Сможет ли национальная конференция вывести Алжир из тупика?

Для вывода Алжира из тупика, в который он зашел после апрельского отказа от власти президента АНДР Абдельазиза Бутефлики 15 июня состоится «Национальная конференция гражданского общества».

Инициаторами ее проведения выступают «надполитические», как они сами себя обозначают, силы страны, а именно Коллектив гражданского общества по мирному демократическому переходу (он же Коллектив гражданского общества за переход к демократии), Гражданский форум перемен и Конфедерация алжирских профсоюзов.

Они поставили себе целью достижение общей «дорожной карты» для выхода из кризиса. Впрочем, на этом благом пожелании сходство интересов алжирских общественников и кончается.

Да, все их представители указывают на необходимость реформирования страны, отказа от прежней системы управления и проведения президентских выборов, но при этом они резко расходятся относительно стратегии и механизмов подобного перехода.

Сейчас имеется три основные точки зрения дальнейшего реформирования страны: сторонники алжирской «перестройки» указывают на необходимость следования действующей Конституции как платформы для начала реорганизации системы.

Еще одна группа выступает за выборы Учредительного собрания, которое и определит новую Конституцию.

И, наконец, третья группа указывает на необходимость скорейшего проведения президентских выборов с тем, чтобы новый глава государства как можно быстрее запустил реформирование страны с наименьшей потерей драгоценного времени.

Вот при таких условиях и должна начаться национальная конференция. Соответственно, шансов на какой-то серьезный прорыв имеется немного. Но главное – это начало полноценного диалога в стране, который бы минимизировал скатывание ситуации к 1990-м годам с вооруженным противостоянием.

И хотя сейчас еще такой вариант относительно маловероятен, все же предпосылки для вероятного повторения событий «арабской весны» в Алжире имеются серьезные.

Ввиду этого еще до проведения национальной конференции большая часть ее участников, кажется, склоняется к варианту скорейшего проведения президентских выборов.

Однако проблема состоит в том, что и здесь алжирское общество оказалось расколотым. Если одна часть настаивает на скорейшем их проведении, в течение ближайшего полугода для как можно быстрейшего запуска реформ в стране, то другая выступает за то, чтобы как следует к этому подготовиться, чтобы избежать взаимных упреков относительно их проведения – соответственно, она предлагает провести их через год.

Разумеется, о механизме их проведения в подобной ситуации договориться будет куда сложнее, и устроители национальной конференции это прекрасно понимают и предлагают рассмотреть этот вопрос поэтапно.

Разумеется, в таком повороте событий можно было бы усмотреть попытку начальника штаба Вооруженных сил АНДР генерала Ахмеда Гаида Салаха «заболтать» протестующих, заставив их выпустить «пар» не на улицах, а в кабинетных прениях.

Эти подозрения, казалось бы, усиливает то, что одним из организаторов такой встречи стала Конфедерация алжирских профсоюзов, руководство которой радикальная оппозиция ранее называла «марионетками» действующего режима.

Однако с другой стороны оказались представители «Гражданского форума перемен» вроде того же Абдеррахмана Арара, одного из организаторов антипрезидентских выступлений 22 февраля 2019 года, непримиримого поборника идеи ухода уже бывшего президента Абдельазиза Бутефлики, и вообще прослывшего ярым сторонником демонтажа существующей политической системы.

Он и его соратники уверены в том, что проведение такого мероприятия лишь поспособствует ухудшению позиций военных, уверенно «окапывающихся» в алжирской власти.

С одной стороны, это может стать самым серьезным вызовом властям Алжира за последние месяцы. Ведь проведение такого форума, на который зарегистрировались свыше 500 человек, представляющих в том числе и уличную оппозицию, способно ее легализовать. Соответственно, в перспективе ее могут признать в качестве «народного органа власти» не только оппозиционеры внутри страны, но и власти зарубежных стран.

Известно, что военные не выступали явно против проведения такого мероприятия. Более того – некоторые из устроителей утверждают, что эмиссары Ахмеда Гаида Салаха должны принять активное участие в диалоге на этой национальной конференции.

Если это будет так, то они рискуют признать тем самым участников последней организованной силой, в отношении которой им будет уже более сложно применить репрессивные меры.

Разумеется, власть военных не рухнет в одночасье в случае, если они вознамерятся разогнать это мероприятие силой. Однако тогда они заметно ухудшат свои позиции, открыто и громогласно возвестив всему миру о том, что в Алжире установилась полноценная военная диктатура со всеми вытекающими из этого издержками.

Впрочем, как известно, у каждого процесса имеется две стороны медали. И в данном случае оппозиция, открыто признав в военных как минимум равную им силу, и усадив их одновременно в кресла такого национального диалога, автоматически легитимизирует их, снимает с них призрачные одеяния путчистов и обряжает их в тогу «законности».

Что же касается мечтаний некоторых устроителей национальной конференции, что им удастся в результате также «заговорить» Ахмеда Гаида Салаха, заставив его как минимум поделиться реально властью, то с большой долей вероятности эти мысли так и останутся фантазиями. Военные прекрасно понимают, что алжирская ситуация в данный момент подразумевает наличие власти в одних руках.

И они намерены до конца вести за нее сражение, понимая, что в противном случае, выпустив ее, они могут в перспективе лишиться не только ресурсов и положения, но под угрозу может быть поставлено само их физическое существование.

52.25MB | MySQL:103 | 0,460sec