были частью плана по подготовке переворота в Турции. Язгюноглу, учитель по профессии, служил капралом в Гвардейском подразделении на базе, где размещалось отделение ОДК.  Вот этот смешной и надуманный повод для расследования лишний раз убеждает нас в том, что вся возня затеяна совершенно не в рамках расследования истории с переворотом. Это уже попытка повлиять в целом на всю систему контрактов Lockheed Martin в Турции в рамках направления соответствующего сигнала в Вашингтон. Встречи были полностью законными и проводились в соответствии с соглашением, подписанным между Турцией и США в 2005 году. Соглашение было составлено на основе турецкого письма-запроса (LOR) о продолжении модернизации парка F-16, на которое было получено письмо-запрос и согласие (LOA), подписанное генерал-майором Джоном Л. Хадсоном, тогдашним заместителем заместителя командующего ВВС, 30 марта 2005 года. Ялчын Атаман, заместитель заместителя министра обороны, подписал предложение 26 апреля 2005 года от имени правительства Турции. То есть, все официальные формальности были соблюдены, и в 2016 году никаких нарушений выявлено не было. А вот теперь это расследование возобновлено.  Учитывая тот факт, что турецкие прокуроры напрямую подчинены канцелярии президента Турции Р.Т.Эрдогана,  неудивительно, что этот вопрос вновь обострился до уровня нового уголовного расследования. И причины такой оперативности надо искать именно в противоречиях между Вашингтоном и Анкарой по вопросу  сделки по С-400 и F-35.

51.89MB | MySQL:101 | 0,448sec