О военно-техническом сотрудничестве Израиля, США и Индии

По информации китайских источников, в начале июня 2019 г. американская компания Lockheed-Martin и израильская Rafael Advanced Defense Systems подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого будут совместно проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках дальнейшего развития серии высокоточных, корректируемых, высокоэффективных авиационных боеприпасов с интеллектуальными системами управления – авиационных бомб серии SPICE.

Как известно, израильские специалисты самостоятельно разработали комплекты крыльевых поверхностей (несущих и управляющих),  а также системы наведения и управления для стандартных свободнопадающих осколочно-фугасных авиационных бомб. Боеприпасы массой 1000 фунтов (453 кг ) получили обозначение SPICE 1000, а модели массой 2000 фунтов (907 кг) присвоено обозначением SPICE 2000.

Основной особенностью системы навигации данного боеприпаса является возможность поражения цели при полной блокировке сигнала GPS, а как известно, нормальное функционирование приемников системы глобального позиционирования является ключевым условием для нормального функционирования большинства современных боеприпасов ВВС США.

Представители компании Lockheed Martin признают, что пристально наблюдают за примерами боевого применения рассматриваемых боеприпасов, которые поступили на вооружение ВВС Израиля еще в 2003 г. и с тех пор летчики истребителей F-16I Sufa и F-15I  Raam регулярно применяют данные бомбы при нанесении ударов по объектам в секторе Газа, а в последние несколько лет при налетах на позиции ПВО ВС Сирийской Арабской Республики и для поражения «иранских военных объектов» на территории сопредельного государства.

Следует отметить, что в 2019 г. израильские военные летчики успешно применяли именно бомбы серии SPICE и уничтожили одну радиолокационную станцию, а также зенитную ракетно-пушечную установку «Панцирь С1» сирийских военных.

Американские специалисты отмечают, что бомбы серии SPICE это пример авиационного средства поражения, аналогов которому в ВВС западного мира просто нет. Фактически бомбы израильского производства на сегодняшний день полностью соответствуют всем требованиям ВВС США.

К настоящему моменту рассматриваемые боеприпасы уже включены в операционные системы истребителей-бомбардировщиков F-15, истребителей F-16 и  «Мираж 2000-5», а также могут быть оперативно внедрены в состав вооружения истребителей F/A-18, «Торнадо», «Рафаль», «Грипен» и «Тайфун».

В отношении моделей SPICE 1000 и SPICE 2000 известно, что при массе 453 и 907 кг соответственно их максимальная дальность пуска составляет 60 км. Круговое вероятное отклонение не превышает 3 м.

При необходимости поражения наземной/надводной стационарной или подвижной цели на большей дальности  необходимо применять малокалиберные SPICE 250. Максимальная дальность пуска такой бомбы составляет уже 100 км. Данную версию боеприпаса израильские военные называют высокоточной бомбой первого удара.

Один истребитель F-16 может быть вооружен 16 такими бомбами, но как показывает практика, ВВС Израиля обычно использует только два кронштейна, что позволяет разместить 8 боеприпасов. Для сравнения истребитель-бомбардировщик F-15 может быть укомплектован 28 бомбами SPICE 250.

Успешное применение всех боеприпасов серии SPICE обеспечивает комплексная система наведения, составленная из инерциального модуля, приемника GPS и оптико-электронной камеры, которая передает изображение по цифровому каналу связи на самолет-носитель.

Как известно, кроме ВВС Израиля боевой опыт применения боеприпасов серии SPICE получили индийские военные летчики, которые 27 февраля 2019 г. выполнили авиационный налет на базовый лагерь террористической группировки в сопредельном Пакистане, однако эффективность применения рассматриваемых АСП оставляет множество вопросов.

