Ирак: о расследовании поставок нефти через Арабскую морскую нефте-транспортную компанию

Член комиссии по нефти и энергетике парламента Ирака, Джамаль аль-Махмудави 15 июня, заявил о существовании «финансовой дыры в 460 миллиардов динар в результате заключения соглашения с Арабской морской нефте-транспортной компанией (ARAB MARITIME PETROLEUM TRANSPORT COMPANY (A.M.P.T.C). Парламентарий потребовал от премьер-министра остановить отгрузку нефти этой компании и провести расследование касательно образовавшейся, по его мнению, недостачи средств.

На пресс-конференции, устроенной в парламенте, депутат заявил: «В то время, когда мы поддерживаем строительство иракского танкерного флота, имея ввиду цель, вернуть ему прежние лидирующие позиции, которые он занимал в структуре экспорта «черного золота» в 70-е – 80-е гг. прошлого века, мы хотели бы прояснить факты, почерпнутые нами из некоторых документов, свидетельствующие о том, что в результате действий нынешнего руководства танкерной компании, образовался финансовый убыток в миллиарды динар. Произошло это в результате скидок, предоставленных на непонятных основаниях, без проведения тендеров, Арабской морской нефте-транспортной компании, что привело к снижению, с 1.06. 2017 г., цены на экспортируемую этой компанией нефть».

Комиссия направила по этому поводу депутатский запрос за номером 202 от 27.01.2019 г., министру нефти Ирака с требованием «провести расследование, определить виновных в причинении указанных убытков».

«В порядке надзора мы также направили запрос за номером 205 от 30.01.2019 г. в котором речь идет о проведении ревизии в документах иракской танкерной компании в части подробностей заключения сделки между ней и  Арабской морской нефте-транспортной компанией» — пояснил журналистам депутат.

Та, в свою очередь, ответила в письме за номером 3643 от 10 апреля 2019 года, о том, что был произведен пересчет ценовых показателей нефти и принято решение о предоставлении Арабской морской нефте-транспортной компании скидок, по сравнению с ценами, которые существовали в контрактах с другими компаниями до 01.07.2017 г.

Основанием для такого решения послужило увеличения количеств нефти, продаваемой компании, количество которой достигло 600 тысяч баррелей в месяц. По правилам ведения коммерции, увеличение объемов продаж, означает и некоторое уменьшение прибыльности на единицу продукции, однако приводит к ее повышению, в общем объеме. Особенно с учетом востребованности иракской нефти на рынке.

Члены государственной комиссии по финансовому мониторингу в своем письме, номер 10494 от 7 мая 2019 г., подтвердили факт предоставления Арабской морской нефте-транспортной компании скидок без проведения тендера, как того обычно требуют подобные обстоятельства, а путем заключения партнерского договора между этой компанией и иракской танкерной компанией. В документе также отмечается факт применения различных методик ценообразования, в результате чего, нефть Арабской морской нефте-транспортной компании продавалась по цене 57 долларов США за баррель, ниже, чем другим компаниям, из-за чего возникают предположения в упущенной государством выгоде.

Злополучная скидка в 13 долларов США за баррель была проведена в контракте по статье «услуги аренды хранилищ и погрузки – разгрузки». Кроме того, анализ договоров с Арабской морской нефте-транспортной компанией за 2017 год выявил факты применения разных приемов ценообразования, начиная от разных дат исчисления цены, например, спустя пять дней после отгрузки, до манипулирования с составом цены, когда стоимость складского хранения то учитывалась, то нет. Цена нефти, как таковой, таким образом, если пытаться ее посчитать отдельно от обвязки, выходила дешевле, порой, на 15 долларов за баррель, а, в отдельных случаях – до 29 долларов США за баррель. Нетрудно посчитать, что в масштабах только одного месяца, разница может составлять огромные суммы.

Согласно сведениям депутатов, данные решения принимались прежним руководством иракской танкерной компании, во исполнение резолюции совета ее правления, принятой на его пятом заседании в 2017 году.  А также, на основании циркуляра компании № 185 от 15.05.2017 г. Исходя из среднемесячных отгрузок в адрес Арабской морской нефте-транспортной компании 600 тысяч баррелей нефти, недостача, по мнению аудиторов и парламентской комиссии по нефти и энергетике, составляет, около 460 млрд динар.

Выявив подобные факты, парламентарии потребовали от канцелярии премьер-министра, от Верховной комиссии по борьбе с коррупцией и заместителя премьера по вопросам энергетики «принятия срочных мер по остановке отгрузок нефти  в адрес Арабской морской нефте-транспортной компании, отмены ей скидок, «осуществленных без правомочных оснований и в нарушение Директивы секретариата правительства № 22440 от 26.06.2017, определяющей исключительные полномочия Государственной компании по сбыту нефти (SОМО). А также проведения расследования в отношении прежних руководителей Министерства нефти, принимавших такие решения.

История с Арабской морской нефте-транспортной компанией является одним из примеров того, какие особенности имеет нынешняя система нефтяного экспорта Ирака. Казалось бы, благое намерение поддержать национального перевозчика, на деле может оказаться коррупционным скандалом впечатляющих масштабов. Увы, отнюдь не единичный для Ирака случай, где, как видим, немало вопросов возникает не только в отношении экспорта нефти из Иракского Курдистана, но и, буквально, под носом Министерства нефти.

Смягчающим обстоятельством для руководства последнего может являться лишь его крайняя занятость диверсификацией экспортных маршрутов. Так, в эти дни проходит последние проверки проект иорданского маршрута нефтепровода, Басра – Акаба. Соглашение о его строительстве, напомним, было заключено в 2013 году, протяженность составляет около 1 700 км, общая стоимость проекта составляет порядка 18 млрд долларов США, а пропускная способность – 1 млн баррелей нефти в сутки. Начинаясь на месторождении «Румейла», нефтепровод будет идти на иорданский НПЗ в городе Зарка, затем на терминал в порту Акаба, причем, после полной реализации проекта, количество экспортируемой в Иорданию нефти возрастет до 2 млн баррелей нефти, часть из которых будет направлена на обеспечение самой Иордании.

52.26MB | MySQL:103 | 0,473sec