Оценки китайских и западных специалистов военно-технического сотрудничества Турецкой Республики и Индии

Как сообщают обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, 9 июня 2019 г. в Турции состоялось подписание контракта между турецкой кораблестроительной частной корпорацией TAIS и индийским государственным судостроительным предприятием Hindustan Shipyard Limited на проектирование, инженерное сопровождение строительства и оборудование пяти универсальных транспортов снабжения (УТС) океанской зоны.  Водоизмещение перспективных УТС определено на уровне 45000 тонн. Стоимость контракта оценена в 2,3 млрд долл. США.

В отношении подписанного контракта известно, что турецкая кораблестроительная корпорация TAIS, которая состоит из пяти ведущих судостроительных предприятий страны, а именно: Anadolu Shipyard, Istanbul shipyard, Sedef Shipyard, Sefine Shipyard и Selah Shipyard выполнит полный комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ исключительно своими силами.

Благодаря такому крупному заказу все пять турецких судостроительных заводов получат заказы на изготовление различных сложных элементов корпуса судов, для которых необходимы не только палубные надстройки, но и центральные посты управления погрузочно-разгрузочными операциями. Кроме того, на предприятиях будет проведена модернизация кранового оборудования и станочного парка, что позволит в будущем участвовать в сложной конкурентной борьбе на мировом рынке в секторе универсальных транспортов снабжения.

Китайские, пакистанские и даже индийские специалисты отмечают, что национальные судостроительные предприятия Индии не обладают достаточными техническими возможностями для строительства подобных кораблей – фактически отсутствуют современные сухие и плавающие доки, позволяющие выполнять сборку и достройку кораблей у причальной стенки. Кроме того, на индийских судостроительных предприятиях отсутствуют крупнотоннажные крановые установки, которые необходимы для перемещения крупноразмерных секций кораблей и судов обеспечения.

Также негативными моментами является отсутствие квалифицированных проектировщиков, инженеров, способных разработать и реализовать подобный проект в установленные сроки. Именно низкая квалификация и дисциплина на судостроительных предприятиях Индии зачастую приводит к пожарам на ремонтируемых/обслуживаемых кораблях, неадекватному выбору дат и времени спуска кораблей на воду и т.д.

Следует отметить, что индийские военные с одной стороны согласились, что все пять универсальных транспортов снабжения будут построены под надзором турецких специалистов, но при этом настояли на том, чтобы сборка кораблей осуществлялась именно в Индии. В течение  определенного периода обслуживание судов будут обеспечивать исключительно турецкие специалисты.

Анализ фотоматериалов, опубликованных в открытых источниках, позволяет утверждать, что на верхней палубе перспективных УТС ВМС Индии будет установлено по четыре  кран-стойки для передачи судового и авиационного топлива на сопровождаемые корабли поисково-ударной или авианосно-ударной группы. Следует отметить, что насыщение судна надежным и производительным оборудованием это прерогатива именно турецких специалистов.

Ближе к носовой части корабля будет установлен кран (грузоподъемность составит 30 тонн) для погрузки и выгрузки генеральных грузов, которые будут размещены в морских 20-ти футовых контейнерах. Для обеспечения передачи на корабли продуктов питания, боеприпасов, медикаментов и другого снабжения будут привлечены экипажи палубных вертолетов, для размещения которых в палубной надстройке будет оборудован ангар и полетная палуба.

Кроме того, УТС будет укомплектован несколькими скоростными катерами с жестким днищем, предназначенными для контроля погрузочно-разгрузочных работ, охраны судна при стоянке в портах, постановке  заграждений в  случае утечки нефтепродуктов. Безопасность корабля будет обеспечена за счет двух телеуправляемых модулей с автоматических пушечным вооружением, которые планируется разместить в носовой части и на основной палубной надстройке УТС.

К настоящему моменту не представляется возможным сообщить тактико-технические характеристики перспективных УТС, количество которых обусловлено тем, что ВМС Индии рассчитывают в перспективе располагать тремя полноценными авианосно-ударными группировками, а соответственно необходимо иметь два УТС в резерве или же один корабль будет находится в резерве, а другой выступать в качестве учебного корабля.  При указанном выше водоизмещении перспективные суда снабжения ВМС Индии позволят гарантированно обеспечивать топливом, пресной водой и продуктами питания экипажи нескольких кораблей в рамках дальних походов или долгосрочного боевого дежурства в Индийском океане.

Строительство первого корабля серии будет начато в четвертом квартале 2020 г., а передача ВМС Индии запланирована на 2024 г. Последующие четыре УТС планируется передавать индийским военным с интервалом в 10 месяцев. Представляется возможным предположить, что УТС будут дислоцированы в районе Висакхапатнам, поскольку в данном приморском городе действует одно из судостроительных предприятий Индии. Вполне вероятно, что перспективные УТС турецкой разработки будут укомплектованы дизельными двигателями, которые обеспечат вращение двух валолиний с винтами переменного шага.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в данной ситуации турецкие судостроители получили возможность проявить свои лучшие качества в вопросе строительства новых кораблей для иностранного заказчика. Как известно, это уже не первый проект универсального транспорта снабжения, который выполняют турецкие специалисты – ранее было успешно сконструирован УТС «Моавин» для ВМС Пакистана и именно этим обусловлено пристальное внимание официального Исламабада к военно-техническому сотрудничеству между Индией и Турцией.

Следует отметить, что обозреватели и корреспонденты таких специализированных китайских военно-технических изданий, как «Современные корабли», «Корабельное вооружение» достаточно пристально наблюдают за разработками турецких кораблестроителей в области боевых надводных кораблей и судов обеспечения, которые необходимы ВМС любого государства, претендующего на присутствие в мировом океане – а именно в дальней морской и океанской зоне.

В доказательство надлежащего уровня квалификации турецких кораблестроителей приведем примеры строительство фрегатов серии «Ада» для ВМС Турции и Пакистана, конструкция которых заимствована у немецких кораблей проекта МЕКО серии А-100. Кроме того, турецкие конструкторы разрабатывают боевые корабли большего водоизмещения, как с традиционной формой корпуса, так и с лемехообразной носовой частью, которая позволяет серьезно снизить радиолокационную заметность корабля. Также турецкие специалисты в полной мере следуют тенденциям в области создания  малозаметных кораблей и большую часть вооружения и оборудования размещают в пределах палубной надстройки закрытого типа.

В качестве примера такой разработки приведем проект ракетного фрегата ПВО TF-2023, который при длине 140 м имеет водоизмещение около 6000 тонн и будет оснащен многокомпонентными трехкоординатными радиолокационными станциями с активными фазированными решетками (S и X диапазоны), системой опознавания «свой-чужой» и системой радиоэлектронного противодействия и подавления.  Состав вооружения такого корабля будет достаточно традиционным и включает артиллерийскую установку калибра 127 мм, 32 или 64 вертикальных пусковых установки для зенитных управляемых ракет разной дальности, а также наклонные пусковые установки для противокорабельных или крылатых ракет.  Следует отметить, что в перспективе подобные корабли могут быть оснащены электромагнитными рельсовыми орудиями типа TUFAN, испытания которых находятся в активной фазе.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что пакистанские аналитики и представители национальных ВМС высказывают мнение о необходимости расширения сотрудничества с оборонно-промышленным комплексом Турции, поскольку официальная Анкара согласна поставлять пакистанским партнерам новые образцы вооружения и военной техники на льготных кредитных условиях, которые, вероятно, даже выгоднее чем те, что предоставляет официальный Пекин.

52.27MB | MySQL:103 | 0,461sec