В дополнение к вышесказанному отметим, что после воздушного боя на малых дистанциях, который произошел 28 февраля 2019 г. между истребителями МиГ-21 BISON ВВС Индии и JF-17 ВВС Пакистана и имел неприятные последствия для индийских военных был проведен подробный разбор ситуаций в которых индийские истребители МиГ-21, равно как и обеспечивавшие им прикрытие более тяжелые Су-30МКИ не смогли поразить воздушных противников наличными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». Наибольшее количество вопросов у  специалистов ВВС Индии в области вооружений возникло к ракетам российского производства – Р-77 «Вымпел», которых с 1996 г. было приобретено около 1000 шт. при средней стоимости 30000 долл. США за единицу.

Индийские военные обоснованно рассчитывали, что данные ракеты позволят пилотам Су-30МКИ успешно противостоять пакистанским JF-17, однако недостаточная дальность пуска этих ракет, а равно как и массированное применение радиоэлектронных помех и отстрел тепловых ловушек позволил летчикам ВВС Пакистана воспрепятствовали выполнить боевую задачу индийским самолетам. В свою очередь летчики JF-17 успешно отразили все атакующие действия индийских визави.

С учетом результатов воздушного боя Командование ВВС Индии приняло решение возобновить переговоры с израильской компанией Rafael Advanced Defense Systems о приобретении партии управляемых ракет класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности под обозначением I-Derby-ER, которые позволяют перехватывать маневрирующие аэродинамические цели на дальности до 100 км.

Известно, что разработку данной ракеты израильские специалисты начали еще в 90-е гг. прошлого столетия и за основу использовали проверенную временем ракету Derby, а именно ее модификацию Derby-BVR, которая была впервые представлена вниманию специалистов и обозревателей военно-технических изданий еще в 2015 г. на авиасалоне во Франции.

По данным из открытых источников известно, что рассматриваемая УР ВВ СБД израильского производства оснащена всепогодной активной радиолокационной головной частью наведения (ГЧН), созданной по технологии Software Defined Radar (SDR), которая обладает уменьшенной массой, за счет чего конструкторы смогли разместить в корпусе ракеты дополнительное топливо и второй ракетный двигатель, предназначенный для придания боеприпасу дополнительного ускорения (максимальная скорость 4 МАХа) на конечном этапе преследования цели.

Китайские и западные специалисты указывают, что управляющий компьютер рассматриваемого боеприпаса самостоятельно принимает решение на включение второго двигателя исходя из данных о цели и предложенных алгоритмов работы. Следует отметить, что ГЧН возможно перепрограммировать с учетом полученных данных о эффективных площадях рассеивания самолетов противника, с которым вероятно предстоит вести воздушный бой.

Кроме того, современные алгоритмы работы позволяют пилотам применять данную ракету как после захвата цели РЛС самого истребителя, так и без захвата цели, т.е. УР I-Derby-ER позволяет поражать воздушные цели во всем диапазоне дальностей. К положительным свойствам рассматриваемого боеприпаса следует отнести, что УР израильской разработки дешевле на 60% чем гиперзвуковая УР Meteor от европейского концерна MBDA и значительно дешевле, чем УР AIM-120C7 американского производства. К настоящему моменту достоверно известно, что ракеты I-Derby-ER можно применять с истребителей F-16 Block 52, F-5E, Kfir и палубных истребителей  вертикального взлета и посадки Sea Harrier.

По данным китайских и западных обозревателей именно УР ВВ СБД I-Derby-ER позволит повысить боевые возможности подразделений оперативно-тактической авиации ВВС Индии, которые укомплектованы истребителями Су-30МКИ, а также примут на вооружение LCA Tejas. Также, индийские военные рассчитывают интегрировать  данные ракеты  в номенклатуру авиационных средств поражения палубных истребителей МиГ-29К, составляющих основу  боевой авиации ВМС Индии на современном этапе ее существования.

Одновременно с этим, с высокой долей вероятности, предприятия оборонно-промышленного комплекса Индии постараются скопировать компоненты израильской ракеты для реализации собственно проекта аналогичной ракеты под обозначением ASTRA. Известно, что срок готовности изделия определен в 2022 г., однако индийские инженеры и конструктора пока не достигли особых успехов в этой разработке.

42.68MB | MySQL:87 | 0,749sec