Судан в новой фазе политического кризиса

К середине 2019 года неустойчивость временной конструкции власти  в Судане после добровольной отставки в апреле президента Омара аль-Башира становится все более очевидной. Взявшая в свои руки власть военная верхушка оказалась не в состоянии обеспечить мирный транзит власти и не пользуется доверием широких масс населения, подстрекаемых оппозиционными силами. Первая волна народной эйфории после смещения с поста президента О.аль-Башира постепенно сменяется осознанием того, что основные требования и ожидания гражданских слоев военная верхушка выполнять не планирует, что вызывает новую волну протестного движения. Попытки Переходного военного совета организовать всеобщие выборы в течение ближайших 9 месяцев, отвергнутые оппозицией, cсопровождаются силовыми мерами по пресечению протестов.

Кульминацией этого противостояния стал силовой разгон мирных протестующих 3 июня, в результате которого погибло не менее 100 человек. После разгона этой демонстрации суданская столица была перекрыта и введено военное положение. Хартум отключили от сети интернет, несколько сотен оппозиционных лидеров было арестовано. Многие активисты были вынуждены бежать из столицы, чтобы избежать заключения под стражу. В качестве ответных мер оппозиция призвала к забастовкам в столице: на сегодня большая часть магазинов, ресторанов и малых предприятий закрылась, и общественная жизнь в Хартуме оказалась парализованной.

Переходный военный совет по сути опирается на полицейские вооруженные формирования в составе 30 тысяч человек, что позволяет им полностью контролировать ситуацию в Хартуме, а также в Дарфуре. Последние  по времени действия правящего генералитета четко указывают на готовность любыми средствами удержать власть в своих руках и не допустить к управлению страной гражданские силы и оппозицию. Варианты создания коалиционного правительства, в какой-бы то ни было форме, военными всерьез не рассматриваются. Военной полиции выдан полный карт-бланш на установление порядка любыми средствами. В частности, в течение июня фиксируются случаи необоснованного применения силы со стороны правительственных вооруженных формирований, в том числе грабежей продуктовых магазинов и изнасилований.

К сожалению, перспективы дальнейшей эскалации военно-политической ситуации и как следствие – гуманитарного кризиса, весьма высоки. Диалог между Переходным военным советом и оппозицией прерван с начала июня и все предварительные договоренности, и компромиссы сторон оказались фактически денонсированными, когда нежелание военных допускать оппозиционных лидеров в новое переходной правительство стало нескрываемым и очевидным. Соответственно, возобновлять диалог и начинать процесс поиска компромиссных решений придется с самого начала. Попытки внешних посредников и переговорщиков, в частности, премьер-министра Эфиопии Абиу Ахмеда, повлиять на стороны и восстановить утраченное доверие, оказались неудачными. Особенно после ареста оппозиционных лидеров буквально на следующие сутки после их встречи с эфиопским премьер-министром.

Дополнительным фактором неопределенности и дестабилизации является назревание внутреннего конфликта и раскола внутри военной верхушки, что ведет к большей непоследовательности и непредсказуемости ее действий. В частности, все большее влияние внутри обретает заместитель главы Переходного военного совета Мухаммед Дагало (Хемидти), который непосредственно контролирует военную полицию и держит в своих руках ситуацию в Хартуме. В то же время силовые рычаги формально главы переходного военного совета Абделя Фаттаха аль- Бурхана и лояльной ему группы генералов армии ослабевают. При этом между двумя группировками все более явственно намечается линия раскола в отношении дальнейших шагов. Более радикально настроенный Хемидти не намерен идти на компромиссы с оппозицией и стремится решить вопрос силовыми методами. Он контролирует улицу и готов к решительным действиям – эта позиция отчасти разделяется населением столицы, которое нуждается в порядке и гарантиях безопасности, чтобы избежать ливийского сценария и эскалации «арабской весны». Однако сценарий Хемидти, думается, опасен еще и тем, что в случае клинча его вооруженных формирований с силами регулярной армии Судану угрожает гражданская война и полный хаос. Важным фактором в этом процессе является позиция Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) – эти силы до последнего оставались преданными президенту О.аль-Баширу и после его отставки глава НСРБ Салах Гош также покинул свой пост. На чью сторону сегодня склоняется эта некогда могущественная, но потерявшая стратегическое управление спецслужба, пока неясно. Но очевидно, что роль НСРБ во внутреннем противостоянии военной верхушки не стоит ни в коем случае недооценивать. Нужно также иметь в виду настроения многих армейских руководителей в пользу разрешения внутриполитического кризиса мирным путем. Многие из них, как полагают эксперты, по-прежнему рассчитывают на компромисс с оппозицией и мирное политическое урегулирование ситуации в целях предотвращения гражданской войны.

В течение июня с.г. по мере углубления внутриполитического кризиса, давление на военную верхушку со стороны внешних игроков также усилилось. В частности, 6 июня с.г., через несколько дней после силового разгона демонстрантов, Африканский союз принял решение приостановить членство Судана в составе этой региональной организации до того, как правящий генералитет передаст власть в стране гражданским силам. Это решение стало весьма серьезным ударом по репутации Судана. Одновременно, при напутствии со стороны США влиятельные соседи Судана по региону – Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ стремятся использовать все свои рычаги влияния на военную власть Судана, чтобы переломить ситуацию.

Возможно, именно усиление внешнего давления заставило суданский генералитет отыграть назад. Уже 12 июня армия анонсировала решение освободить арестованных ранее оппозиционных лидеров, а оппозиция в качестве ответного жеста отменила забастовку, демонстрируя готовность к возобновлению переговорного процесса.

Тем не менее, особого оптимизма по поводу будущего испытывать не стоит. Несмотря на последние позитивные шаги, это скорее больше тактические маневры, чем реальная готовность сторон (в первую очередь, военных) к уступкам и компромиссам. Генералитет по-прежнему не видит альтернативы представителю военной верхушки на посту главы переходного правительства. Требования оппозиции о начале международного расследования в целях расследования фактов силового разгона демонстрации и убийств демонстрантов вряд ли будут услышаны армейским генералитетом. Другое требование гражданских сил – полностью вывести вооруженную полицию из Хартума – также вряд ли будет услышано военными.

Видимо, следует ожидать затяжного противостояния за власть в Судане, что к сожалению будет вести как к ослаблению как международных позиций страны, так и к внутренней дестабилизации с угрозой выливания в полномасштабную гражданскую войну и серьезный гуманитарный кризис.

52.18MB | MySQL:103 | 0,450sec